Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами ментальной арифметики в образовательной области «Познавательное развитие с детьми подготовительной группы» Тема: «Счёт и состав в пределах числа 10 при помощи абакуса».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Руколеева Юлия Александровна

Конспект НОД по ФЭМП с элементами ментальной арифметики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»

(МБДОУ № 4)

ул. Новая, д.9, г.Отрадное                                                                                                  тел.8(81362)33-060

Кировский район, Ленинградская                                                                                    mbdou-04@yandex.ru

область,  187330

Конспект НОД по формированию

элементарных математических представлений с элементами ментальной арифметики в образовательной области «Познавательное развитие с детьми подготовительной группы»

Тема: «Счёт и состав в пределах числа 10 при помощи абакуса».

Подготовила: воспитатель

 Руколеева Ю.А.

г. Отрадное

Кировский район

2019 г.

Программное содержание:

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Развитие математических способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на абакусе в пределах 10.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Ознакомить с устройством абакус.
  • Формировать навык устного счёта с использования абакуса в пределах 10.
  • Совершенствовать навыки сложения в пределах 10.
  • Формировать умение распознавать числовое значение комбинацией косточек у расчетной линейки абакуса в пределах 10.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать зрительную память и внимание детей.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать воображение, внимательность, наблюдательность.
  • Развивать межполушарное взаимодействие по средством игр.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к получению математических знаний.
  • Воспитывать интерес к новым методам решения арифметических вычислений при помощи абакуса.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать целеустремленность.
  • Продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Форма организации: коллективная деятельность

Методы и приемы: 

  • Игровой.
  • Наглядный.
  • Практическая деятельность детей.
  • Беседа.
  • Поощрение, рефлексия.

Оборудование:

Демонстрационный абакус, демонстрационные флеш карты с числами от 1 до 9, математическая «ромашка» из лепестков с арифметическими вычислениями (по количеству детей).

Раздаточный материал:

Ученические абакусы, фломастеры, карточки с арифметическими вычислениями (по количеству детей), карточки с игровыми заданиями для развития межполушарного взаимодействия «Ёжики» (по количеству детей).

Ход НОД.

I Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

ДОБРОЕ УТРО!

II Основная часть.

В: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно

Вы, наверное, все видели по телевизору, как гениальные дети считают большие, сложные примеры. Так вот, сегодня я вас познакомлю с новым интересным способом счёта. А помогут нам в этом счёты, которые называются абакус.

Предлагаю вам, послушать интересную сказку.

Сказка про Принцессу и Рыцарей.

В одном красивом высоком замке жили четыре рыцаря и одна принцесса Принцесса жила над балконом, а четыре рыцаря в нижней части замка. Они охраняли принцессу. ( показ на абакусе)

Принцесса  означает число пять, а каждый рыцарь единицу.

Решил первый рыцарь подружиться с принцессой. Поднялся он к ней на балкон и получилось у них число шесть. Поднялся второй рыцарь - стали они числом семь. Поднялся третий рыцарь и стали они числом восемь. Когда же к ним присоединился четвёртый рыцарь, они стали числом девять.

В: А теперь давайте еще раз посчитаем (воспитатель берет флеш - карты и  показывает детям, а дети сами считают) карточки вывешиваются на доску).

В: А чтобы начать считать на абакусе, мы подготовим наши ручки. (воспитатель показывает, дети повторяют).

Чтоб прилежно посчитать –

Нужно пальчики размять:

Вниз – большой,

Вверх – указательный,

Вместе – клювик замечательный.

Большим пальцем будем поднимать рыцарей, а указательным - будем опускать. Принцессу опускать и поднимать мы будем указательным пальчиком. (Дети тренируются без абакуса поднимать, и опускать косточки абакуса).

В: А сейчас, я вам предлагаю отгадать мои загадки

(Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает на абакусе отгаданное число. Дети работают на ученических абакусах).

Счёт он в цифрах открывает, 

Что за важный господин?

Очень стройный и носатый, а зовут его – (один).

Круто выгнута спина, -

Может быть, она больна?

Вниз склонилась голова

У бедняги цифры (два).

Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,

Ты получше посмотри –

Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра (три).

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (четыре)

Руку вправо протянула

Ножку сильно изогнула.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра (пять).

Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру (шесть).

На косу она похожа,

Но косить траву не может –

Не наточена совсем

И не косит цифра (семь).

Друг на друга два кольца,

Удалых два молодца.

В числовой их ряд попросим

И получим цифру (восемь)

Цифра шесть на  качелях каталась,

Цифра шесть так заигралась,

Что кружилась, кружилась,

И во что же превратилась? (девять)

На лугу среди цветов

Пять ежат резвятся

К шалунишкам два дружка

Очень быстро мчатся

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

В: молодцы, все справились с этим заданием.

В: Следующее наше задание называется «Обведи ёжика», а обводить мы его будем необычным способом, а двумя руками. Дети, положите перед собой картинку с ежами, возьмите два фломастера. Один фломастер в правую руку, второй – в левую руку. Правой рукой рисуем иголки правому ёжику, а левой рукой - левому ёжику. Работаем одновременно двумя руками. А затем его обведем, начиная с носика. Обводим ёжика тоже одновременно двумя руками. Сначала нарисуем его в воздухе. (Дети выполняют задание)

В: Какие красивые у вас ёжики получились, я вижу, вы очень старались. 

В: Дети, сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

 (Проводится физминутка, движения выполняются согласно словам текста).

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь все дружно встали, ножки, ручки чтоб размяли.

На счет раз – кулак сожмем,

На счет два – к плечам прижмем.

Три, четыре – поменяли

Кулачки свои разжали.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись

пять – кулачки свои сожмем,

шесть – к плечам опять прижмем.

Семь и восемь – поменяли

Девять - кулачки свои разжали.

Десять – будем продолжать с цифрами опять играть. 

В: Хорошо отдохнули, присаживайтесь.

Следующие наше задание называется «Посчитай и раскрась».
В: На столах у вас есть картинки и абакус с беленькими косточками, предметы на картинке нужно посчитать, а получившееся количество предметов изобразить на белом абакусе. Не забывайте, что принцесса означает число пять, а рыцарь – единицу.

(Воспитатель смотрит, как дети выполняют задание. Если, дети затрудняются, помогает).

В: Молодцы дети, я вас всех хвалю, а теперь отгадайте загадку.
Стоит
 цветочек на поляне,

Серединка золотая,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве ...

(Ромашки)

Д: Ромашки.

В: Правильно. Посмотрите, на столе я вам приготовила ромашку. А Ромашка у нас не простая, а с примерами. Чтобы их решить нужно взять по одному лепесточку, решить пример с помощью абакуса и записать ответ. А ответ изобразите на абакусе, который у вас на лепесточке.

(Дети выполняют задание самостоятельно).

В: Поменяйтесь лепесточками и проверьте друг друга. Теперь давайте соберем нашу ромашку. Положите все лепесточки  примерами вверх.

(Дети выполняют задание, воспитатель помогает, если возникают трудности).

В: Дети, вы такие молодцы, выполнили очень сложные задания.

Рефлексия.

(Воспитатель приглашает всех детей подойти к абакусу).

В: Какое задание показалось вам самым сложным? Почему? А что было самым простым? А как называются счеты, на которых мы с вами считали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы на тему "Весна-красна"

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: Систематизировать представление о том, какие изменения происходят весной. Закреплять названия перелетных птиц, первоцветов, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Объём». Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые.

Цель: Познакомить с величиной «объём» (вместимость). Формировать правильного понимания, что такое объём.Задачи:Познавательное:Познакомить с величиной «объём» (вместимость)Едини...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».

Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...