Сценарий занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе (технология деятельностного метода «Ситуация»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Сценарий занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе (технология деятельностного метода «Ситуация»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
детей в подготовительной группе
(технология деятельностного метода «Ситуация»)
Тип занятия: ОНЗ (открытие нового знания)
Тема: Гласные и согласные звуки. Дифференциация
Цель:
Формирование представления детей о дифференциации гласных и согласных звуков.
(ОНЗ: без гласного звука не может быть ни одного слова)
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о «звуке», его буквенном обозначении;
- закреплять умение детей давать характеристику звукам;
- тренировать детей выделять в слове гласные звуки, согласные;
- продолжать учить выделять звук в начале, конце и середине слов, определять положение звука в слове;
- учить изменять слова путём добавления, изменения звука или буквы;
- продолжать формировать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
- обогащать словарный запас детей словами противоположными по значению.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции (анализ – определение общего звука в словах), сравнение, внимание (произвольное), память(слуховую и зрительную), речь (устную диалогическую);
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- развивать логическое мышление;
- проводить профилактику дисграфии;
Воспитательные:
- продолжать развивать способность детей к общению;
- продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- Картинки с изображениями домов, составленных из геометрических фигур (размер А4) – 6 шт; (дома разные по набору геометрических фигур, по ширине, высоте, цветовому оформлению).
- Символы, обозначающие гласный звук – 6 шт; (круг диаметром 7 см с «ножками» в красных башмачках).
- Предметные картинки для каждого гласного звука (размер 7 на 7 см)
- Телеграмма – лист А 4. Текст без гласных звуков.
- Ковер в группе
Раздаточный:
- Тканевый материал для работы на фланелеграфе:
- ниточки – 10-12 см.,
- кружочки ( из драпа, фланели, других тканей) диаметром -1 см.,
- квадратики ( из драпа, фланели, других тканей) – 1х1 см.
Предварительная работа:
- Словарная работа в рамках лексических тем «Город», «Геометрические фигуры», гласные и согласные звуки.
Подготовка детей:
- Дети имеют знания о звуках, гласных и согласных, умеют давать характеристику знакомым звукам;
- В течение учебного года выполняют задания по рабочим тетрадям Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке», знакомы со «сквозными» героями, условными обозначениями. (Для данного занятия: схематическое обозначение гласных и согласных звуков – гласные определяются по красному цвету башмачков, согласные твердые – по синему цвету, согласные мягкие – по зеленому цвету башмачков)
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию
Дети подходят к воспитателю. На месте, где должны сидеть Ежик и Лисенок, Лисенок сидит один, очень грустит, около него находится конверт с письмом.
Воспитатель: Ребята, что-то загрустил наш Лисенок? Спросите у него, что случилось?
Дети задают вопрос Лисенку: Что случилось? Почему ты грустный?
Лисенок: Ежик пропал, вот прислал письмо, а я же не умею читать, не знаю, где он, что с ним.
Воспитатель: Лисенок, давай мы тебе поможем, письмо прочтем.
(читает): Дорогой Лисенок! Я отправился в путешествие! Но уже пожалел, что не позвал с собой ни тебя, ни наших ребят. Я попал в очень странный город. Жители не могут разговаривать, вместо слов произносят какие-то звуки. Я ничего не понимаю! На вывесках домов непонятные надписи. Вот попробуйте прочитать и произнести:
Д_М; _ПТ_К_; М_Г_З_Н;
Приезжайте, пожалуйста. Самому мне никак не разобраться, что здесь случилось.
Чтобы попасть в Странный город, надо открыть волшебный замок, (разгадать ребус) и сказать наши волшебные слова.
Воспитатель: Лисенок, ты останешься в группе и будешь нас ждать, а то если Мудрая Сова прилетит и никого не застанет, она будет очень волноваться.
Лисенок: Ладно. Я надеюсь, что вы поможете и Ежонку и жителям Странного города.
2. Актуализация знаний.
- Требование. Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
Воспитатель: Чтобы отправиться в такое путешествие, нам с вами надо подготовиться. Вспомнить все, что мы знаем про звуки и буквы.
Давайте, еще раз взглянем на карточку.
(показывает карточку)
Воспитатель:
- Ребята, вы понимаете, что здесь написано?
Дети перечисляют знакомые буквы, пытаются их складывать. Но слоги не получаются.
- Ребята, из письма Ежика и по этой непонятной вывеске, может быть, вы догадались, какая проблема возникла у жителей города?
- Да. В этих словах мало букв.
Воспитатель: Может быть, в этом слове чего-то не хватает? Ведь его даже произнести никак.
- В этих словах пропущены буквы. Похоже, что в городе пропали какие-то звуки и буквы.
Воспитатель: Давайте, вспомним, что такое буквы?
- Значки для записи слов. Это символы, которые обозначают звуки.
Воспитатель: А что такое – звуки?
-Это то, что мы произносим, когда говорим.
- А какие звуки мы с вами знаем?
- Гласные и согласные.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Гласные звуки можно пропеть, поэтому они и называются гласными – от слова «голос», а согласные – нельзя.
- Назовите, пожалуйста, какие гласные вы знаете?
- А, О, У, Э,И, Ы
- А все остальные согласные.
3. Затруднение в игровой ситуации
- Давайте попробуем произнести слово без гласных звуков, например слово «мука», какие звуки мы слышим?
- (М) (У) (К) (А)
- А теперь без гласных, что получается…
- (М) (К)
Понятно, что за слово?
Нет.
*Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания
- А давайте придумаем такие слова, где нет гласных, только согласные.
Дети пробуют, убеждаются, что в каждом слове есть гласные звуки.
4. Открытие нового знания
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Без гласных звуков слов не получается, в каждом слове обязательно есть гласные звуки.
Воспитатель: В письме Ежонок просит нас с вами помочь жителям города! Значит, они уверены, что мы знаем, как это сделать, и все сумеем! Не боитесь трудностей? А опасностей? А приключения любите? Ну, тогда в дорогу!
Вспоминайте, как нам попасть в Странный город?
- Надо открыть волшебный замок (разгадать ребус) и сказать волшебные слова.
На 6 фланелеграфах расставлены картинки с изображениями 6 домов, разных по высоте, ширине, разного цвета. У домиков стоят красные башмачки. У каждого домика свой набор предметных картинок в названиях предметов, на которых есть общие гласные.
Дети разгадывают ребус, говорят волшебные слова «Вокруг себя повернись, В Странном городе очутись», закрывают глаза, оборачиваются вокруг себя. Подходят к фланелеграфам с домиками. Детей встречает Ежик.
Ежик: - Это необычный город, но он чем-то похож на наш, правда?
Воспитатель: Давайте вспомним, что вообще есть в городе?
Д.: - Дома, дороги, аптека, магазины, школы, улицы…
В.: - Какие бывают улицы?
Д.: - Широкие, узкие, длинные, короткие, извилистые…
В.: -А на каких улицах вы живете? Как они называются?
Варианты ответов детей (Закгейма, Гудованцева, 8 Марта, Маланова,…)
Ежик: - Посмотрите, ребята. Как вы думаете, как может называться эта улица?
Д.: - Она похожа на улицу гласных звуков.
Ежик: - Почему вы так думаете?
Д.: - Потому что, у каждого домика есть хозяин в красных башмачках, вот башмачки, значит, там живут гласные звуки.
Ежик: - Но в том то и дело, что их здесь нет. И все что говорят жители города – непонятно.
Воспитатель: - Ребята, что же сделать, чтобы гласные звуки вернулись в свои домики?
- Позвать, поискать,…
- Где же мы можем их поискать? На полу? Под столом? Разве можно увидеть звук? Потрогать его?
- Нет! Мы можем звуки только услышать.
-Тогда как же вернуть звук в домик и обозначить его, что он там есть?
- Можно написать букву.
- Ежик, не беспокойся, пожалуйста, ты же знаешь, что наши ребята справятся с такой трудной задачей. Звуки они все знают, хорошо их слышат и различают, умеют писать буквы.
5. Введение в систему знаний.
Все участники подходят к первому домику.
- Рассмотрим этот домик. Какой он по высоте? Из каких деталей состоит?
- Низкий, выстроен из квадратов и прямоугольников, с треугольной крышей.
- Что нарисовано на картинках вокруг домика?
- Арбуз, апельсин, банан.
- Какой общий звук мы слышим в этих словах?
- звук А
- А какой буквой мы обозначаем звук А?
- звук А обозначается буквой А
(рядом с домиком появляется буква А)
Дети находят букву на столе, приносят ее, ставят у домика.
- Посмотрите, мы нашли один из звуков!
Дети вместе с воспитателем и Ежиком подходят ко второму домику.
- Что нарисовано на картинках вокруг домика?
- Эскимо, экскаватор, экран.
- Какой общий звук мы слышим в этих словах?
- Звук Э
- А какой буквой мы обозначаем звук Э?
-Звук Э обозначается буквой Э.
(рядом с домиком появляется буква Э)
Дети вместе с воспитателем и Ежиком подходят к третьему домику.
На третьем домике написаны слова «ДОМ» и «СОК», но без буквы О.
- Как вы думаете, какой звук пропал из этого домика?
- Звук О, потому что нарисованы картинки, в которых мы слышим этот звук – нож, торт, роза.
- А еще здесь какие-то буквы… вы узнаете их?
- Да, это буквы Д и М, С и К.
- Ребята, как вы думаете, какой буквы не хватает в этих словах?
- не хватает буквы О.
- Значит, мы с вами нашли еще один звук. Какой?
- Звук О.
- Прочитайте, что получилось.
- Получились слова ДОМ, СОК.
(рядом с домиком появляется буква О)
Дети вместе с воспитателем и Ежиком подходят к четвертому домику.
На четвертом домике написаны слова «РИС» и «КИТ», но без буквы И.
- Как вы думаете, какой звук пропал из этого домика?
- Звук И, потому что нарисованы картинки, в которых мы слышим этот звук – кубик, иголка, спички.
- А еще здесь какие-то буквы… вы узнаете их?
- Да, это буквы Р и С, К и Т.
- Ребята, как вы думаете, какой буквы не хватает в этих словах?
- В этих словах не хватает буквы И.
- Значит, мы с вами нашли еще один звук. Какой?
- Звук И.
- Какой буквой мы обозначаем звук И?
- Звук И обозначается буквой И.
(рядом с домиком появляется буква И)
Дети вместе с воспитателем и Кроликом подходят к пятому домику.
На пятом домике написано слово ДЫМ, но буква Ы – перевернута.
- Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не то?
- Да, буква Ы пишется не так, ее надо перевернуть.
Дети переворачивают букву Ы , читают слово ДЫМ.
- Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук Ы. Какой буквой обозначаем звук Ы?
- Звук Ы обозначаем буквой Ы.
(рядом с домиком появляется буква Ы)
Дети вместе с воспитателем и Кроликом подходят к шестому домику.
На шестом домике написано слово ЛУК, но буква У – перевернута.
- Ребята, а у этого домика все в порядке?
- Нет, буква У пишется не так, ее надо перевернуть.
Дети переворачивают букву, ставят её правильно, читают слово ЛУК.
- Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук У. Какой буквой обозначаем звук У?
- звук У обозначается буквой У.
(рядом с домиком появляется буква У)
- Как здорово! Мы с вами нашли все гласные звуки! Давайте вспомним и произнесем их.
Дети произносят хором или по очереди.
- А, О, У, И, Ы, Э.
Ежик: - Ребята, какие вы молодцы! Все гласные вернулись в свои домики.
Воспитатель: ребята, давайте поможем жителям Волшебного города вернуть буквы и в другие слова. Ежонок приготовил для вас буквы, которые потерялись из слов вот с этих карточек.
(Показывает 12 карточек со словами, в которых пропущены гласные, и раздает каждому по конверту. В конверте 2 гласные буквы. Задание: надо вставить гласные так, чтобы получилось слово.)
Дети работают на карточках индивидуально.
Воспитатель вместе с детьми прочитывает получившиеся слова.
Ежик достаёт вывески, где гласные звуки все встали на свои места. Читает текст: «ДОМ, АПТЕКА, МАГАЗИН».
Ежик: Вот теперь жители города смогут общаться между собой. Почтальон правильно разнесет почту по адресам, а вывески станут понятными. Спасибо огромное! Вы, наверное, очень устали? Давайте присядем.
Упражнение на релаксацию:
Дети садятся на колени на ковер. Ежик проводит минуту релаксации.
Ежик: Глазки закрываем, плечи опускаем, головку наклоняем.
Так минутку посидим, помолчим, как будто спим.
Мы с вами как цветочки на клумбе.
Солнышко пригрело, голова поднимается, глазки открываются.
Ручки к солнцу потянулись, лица солнцу улыбнулись.
Беседа с детьми продолжается сидя на ковре.
Воспитатель: - Ежик, ребята тебе помогли навести порядок в волшебном городе. Нам пора возвращаться в свой родной город. Ты с нами?
Ежик: - Конечно, конечно! Я по Лисенку соскучился. Но я боюсь, что мы уйдем, а гласные опять раз… и пропадут. Как бы сделать так, чтобы они не исчезли?
- Можно написать вокруг домика много – много букв.
- А чем мы напишем, и на чём?
Ежик предлагает тканевые кусочки, нитки для работы на фланелеграфах.
Дети выкладывают буквы из тканевых кусочков на свободном поле фланелеграфов вокруг домиков. Задания индивидуальные. У детей есть выбор материалов, нет четкого образца буквы, нет установки, сколько букв необходимо. Условие одно: вокруг домика какого-либо гласного звука должны быть выложены именно эти гласные буквы.
Ежик: - Как здорово вы придумали! Теперь я спокоен, мы можем возвращаться! Надо для Лисенка захватить буквы и рассказать ему про наши приключения.
Дети говорят те же волшебные слова, оказываются в группе.
6. Итог занятия.
Детей встречает Лисенок, Ежик садиться рядом с Лисенком. Диалог ведёт Лисенок.
Воспитатель: Ребята, расскажите Лисенку, что случилось в том городе?
Ответы детей: Пропали гласные звуки.
Лисенок: Вы их нашли?
Да. Смотри, Лисенок, Ежик и для тебя захватил буквы. Помнишь, какие звуки они обозначают?
Лисенок: Конечно, помню. А как вы нашли все эти звуки?
Ответы детей: Например, звуки А и Э? (по первым звукам в словах)
звуки О и И? (по общим звукам в словах) звуки У и Ы? (они были перевернуты)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, мы смогли помочь Ежику и жителям города?
- Да
- Почему у нас это получилось?
- Мы смогли помочь, потому что мы знаем гласные и согласные звуки, умеем их находить в словах, знаем, как пишутся буквы.
Воспитатель подводит итог: Потому что вы понимаете, что в каждом понятном слове должны быть и гласные и согласные звуки; умеете находить их в словах, знаете, какими буквами их обозначать, умеете придумывать, сочинять, помогать друг другу.
Лисенок: А как тот город назывался?
Воспитатель: Мы с вами все помогали, но даже не спросили, как называется волшебный город? Как бы вы его назвали?
Варианты ответов детей: загадочный, звуковой…
- Замечательные названия! У меня будет вам домашнее задание – нарисовать волшебный город, каким вы его представляете себе и дать ему название.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи старших дошкольников Тема: « Животные Севера» (подготовительная группа) Технологии: сотрудничества, игровая, здоровьесберегающая
Уточнение и закрепление представленийй детей о животных Севера....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»
Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»...
Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...