НОД "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

НОД "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Конспект непрерывной образовательной  деятельности

 по Финансовой грамотности

в  подготовительной  группе

                                                                                         

   Воспитатель:  Вахрушева Оксана Сергеевна

                                                                                                                                                                     

г. Северобайкальск

2020г.

Организация непрерывной образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме: «Путешествие в страну денег»

Автор конспекта непрерывной образовательной  деятельности по Финансовой грамотности:

Вахрушева Оксана Сергеевна, высшая категория, МБДОУ ЦРР д/сад «Теремок», Республика Бурятия г. Северобайкальск

Цель: создание условия для формирования  финансовой  грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег,

Познакомить с историей появления денег

Дать представление детей о монетах и банкнотах, их признаках.

Познакомить детей с понятием- рубль, валюта

Развивающие:

Развивать связную речь; логическое мышление, внимание, воображение, умение находить выход из проблемной ситуации.
 Воспитательные:
 Воспитывать целенаправленность, работоспособность, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

Область в интеграции: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

РППС: Тема недели в родительском уголке, дидактические игры по теме, картотека сказок по финансовой грамотности

Форма проведения: НОД.  НОД проходит в групповой комнате.

Оборудование: листы бумаги, ножницы, простые карандаши, картинки, мяч, бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта, мультимедиа-проектор, видео ролик об истории появления денег, интеллект.карты.

Мотивационный, подготовительный этап

Задачи

Этапа НОД

 Содержание НОД

воспитатель

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Вид детской деятельности или методы и приёмы

Средства реализации ООП

(оборудование и материалы)

Планируемый результат

Проблемная ситуация

Замотивировать

детей к

предстоящей

деятельности.

Развивать связную речь; логическое мышление, внимание

Развивать интерес к познавательной мотивации

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым

Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!»

После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко. А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу.

Молодцы! А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу.

Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами. Необходимо уметь планировать доходы и расходы, чтобы правильно распорядиться ими. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Физическое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

 Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Дети проходят и встают в круг            ( выполняют движения согласно тексту)

Дети садятся за столы .

Дети рисуют контур яблока

Дети рисуют контур груши

Дети вырезают фрукты и замечают,

что вырезать оба рисунка невозможно. Один придется испортить.

Выполнение стихотворного приветствия.

Д/и. «Груша- яблоко»

Простые карандаши, листы бумаги, ножницы.

Речь педагога

Речь педагога

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и  взаимодействие ребёнка со взрослым

Развит интерес к познавательной деятельности.

Основная часть

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Вид детской деятельности или методы и приёмы

Средства реализации ООП

(оборудование и материалы)

Планируемые результаты

Сюрпризный момент

Развитие мышления, воображения

Познакомить с историей появления денег посредством просмотра м/ф

Развивать мышление, логику, делать правильный выбор.

упражнять в координации речи с движениями

Дать представление детей о монетах и банкнотах, их признаках.

Познакомить детей с понятием- рубль, валюта

-.

  Воспитатель: Сегодня вы узнаете много интересного! Дети из группы «Сказка» сделали нам подарок и подписали его: «Будьте финансово грамотны!». Давайте, скорее, посмотрим, что же это такое?

Воспитатель разворачивает подарок и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (копилка)

 Для чего же нужна эта копилка?

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Как вы думаете, зачем людям нужны деньги

Воспитатель: Верно, деньги используются, чтобы оценить труд человека. Деньги люди получают за выполненную работу. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.

Воспитатель: А как же появились первые деньги? На этот вопрос мы получим ответ после просмотра мультфильма.

Воспитатель: Вот так начиналась история денег. А вы знаете, что деньги нужны для удовлетворения потребностей. Что такое потребности? 

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: 

Воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.

Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет?

Воспитатель: Я хочу предложить вам разделиться на две команды и заполнить интеллектуальные карты которые называются«Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?»

Воспитатель даёт задание каждой команде.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и провести физ.минутку

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, есть ли в ней деньги? Давайте скорее посмотрим! Воспитатель достает монеты.

Воспитатель: Что это такое? Правильно, монеты. Какой бывает монета? Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства.

Воспитатель: Смотрите ребята, у нас в копилке ещё, что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это. Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Это банкноты. А какие они? Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Воспитатель: Банкноты так же, как монеты бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать, какие банкноты бывают?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили. А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны? Верно! Но в мире существует много стран, и в каждой стране деньги разные. В Америке деньги называются доллары, во многих европейских странах - евро. Существует очень много разных названий денег, поэтому деньги других стран мы называем - валюта. Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы получаем и тратим только рубли и копейки.

Воспитатель: Ребята, кто знает, где ваши родители носят деньги - монеты и банкноты? Верно! Эти деньги есть в наличии, и называются они «наличные деньги».

Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы знаете о них? Как надо пользоваться пластиковой картой?

Познавательное развитие социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

речевое развитие

Познавательно- исследовательская деятельность

Познавательное развитие

речевое развитие

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Двигательная деятельность

Речевое развитие, двигательная деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность, социально – коммуникативное развитие речевое развитие

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие

Ответы детей –копилка

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

Просмотр м/ф

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей: - для покупки продуктов питания; - для оплаты бытовых услуг; - для оплаты развлечений

Предполагаемые ответы детей: для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

  • для оплаты проезда на транспорте;
  • для покупки подарков.

Предполагаемые ответы детей

Дети делятся на две команды. Первая команда работает с картой «Можно купить», вторая «Нельзя купить»

По окончании выполнения задания команды озвучивают и объясняют свой выбор.

Дети выполняют движения согласно тексту

(шагаем на месте)

(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

(отгибаем средний палец)

(отгибаем указательный палец)

(шевелим большим пальцем)

(спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Дети рассматривают монеты.

Речь воспитателя

Ответы детей

Дети называют данный признак (звонкая)

Ответы детей

Ответы детей

Речь педагога.

Ответы детей

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

Речь педагога

Ответы детей (рубль, копейка)

Предполагаемы ответы детей (в кошельке).

Дети повторяют (наличные деньги)

Ответы детей

Подарок    

( копилка )

Речь педагога

ИКТ. М/ф «История появления  денег»

Речь педагога

Мяч

Ответы детей

Речь педагога

Мяч

Ответы детей

Д/и с интеллектуальными картами «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?»

Физ.минутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять

Будем денежки считать

Один и два оплатим дом, Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить

На четвёртую монетку купим, есть, и пить

Ну, а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!

Копилка, монеты и банкноты.

Показ банкнотов разной ценности.

Показ слайдов с изображением валюты

Показ пластиковых банковских карт

Речь воспитателя

Сформированы навыки размышлять, высказывать своё мнение.

Развито мышление путём поиска ответов, размышлений.

Развито логическое мышление путём  решения простых задач

Согласовывают речь с движениями, сформирована координация.

Сформированы представления о признаках монет и банкнот ,знают и правильно называют их, знают их отличия и характерные признаки

Сформированы  представления о названия денег в нашей стране, европейских странах

обеспечено общение и  взаимодействие ребёнка со взрослым.

Заключительная  часть  

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Рефлексия:

установление обратной связи с детьми, развитие способности ребенка к самоанализу

Развивать речь детей, память, мышление, воображение

Воспитывать интерес к пройденному материалу.

 Воспитатель: Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами (воспитатель выставляет картинки на доске)

Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Вы  вместе с родителями своими руками изготовили копилки, которые заберёте домой и сможете в них копить деньги на вашу мечту.

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране денег.

Что нового вы узнали?

Что на занятии было для вас самым интересным?

Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Молодцы! Спасибо.

Речевое развитие

Социально коммуникативное развитие

Индивидуальные ответы детей, рассуждения

Специальное моделирование ситуации общения Рассуждение

диалог

Ответы детей

 Пластиковые картинки с правилами:

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернешь.
  3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5.Деньги можно накопить или потратить.

Речь педагога

Диалог с детьми

Ответы детей

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Проект "Финансовая грамотность" детей старшего дошкольного возраста.. Технологическая карта игры - викторины по познавательному развитию детей подготовительной группй "Мы - финансисты"

Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.Они практически ежедневно слышат в семье,как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание облад...