ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по математическому развитию с детьми 6 – 7 лет на тему: «Все измерить мы хотим»
проект по математике (подготовительная группа)
Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vse_izmerit_my_hotim.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по математическому развитию
с детьми 6 – 7 лет
на тему:
«Все измерить мы хотим»
Разработала:
Горбунова А.Г.
воспитатели муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Рябинушка».
Покачи 2020г.
Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)
Введение.
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.
Актуальность проекта.
В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
Проблема: Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Неумение детей выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Задачи проекта:
- Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
- Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
- Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Продукт проекта. Коллаж на тему: «Город Величин».
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы, умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности, которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).
План реализации проекта
Месяцы | Цели и задачи | Форма и содержание |
Октябрь Тема: Низкий – высокий; Узкий – широкий; | Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий». Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем. Воспитывать любознательность, математические способности. Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок». Закреплять понятия «узкий», «широкий».
Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам. Активизировать словарь, внимание, воображение. Воспитывать любознательность, интерес к математике. | Чтение главы из книги Г.Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 24: «Низкий – высокий» Беседа с детьми после чтения отрывка:
Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.
Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?» Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные: Кто высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой? Кто низкий по сравнению с жирафом? Страусом? Игра «Высокие куклы и низкие пупсики» Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает команду, например: - Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают. Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя. Аппликация коллективная «Парк» Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты. Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.
|
Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»
С Педагогом по ИЗО (Мальцева М.С) - Ребята, а вы согласны с Мышей? Рисование «Двери для зверят» Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.) - Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят? - Почему разные? - У кого будет самая высокая и широкая дверь? - У кого будет самая низкая и узкая дверь? - Какой формы будут двери? - Как вы украсите двери? Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями. Дидактическая подвижная игра «Разноцветные ленты» На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого. Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать. Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т.п. Игровые упражнения: «Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка). «Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения). ЦОР с педагогом психологом (Артамоновой Р.Ф) | ||
Ноябрь Тема: Длинный – короткий; Мелкий – глубокий; | Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»; Познакомить с измерительными инструментами: линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка. Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности. Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий». Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее. Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь. Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям. | Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный» Беседа: Инструменты измерения. Педагог:
Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра. Педагог: Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног. Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью. На Руси пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы. Педагог: - Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось? Дети: 5. Педагог: - А теперь я измерю. У меня получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит? Дети: Ваша ладонь больше. Педагог: - Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски. А у вас ладошка маленькая. Она умещается на полоске большее число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра). Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см. Педагог: - У меня тоже получилось, что длина этой полоски 10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты. Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках» Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие. - А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.) Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос: - Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким? - Почему? Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них. (Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.) Игровые упражнения: «Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка). «Найди предмет короче этой полоски» Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением). Просмотр мультфильма «38 попугаев»
Чтение отрывка из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий» Педагог:
Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море», «Морские обитатели». Вопросы после просмотра: Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря? Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки» Педагог рассказывает, что в лагере, друзья-зверята и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки. Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок? Кому глубокую корзинку, а кому мелкую? (Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)
|
Заключительный математический досуг
Тема: «У нас в гостях Фея Величины»
Цель. Закрепить знания детей по разделу «величина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.
Оборудование. Картина «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога), мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.
Ход досуга.
Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.
- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.
А измерительные инструменты - мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?
(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)
Фея:
- Отгадайте мои загадки:
- Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?
- Чем можно измерить кубик? А большой дом?
- Чем можно измерить сахар? А воду или чай?
- А чем измеряется дружба?
Игра «Скажи наоборот»
Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:
Можно - нельзя
Правый - левый
Впереди - сзади
Внизу - вверху
Внутри - снаружи
Близко - далеко
Маленький - большой
Низкий - высокий
Узкий - широкий
Мелкий - глубокий
Короткий - длинный
Мало - много
Быстро - медленно
Легкий - тяжелый
Начало - конец
Тонкий - толстый
Фея Величины:
Я опять хочу загадать вам загадки:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов.)
- В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».
«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)
- Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля? (Оля.)
- Плюшевые Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?
Фея Величины:
- А какие «измерительные» игры вы знаете?
Педагог:
- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр, в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.
Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.
Фея Величины:
- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!
Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»
Фея хвалит детей за хорошую игру.
Фея Величины:
- Я принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)
- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.
К какому животному был самый длинный путь?
- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»
Цель: Формировать умение располагать предметы по величине (сериация по возрастанию или по убыванию)
Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.
Фея Величины предлагает детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.
Фея Величины:
- А теперь во что поиграем?
Педагог:
«Попрыгаем на скакалках»
После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается, и под музыку уходит.
Список литературы
- Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В. Белошистая.- ВЛАДОС, 2003.- 400с.
- Березина, Р.Л., Михайлова, З.А. Формирование элементарных представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова.-М.: Просвещение, 1988.-330с.
- Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Михайлова, З.А. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова.-М.: Академия, 1998.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.
- Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.–М.: Просвещение, 1992. – 191с.
- Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии зщанятий по развитию математических представлений/ Е.В. Колесникова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-80с.
- Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина.- М.: Просвещение, 1974. 88-93с.
- Тарханова, Е.А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии (дошкольное отделение) / Е.А. Тарханова.- Нижневартовск.: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2005.-50с.
- Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях.-С-Пб:1994 ч.4-6.
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. -М.: «Академия», 2000.-272с.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 78 – 90с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»
Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...
Проектная деятельность по здоровьесбережению в младшей группе. Тема:”Быть здоровыми хотим” Сообщение на педсовете.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"18854095","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1...
Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Подготовительная группа. Развитие математических представлений. Тема: “Как измерить удава Василия.”
. Формирование навыков измерения длины с помощью различных мерок и представлений о зависимости результата измерения от величины мерки....
Проект «Всё измерить мы хотим»
В рамках концепции естественно-научного и инженерно-технического образования детей дошкольного возраста "Енотик" мной был создан и реализован краткосрочный проект "Всё измерить мы хотим...
Проект «Все измерить мы хотим»
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием &ndash...
Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «Все измерить мы хотим»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий ...
К О Н С П Е К Т Н О Д по формированию элементарных математических представлений в кружке «Почемучка» для воспитанников подготовительной к школе группы № 2 «Совята» (6-8 лет) на тему: «Учимся измерять и запоминать»
Цель: закрепить понятия «мера», «длина», «сантиметр», «миллиметр»; закреплять навык измерения длины предметов с помощью линейки, навыка испол...