Проект «Все измерить мы хотим»
проект по математике (подготовительная группа)

Варёнова Анастасия Владимировна

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное  восприятие размера

Проект «Всё измерить мы хотим» - среднесрочный (рассчитан на 2 месяца)

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины  у него складывается постепенно. У детей формируются первые представления о существующих способах измерения. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта.

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_femp.docx699.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с.Кневичи Артемовского городского округа

Проект

     «Все измерить мы хотим»

                                                                         Выполнили:воспитатель высшей категории

 Варёнова Анастасия Владимировна

воспитатель первой категории

 Шайдуллина Галина Николаевна

Артем, 2019

Оглавление

  1. Аннотация к проекту…………………………………………….……. ..3
  2. Актуальность выбранной темы………………………………….… …. 4
  3. Этапы реализации проекта ……………………………………...… …..5
  4. Принципы реализации проекта …………………… …………………..5
  5. Ожидаемые результаты……………………………………...………..…6
  6. Основные мероприятия по реализации проекта………………….........7
  7. Список литературы ………………………………………………..…....12
  8. Приложения ……………………………..………………………………13

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…»

                                                                                                              А.И. Маркушевич

Аннотация к проекту

 Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное  восприятие размера

Проект «Всё измерить мы хотим» - среднесрочный (рассчитан на 2 месяца)

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины  у него складывается постепенно. У детей формируются первые представления о существующих способах измерения. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта. 

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

         

Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с сантиметром и метром,  весами (сравнение веса предметов путем взвешивания) как общепринятыми единицами измерения длины. Познакомить  детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень (формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества)
  • Научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)
  • Формировать у детей первоначальные измерительные умения. 
  • Формировать у детей интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в  умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
  • Развивать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,  совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Воспитывать познавательный интерес к исследовательской  деятельности по математическому развитию

Этапы реализации проекта:

 1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

1 этап.  Организационный.  

  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.

2 этап. Основной.

  • Проведение мероприятий в группе                
  •     Проведение тематических НОД, бесед, разработка презентации «Как измеряли в древности», подбор дидактических игр, подбор практического материала для исследовательской деятельности.
  •     Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

3этап. Заключительный

  • Фотомонтаж.
  • Совершенствование форм и методов.
  •  Подведение итогов.
  •  Презентация проекта.

Вид проекта: Информационно-практикоориентированный

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели;
  • родители.

Срок реализации проекта: март 2019 – апрель 2019 г.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе игрвой деятельности.
  • Принцип наглядности оснаван на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
  • Принцип сочетания.  Педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Формы реализации проекта:

  • НОД с использованием математических и логических игр. 
  • Наблюдения и практические занятия.
  • Познавательное чтение
  • Беседы, организация  развивающих игр  математической направленности.
  • Просмотр тематических презентаций и мультфильмов.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Уголок математики  в группе.
  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  • Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
  • ИКТ

Ожидаемый результат:

  1. Сформированное умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы.
  2. Сформированное умение применять опосредованный способ сравнения.
  3. Сформированные элементарные навыки измерительной деятельности,  которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

Основные мероприятия по реализации проекта

Месяцы

Цели и задачи

Форма и содержание

март

Тема:

Низкий – высокий;

 Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий».

     Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем.

     Воспитывать любознательность, математические способности.

     Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок».

Закреплять понятия «узкий», «широкий».

   

Чтение главы из книги  Г.Юдина «Полезная заниматика»,  Росмэн, 1995 г., стр. 24:  «Низкий – высокий»

Беседа с детьми после чтения отрывка:

  • А вы как думаете, ребята, можно ли ответить на Мишкин вопрос?
  • Чем можно измерить столб?
  • Чем измеряют температуру?
  • Что такое «низкий поступок»?

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.

               Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

     Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:

     Кто  высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

     Кто  низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

          Игра «Высокие куклы и низкие пупсики»

     Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает  команду, например:

     - Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают.

Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя.

          Аппликация коллективная «Парк»

     Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты.

     Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.       

Узкий – широкий;

 

Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам.

    Активизировать словарь, внимание, воображение.

     Воспитывать любознательность, интерес к математике.

  Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»

   Педагог:

- Ребята, а вы согласны с Мышей?

     Рисование «Двери для зверят»

     Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.)

- Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят?

- Почему разные?

- У кого будет самая высокая и широкая дверь?

- У кого будет самая низкая и узкая дверь?

- Какой формы будут двери?

- Как вы украсите двери?

     Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями.

     

Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

     На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.

     Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

     Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т.п.

Игровые упражнения:

«Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка).

«Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения).

апрель

Тема:

Длинный – короткий;

Мелкий – глубокий;

Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»;

     Познакомить с измерительными инструментами: линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка.

     Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.

Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий».

      Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее.

     Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь.

     Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям.

   Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный»

Беседа: «Инструменты измерения». 

Педагог:

  •   Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным?
  •   При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?

     Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.

     Педагог:        

     Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног.

Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.

     На Руси  пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького  - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.

Педагог: 

 - Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?

Дети:  5.

Педагог:

- А теперь я измерю. У меня  получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?

Дети: Ваша ладонь больше.

Педагог:

- Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски.  А у вас ладошка маленькая. Она умещается  на полоске  большее  число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили  ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра).

Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см.

Педагог:

- У меня тоже получилось, что длина этой полоски  10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты.

      Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках»

     Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.

-  А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)

     Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:

- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?

- Почему?

     Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.

     (Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)

Игровые упражнения:

 «Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).

«Найди предмет короче этой полоски»

Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).

     Просмотр мультфильма «38 попугаев»

 Чтение отрывка из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий»

     Педагог:

  • Ребята, а вы согласны с лисенком Леней по поводу мелкого места?
  • А что значит выражение «море по колено»?
  • Чем можно измерить глубину океана, ведра, мыслей, знаний?
  • Могут ли мелко трястись руки, голова, хвост, бревно?

     Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море»,  «Морские обитатели».

Вопросы после просмотра:

Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря?

     Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»

     Педагог рассказывает, что в лагере,  друзья-зверята  и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки.

 Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок?

  Кому глубокую корзинку, а кому мелкую?

     (Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)

 

     

                                                       

Список литературы:

  1. Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,  Просвещение, 1988.
  2. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Владос, 2003.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008.
  5. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  7. Клещёва И.В. Основные требования к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики (The Emissia.Offline Letters) – СПб., 2010.
  8. Михайлова З.Н. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  9. Непомнящая Р.Л. Значение обучения детей дошкольного возраста измерениям – М.: Просвещение, 1988.
  10. Юдин Г. «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.
  11. Интернет ресурсы: maam.ru,   nsportal.ru

Приложение №1

Вопросник для родителей

«Математика для развития Вашего ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

___

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

___

6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?___

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?___

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?___

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж)наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?___

Приложение №2

Консультация для родителей

 Тема: «Ребенок учится логически мыслить»

        В практике дошкольного образования и воспитания в понятии умственного восприятия ребенка включают обычно формирование восприятия и представлений, т.е. сенсорное воспитание и развитие мышления в разных формах и аспектах. Это вполне естественно, так как в познании связь чувственного и рационального непрерывно и неразрывно.

      Мышление нормально развивающегося ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, - наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

      Существуют разные точки зрения о сроках их созревания и доминирования. Наиболее важно то, что наглядно-действенное мышление является самой ранней и исходной формой мышления. На ранних этапах развития оно главенствует, потому, что у ребенка еще нет других средств для решения практических, познавательных и игровых задач. Мышление выступает в этот период как система внешних ориентировочных действий ведущих к практическому преобразованию на личной ситуации. С годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира. Этот процесс познания носит характер экспериментирования. Ребенок при этом выявляет скрытые свойства окружающего мира. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. От полутора до двух лет у ребенка формируется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также и путем догадки. Это становится возможным благодаря переносу действия из внешнего во внутренний план (Ж. Пиаже). После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме, например, ШАР, КУБ. ребенок в полтора года может правильно отобрать в одну коробку маленькие шарики, а в другую - большие. Игра ребенка второго года жизни находится на этапе предметно-игровой деятельности, т.е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой.

      Совершенствование движений расширяет возможность умственного развития и деятельности детей. К 2 годам ребенок различает некоторые формы (шар, яйцо), величину предметов, пространственное положение. Может выполнить следующую просьбу: «Пожалуйста возьми мяч у стола». В действиях ребенка можно заметить элементы сюжетной игры, дети в игре начинают использовать не только игрушки, а «Заменители» реальных предметов: камушек вместо мыла, палочка вместо термометра; пытаются группировать предметы но основание для группировки являются как существенные, так и несущественные признаки.

        Если для детей второго года жизни характерным являлось то, что они мыслили главным образом о вещах, который ими воспринимались в данный момент и с которыми они действовали в настоящее время, то на третьем году жизни под влиянием накопленного опыта происходит дальнейшее развитие мышления.

      В возрасте 3 лет начинают классифицировать предметы по каким-либо существенным признакам. И здесь опять-таки в первую очередь называются цвет, форма, величина предметов.

       Начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста (к 3 годам) и по времени совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и начала развития способности к произвольной саморегуляции.

        Наглядно-образное мышление отличается от наглядно-действенного тем, что действия с предметами заменяются действиями с их образами.

         К 3-х летнему возрасту складывается способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Само восприятие под влиянием этих процессов также развивается.

         Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте уже наглядно- образная. На этой стадии развития преобразования ситуации происходит в идеальном образном

плане, без участия практических действий. Очень важно понять, что образное преобразование ситуации может возникнуть лишь на определенном уровне развития ориентировочной деятельности ребенка и этот уровень готовиться внутри наглядно-действенного мышления, возникает на его основе.

            К 4 годам совершенствуется восприятие, дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине. Могут называть предметы которых много или мало, различают величину: выше, ниже, толще, тоньше, отличают круг от квадрата и треугольника, учатся пользоваться понятием времени (утро, вечер, день, ночь), ориентируется в пространстве, различают времена года.

           К 5 годам дети считают до 5, а некоторые и до 10, умеют сравнивать: «Три конфеты больше, чем две». Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: фрукты, мебель, одежду. Однако возможны и ошибки. Дети могут объединить в одну группу предметов лодку, лейку и рыбу (объяснение: «Всем нужна вода»). Как только дети узнают такие обобщающие слова, как транспорт, садовые принадлежности, то ошибки исправляются.

          К 6 годам ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную взрослым, он может самостоятельно договариваться со сверстниками о последовательности действий в игре. Дети считают в пределах 10, а некоторые и 20, овладевают элементарным сложением и вычитанием, у них формируется понятие о делении на равные части. Дети запоминают последовательность дней недели, месяцев.

         С развитием наглядно-образного мышления наглядно-действенное мышление вовсе не исчезает, оно выступает на первый план в тех случаях когда для преобразования реальной ситуации требуются практические действия или когда проблемная ситуация содержит незнакомые ребенку предметы, а поэтому не может быть проанализировано с помощью образов и представлений.

          К концу дошкольного периода наглядно-образное мышление достигает весьма высокого уровня, опирается на использование моделей, схем, на словесно - зафиксированные образы, связи и отношения между предметами и явлениями.

         Обе эти формы мышления: наглядно-действенная и наглядно-образное - в конце дошкольного возраста вступают между собой в весьма подвижные отношения. При решении практических задач ребенок легко переходит от практических действий к идеальным и обратно.

       Параллельно с наглядно-образным мышлением развиваются в дошкольном возрасте и элементы логического мышления.

      Это происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает улавливать простейшие связи между явлениями и обобщает известные ему предметы. Постепенно операции сравнения и обобщения усложняются, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, использовать операции квалификации, учится устанавливать такую связь, как рядоположенность, противоположность.

       Однако следует отметить, что у ребенка в возрасте 5-6 лет мышление находится «в плену» его житейского опыта: ребенок еще пока не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Например, на вопрос о том, для чего нужна вода, дети чаще всего дают такой ответ: умывание и купание, поскольку эти операции научились делать самостоятельно. Те действия с водой, которые обычно выполняют взрослые (стирку, приготовление пищи, мытье посуды, передвижение по воде) и которые дети наблюдали много раз со стороны, обычно забывают.

Приложение №3

Заключительный математический досуг

Тема: «У нас в гостях Фея Величины»

     Программное содержание:

        Закреплять знания детей по разделу «величина»,

        Формировать умение располагать предметы по величине

        Развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.

       Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.

     Оборудование.  Картина  «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога), мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.

      Ход досуга.

      Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.

- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.

     А измерительные инструменты -  мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?

(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)

Фея:

- Отгадайте мои загадки:

  • Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?
  • Чем можно измерить кубик? А большой дом?
  • Чем можно измерить сахар? А воду или чай?
  • А чем измеряется дружба?

     Игра «Скажи наоборот»

     Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:

Можно - нельзя

Правый - левый

Впереди - сзади

Внизу - вверху

Внутри - снаружи

Близко - далеко

Маленький - большой

Низкий - высокий

Узкий - широкий

Мелкий - глубокий

Короткий - длинный

Мало - много

Быстро - медленно

Легкий - тяжелый

Начало - конец

Тонкий - толстый

     Фея Величины:

-Я опять хочу загадать вам загадки:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час.     (Стрелки часов.)

Задачки:

  • В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».

«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)

  • Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля?  (Оля.)
  • Плюшевые  Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже  второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?

     Фея Величины:

- А какие «измерительные» игры вы знаете?

     Педагог:

- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр,  в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.

Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.

     Фея Величины:

- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!

     Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»

     Фея хвалит детей за хорошую игру.

     Фея Величины:

    -  Я  принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)

- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.

К какому животному был самый длинный путь?

- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»

Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.

Фея Величины предлагает  детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.

          Итог :После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается,  и под музыку  уходит.

   

   Приложение №4

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности Тема: «Термометр»

           Программное содержание: Познакомить детей с работой термометра, их видами. Расширять знания детей о значении их применения. Учить внимательно, слушать воспитателя; отвечать полным ответом. Побуждать детей сделать термометр для игр.

            Оборудование: Термометры разных видов, Незнайка (кукла), стаканы с водой разной температуры (холодная, горячая), шаблон термометра из картона, нитки красного и голубого цвета, лабораторный дневник, цветные карандаши.

               Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте ребята! сегодня мы с вами познакомимся с термометром. Скажите, а вы знаете, что такое термометр и зачем он нужен?

     Дети: (это градусник, что бы мерить температуру)

Воспитатель: правильно ребята говорить термометр, да верно он нужен для того что бы мерить температуру.

    Воспитатель: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура?

Ответы детей.

     Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, у меня на доске термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. А вот температуру чего измеряет термометр мы сейчас с вами и узнаем.

        Ребята к нам в гости пришел Незнайка, он заболел и врач предложил ему смерить температуру, Незнайка достал 5 термометров, но каким мерить температуру он не знает. А вы знаете? (на столе у воспитателя 5 термометров: водный, уличный, комнатный, электронный, ртутный)

 (дети предлагают свои версии)

     Воспитатель: Знаете, ребята термометры бывают разные, и каждый термометр используется по назначению, и сейчас мы с вами познакомимся с каждым из них.

Ребята, а вы знаете, почему наш незнайка заболел? Он ходил на улицу и оделся не по пагоде. Скажите, а как узнать погоду не выходя на улицу?

      Дети: нужно смерить температуру.

Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Температура бывает «-» (холодно) и «+» (тепло) внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.

Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем температуру на улице.

Какой термометр нам понадобится? (версии детей)

Для этого мы поместим наш термометр на улицу, а пока он определяет температуру, мы познакомимся с другим термометром.

Скажите, что предложил доктор незнайке?

      Дети: Доктор предложил Незнайке смерить температуру.

      Воспитатель: Как вы думаете, какой термометр для этого нужен? (версии детей)

Для этого нам нужен термометр для измерения температуры тела: вот они таких термометров у меня два - электронный и ртутный один вам уже знаком мы им пользуемся в детском саду, так как он безопасный, а вот ртутный градусник нам в детском саду пользоваться нельзя, потому что в нем ртуть это то вещество, которое поднимается по школе и показывает температуру. Оно, ребята, ядовитое, поэтому с этим термометром нужно быть осторожными и без разрешения взрослых его трогать нельзя.

     Для человека нормальная температура 36,6 градусов, а если человек заболел, то его температура будет 37 градусов и выше и человеку требуется лечение. Давайте измерим температуру тела человека (вызывается один ребенок для измерение температуры  и Незнайки).

            Давайте с вами схематично зарисуем итог этого опыта в наших дневниках (дети в лабораторных дневниках зарисовывают результат опыта).

Физминутка

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге — ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Ну, продолжим наш урок?

     Воспитатель: И так, у Незнайке нет температуры, но у него кашель, насморк, чихание.

Что незнайке делать?

      Дети: Незнайке нужно принять лекарство.

Воспитатель: я предлагаю, Незнайке погреть ноги. Но как узнать в какой воде? Что бы она была не горячая и не холодная?

Дети: для того чтобы узнать какая вода нужно смерить температуру воды.

    Воспитатель: Для этого нам потребуется термометр для измерения температуры воды. Вот он.

Посмотрите у меня на столе два стакана с водой давайте определим в какой воде мы можем погреть незнайке ноги. (вызываются дети для провидения опыта)

Зарисуем схематично результат опыта в дневниках.

Ребята у меня остался еще один термометр как вы думаете, что измеряют этим термометром? (ответы детей)

       Ребята это комнатный термометр им определяют температуру воздуха в помещении.       Скажите, если деление будет ниже «0» это тепло или холодно? Дети: если деление ниже ноля значит это холодно.

       Воспитатель: а если выше «0» это тепло или холодно?

      Дети: если деление выше ноля это значит тепло.

      Воспитатель: Давайте узнаем какая температуру воздуха в нашей группе (вызывается ребенок, для определение температуры)

Какая температура у нас в группе «+» или «-»?

Хорошо давайте схематично зарисуем опыт в наших дневниках.

      Воспитатель: А теперь давайте проверим наш термометр который находится у нас на улице. Какая температура «+» или «-» (ответы детей)

Зарисуем схематично результат в дневниках.

Молодцы, а теперь давайте сделаем термометры.  (дети на термометры шаблоны связывают красную и синюю нитки между собой)

      Итог:

Предложить детям ответить на вопросы с помощью изготовленных термометров.

Вопросы:

1. Покажите мне температуру «+ 20» в какое время года бывает такая температура

2. Покажите мне температуру «- 10» в какое время года бывает такая температура.

Дети показывают температуру своими термометрами.

Воспитатель: Молодцы ребята, скажите, что нового вы узнали?

А что вам больше всего понравилось?

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Будь со мной, хоть я другой"

Постановка социальной проблемы:   В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшен...

Творческий проект "Одну простую сказку хотим вам показать..."

Проект по созданию театрализованного представления "Необыкновенные приключения Вани и Алены" по мотивам русскогй народной сказки "Гуси-лебеди"....

Оздоровительный проект в старшей группе «Хотим быть здоровыми»

Оздоровительный проект в старшей группе«Хотим быть здоровыми»...

Проект по безопасности "Мы хотим с огнем дружить"

Расширение и систематизация представлений детей о правилах пожарной безопасности...

Проект «Всё измерить мы хотим»

В рамках концепции естественно-научного и инженерно-технического образования детей дошкольного возраста "Енотик" мной был создан и реализован краткосрочный проект "Всё измерить мы хотим...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «Все измерить мы хотим»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по математическому развитию с детьми 6 – 7 лет на тему: «Все измерить мы хотим»

Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием....