Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами ментальной арифметики в образовательной области «Познавательное развитие с детьми подготовительной группы» Тема: «Счёт и состав в пределах числа 10 при помощи абакуса».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект НОД по ФЭМП с элементами ментальной арифметики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по ФЭМП с элементами ментальной арифметики | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»
(МБДОУ № 4)
ул. Новая, д.9, г.Отрадное тел.8(81362)33-060 Кировский район, Ленинградская mbdou-04@yandex.ru область, 187330 |
Конспект НОД по формированию
элементарных математических представлений с элементами ментальной арифметики в образовательной области «Познавательное развитие с детьми подготовительной группы»
Тема: «Счёт и состав в пределах числа 10 при помощи абакуса».
Подготовила: воспитатель
Руколеева Ю.А.
г. Отрадное
Кировский район
2019 г.
Программное содержание:
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Развитие математических способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на абакусе в пределах 10.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Ознакомить с устройством абакус.
- Формировать навык устного счёта с использования абакуса в пределах 10.
- Совершенствовать навыки сложения в пределах 10.
- Формировать умение распознавать числовое значение комбинацией косточек у расчетной линейки абакуса в пределах 10.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать зрительную память и внимание детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать воображение, внимательность, наблюдательность.
- Развивать межполушарное взаимодействие по средством игр.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к получению математических знаний.
- Воспитывать интерес к новым методам решения арифметических вычислений при помощи абакуса.
- Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.
- Воспитывать целеустремленность.
- Продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Форма организации: коллективная деятельность
Методы и приемы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Практическая деятельность детей.
- Беседа.
- Поощрение, рефлексия.
Оборудование:
Демонстрационный абакус, демонстрационные флеш карты с числами от 1 до 9, математическая «ромашка» из лепестков с арифметическими вычислениями (по количеству детей).
Раздаточный материал:
Ученические абакусы, фломастеры, карточки с арифметическими вычислениями (по количеству детей), карточки с игровыми заданиями для развития межполушарного взаимодействия «Ёжики» (по количеству детей).
Ход НОД.
I Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
–ДОБРОЕ УТРО!
II Основная часть.
В: Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Вы, наверное, все видели по телевизору, как гениальные дети считают большие, сложные примеры. Так вот, сегодня я вас познакомлю с новым интересным способом счёта. А помогут нам в этом счёты, которые называются абакус.
Предлагаю вам, послушать интересную сказку.
Сказка про Принцессу и Рыцарей.
В одном красивом высоком замке жили четыре рыцаря и одна принцесса Принцесса жила над балконом, а четыре рыцаря в нижней части замка. Они охраняли принцессу. ( показ на абакусе)
Принцесса означает число пять, а каждый рыцарь единицу.
Решил первый рыцарь подружиться с принцессой. Поднялся он к ней на балкон и получилось у них число шесть. Поднялся второй рыцарь - стали они числом семь. Поднялся третий рыцарь и стали они числом восемь. Когда же к ним присоединился четвёртый рыцарь, они стали числом девять.
В: А теперь давайте еще раз посчитаем (воспитатель берет флеш - карты и показывает детям, а дети сами считают) карточки вывешиваются на доску).
В: А чтобы начать считать на абакусе, мы подготовим наши ручки. (воспитатель показывает, дети повторяют).
Чтоб прилежно посчитать –
Нужно пальчики размять:
Вниз – большой,
Вверх – указательный,
Вместе – клювик замечательный.
Большим пальцем будем поднимать рыцарей, а указательным - будем опускать. Принцессу опускать и поднимать мы будем указательным пальчиком. (Дети тренируются без абакуса поднимать, и опускать косточки абакуса).
В: А сейчас, я вам предлагаю отгадать мои загадки
(Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает на абакусе отгаданное число. Дети работают на ученических абакусах).
Счёт он в цифрах открывает,
Что за важный господин?
Очень стройный и носатый, а зовут его – (один).
Круто выгнута спина, -
Может быть, она больна?
Вниз склонилась голова
У бедняги цифры (два).
Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,
Ты получше посмотри –
Это вроде бы и буква,
Но еще и цифра (три).
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою (четыре)
Руку вправо протянула
Ножку сильно изогнула.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра (пять).
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру (шесть).
На косу она похожа,
Но косить траву не может –
Не наточена совсем
И не косит цифра (семь).
Друг на друга два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру (восемь)
Цифра шесть на качелях каталась,
Цифра шесть так заигралась,
Что кружилась, кружилась,
И во что же превратилась? (девять)
На лугу среди цветов
Пять ежат резвятся
К шалунишкам два дружка
Очень быстро мчатся
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
В: молодцы, все справились с этим заданием.
В: Следующее наше задание называется «Обведи ёжика», а обводить мы его будем необычным способом, а двумя руками. Дети, положите перед собой картинку с ежами, возьмите два фломастера. Один фломастер в правую руку, второй – в левую руку. Правой рукой рисуем иголки правому ёжику, а левой рукой - левому ёжику. Работаем одновременно двумя руками. А затем его обведем, начиная с носика. Обводим ёжика тоже одновременно двумя руками. Сначала нарисуем его в воздухе. (Дети выполняют задание)
В: Какие красивые у вас ёжики получились, я вижу, вы очень старались.
В: Дети, сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
(Проводится физминутка, движения выполняются согласно словам текста).
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь все дружно встали, ножки, ручки чтоб размяли.
На счет раз – кулак сожмем,
На счет два – к плечам прижмем.
Три, четыре – поменяли
Кулачки свои разжали.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись
пять – кулачки свои сожмем,
шесть – к плечам опять прижмем.
Семь и восемь – поменяли
Девять - кулачки свои разжали.
Десять – будем продолжать с цифрами опять играть.
В: Хорошо отдохнули, присаживайтесь.
Следующие наше задание называется «Посчитай и раскрась».
В: На столах у вас есть картинки и абакус с беленькими косточками, предметы на картинке нужно посчитать, а получившееся количество предметов изобразить на белом абакусе. Не забывайте, что принцесса означает число пять, а рыцарь – единицу.
(Воспитатель смотрит, как дети выполняют задание. Если, дети затрудняются, помогает).
В: Молодцы дети, я вас всех хвалю, а теперь отгадайте загадку.
Стоит цветочек на поляне,
Серединка золотая,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве ...
(Ромашки)
Д: Ромашки.
В: Правильно. Посмотрите, на столе я вам приготовила ромашку. А Ромашка у нас не простая, а с примерами. Чтобы их решить нужно взять по одному лепесточку, решить пример с помощью абакуса и записать ответ. А ответ изобразите на абакусе, который у вас на лепесточке.
(Дети выполняют задание самостоятельно).
В: Поменяйтесь лепесточками и проверьте друг друга. Теперь давайте соберем нашу ромашку. Положите все лепесточки примерами вверх.
(Дети выполняют задание, воспитатель помогает, если возникают трудности).
В: Дети, вы такие молодцы, выполнили очень сложные задания.
Рефлексия.
(Воспитатель приглашает всех детей подойти к абакусу).
В: Какое задание показалось вам самым сложным? Почему? А что было самым простым? А как называются счеты, на которых мы с вами считали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы на тему "Весна-красна"
Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: Систематизировать представление о том, какие изменения происходят весной. Закреплять названия перелетных птиц, первоцветов, ...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы
Тема: «Космическое путешествие»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Объём». Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые.
Цель: Познакомить с величиной «объём» (вместимость). Формировать правильного понимания, что такое объём.Задачи:Познавательное:Познакомить с величиной «объём» (вместимость)Едини...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».
Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....
Планирование занятий по формированию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)
В помощь педагогам собрана картотека дидактических игр по познавательному развитию...
Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.
Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...