Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Развивай-ка»
рабочая программа (средняя группа)
: В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования, основным требованием является – создание условий для развития ребенка, инициативы, самостоятельности и творческих способностей открывающих возможности для его социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми. На создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий для индивидуализации и социализации детей.
Используя развивающую предметно-пространственную среду В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», реализуем поставленные задачи. Данная технология вызывает большой интерес у детей, так как образовательный процесс выстраивается на сказочных сюжетах в основе познавательной и продуктивной деятельности с детьми по всем областям.
Педагогическая целесообразность: заложены в основу этих сказок - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, обращаясь непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа приглашая его к приключениям. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивая проявления творчества, стимулируя развитие умственных способностей ребенка.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей посредством развивающих игр В.Воскобовича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivashova_dop_22-23.docx | 61.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
_______________________________________________________________________
443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4. тел. 8(846) 311-05-07
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МБОУ Школа № 57 г.о.Самара Протокол № «___»________2022г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Школа № 57 г.о.Самара ____________Л.И.Тюфтяева Приказ № «_____»_________2022г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Развивай-ка»
Срок реализации:
Возраст детей:4-5 лет.
Авторы-составители воспитатели:
Ивашова О.Г.
Крайнова П.П.
г. о. Самары. 2022г.
Оглавление
- Пояснительная записка ………………………………3
- Учебно-тематический план..........................................6
- Содержание изучаемого курса……………………….7
- Методическое обеспечение программы ……………10
- Список используемой литературы…………………11
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 4-7 лет Воскобовича В.В.
Программа рассчитана на три года обучения.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.
В решении этих задач нам помогает технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», поскольку данная технология предполагает создания развивающей среды «Фиолетовый лес» и вызывает интерес у детей. Благодаря чему образовательный процесс выстраивается с использованием сказочных сюжетов на основе продуктивной деятельности с детьми по всем областям.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Направленность данной программы: естественнонаучная
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Новизна программы
На протяжении всех занятий развивается интересная, не ограниченная во времени, сказка. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», вместе с героями сказки ребенок становится участником событий, веселых приключений, преодолевая все не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Знакомясь с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказочные приключения способствуют развитию познавательной активности.
Актуальность: В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования, основным требованием является – создание условий для развития ребенка, инициативы, самостоятельности и творческих способностей открывающих возможности для его социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми. На создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий для индивидуализации и социализации детей.
Используя развивающую предметно-пространственную среду В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», реализуем поставленные задачи. Данная технология вызывает большой интерес у детей, так как образовательный процесс выстраивается на сказочных сюжетах в основе познавательной и продуктивной деятельности с детьми по всем областям.
Педагогическая целесообразность: заложены в основу этих сказок - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, обращаясь непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа приглашая его к приключениям. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивая проявления творчества, стимулируя развитие умственных способностей ребенка.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей посредством развивающих игр В.Воскобовича
Задачи программы:
Познавательные
- обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышать влияние игры на его развитие;
- способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;
- формирование базисных представлений(об окружающем мире, математических), речевых умений;
- вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач.
Развивающие
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам, самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей;
- закрепление знаний основных признаков геометрических фигур, обучение счёту, пониманию отношения целого и части;
- развивать познавательные способности (память, воображение, речь), творческие способности (воспроизведение нетипичных изображений предметов);
- развивать навыки счета (прямого и обратного).
- Развитие мелкой моторики.
Воспитывающие
- Воспитываем доброжелательное отношение детей в коллективе;
- Побуждаем детей помогать друг другу;
- Формируем нравственное воспитание.
- Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
Возраст детей
Программа рассчитана на один год обучения с детьми средней группы (4-5 лет).
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку.
Сроки реализации
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 25 мая, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.
Принципы построения занятий кружка.
Общедидактический: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Формы занятий
При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Формы занятий: групповые — педагог одновременно обучает группу детей. Занятия проводятся в увлекательной игровой форме с использованием различных игр.
Формы организации деятельности
Занятия проводятся всем составом:
1.Интегрированные игровые занятия.
2.Совместная деятельность педагога и детей.
3.Самостоятельная игровая деятельность.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку развивать творческие способности. Набор производится в свободной форме, по желанию ребенка и с согласия его родителей.
Режим занятий
Возрастная группа | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | Количество детей. | |||
всего | теория | практика | ||||
4-5 года | 1(пятница) | 33ч | 5мин | 15мин | 30 |
Условия для занятий.
-Подборка и изготовление игр Воскобовича В.В. (Фиолетовый лес, Геоконт, Волшебный квадрат и т.д.)
-Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
-Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
-Рекомендации для родителей по использованию игр Воскобовича В.В. в домашних условиях.
-Рекомендации воспитателям по использованию «Сказочного лабиринта в разных видах деятельности».
Ожидаемые результаты:
Детей в возрасте 4-5 лет.
-формируется саморегуляция собственных действий, самостоятельность;
-формируется внимание, память;
-развивается любознательность и познавательный интерес;
-развивается воображение и творческая активность;
-дети закрепляют названия геометрических фигур, таких как: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник;
-умеют сравнивать и классифицировать предметы по признакам;
- развивается связная диалогическая и монологическая речь;
-развиваются предпосылки ценностно - смыслового восприятия и понимания мира природы;
Формы подведения итогов:
Продуктивные формы: проведение психологической и педагогической диагностики В.В. Воскобовича в конце учебного года.
В структуру диагностического обследования входят 6 заданий направленных на выявление уровня развития познавательных и творческих процессов у детей дошкольного возраста. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Документальная форма проведения: все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Учебно-тематический план программы:
№ п\п | Тема | Количество занятий | теория | практика |
Октябрь | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Сказка Фиолетового леса» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
3 | «Солнышко и дождик» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
4 | «Учимся изображать печаль и радость» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Ноябрь | ||||
5 | «Осень в Фиолетовом лесу» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
6 | «Ежики собирают грибы» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
7 | «Кто где спрятался?» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
8 | «Помоги найти птиц» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Декабрь | ||||
9 | «Измени слово». | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
10 | «Продолжи ряд» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
11 | «Помоги мышатам сосчитать листочки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
12 | «Расколдуй слова» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Январь | ||||
13 | «У кого выше улетел шарик» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
14 | «Звучащие листочки». | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
15 | «Дом из геометрических фигур» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
16 | «Волшебные листочки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Февраль | ||||
17 | «Прогони тучу» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
18 | «Прятки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
19 | «Какой листик спрятался?» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
20 | «Мышкины прятки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
21 | «Распустились листочки на деревьях» | |||
Март | ||||
22 | «Сколько?» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
23 | «Кто где живет 1?» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
24 | «Кто где живет 2?» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
25 | «Первый, второй, третий…» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Апрель | ||||
26 | «Освещаем лес фонариками» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
27 | «Приключения в лесу» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
28 | «Волшебные камешки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
29 | «Необычный цветок» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
Май | ||||
30 | «Составляем пейзаж», «Веселый счет» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
31 | «Найди пару», «Загадочный зверь» | 1 занятие | 5мин | 15мин |
32 | «Вершки и корешки» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
33 | Мониторинг «Друзья познаются в беде» | 1 занятие | 5мин | 15 мин |
ИТОГО | 32 занятие | 2часа 40мин | 8часов |
Содержание изучаемого курса
Октябрь
Вводное занятие «Давайте познакомимся»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о мальчике Гео», знакомство детей с главным героем сказки мальчиком Гео и его друзьями. Физ. Минутка: «Здравствуй необычный лес». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: Выполнение заданий на коврографе.
«Сказка Фиолетового леса»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о живых существах Фиолетового леса», знакомство детей с героями сказочного леса. Физ. Минутка: «Здравствуй необычный лес». Дидактическая игра: «Назови ласково».
Практика: Выполнение заданий на коврографе.
«Солнышко и дождик»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о солнышке», продолжаем знакомство детей с героями сказочного леса. Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: подвижная игра с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес»: «Солнышко и дождик».
«Учимся изображать печаль и радость»
Теория: разыгрывается беседа с ежиком. Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра: «Покажи эмоцию».
Практика: дети изображают радость с помощью разноцветных листочков.
Ноябрь
«Осень в Фиолетовом лесу»
Теория: фиксация с детьми осенних признаков с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес». Прослушивание рассказа, изменяя ситуацию на панно в соответствии с повествованием, продолжить рассказ.
Практика: рисование «Осень в лесу».
«Ежики собирают грибы»
Теория: игровая ситуация « В Фиолетовом лесу ежики готовятся к зиме», играя дети, выполняют задания воспитателя. Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Физ. Минутка: «Здравствуй необычный лес».
Практика: Выполнение заданий на коврографе.
«Кто прячется в лесу?»
Теория: беседа обсуждение с детьми о лесных обитателях. Ответы детей на вопросы воспитателя. Загадки о земноводных.
Практика: разукрасить понравившегося земноводного. Нарисовать лягушку, используя графический алгоритм.
«Помоги найти птиц»
Теория: игровая ситуация « В Фиолетовом лесу праздник», играя дети, выполняют задания воспитателя, озвучивая свои действия. Физ. Минутка: «Кто в глуши твоей таится?». Дети придумывают продолжение истории.
Практика: Выполнение заданий на коврографе.
Декабрь
«Измени слово»
Теория: прослушивание сказки «Ящерка и ежик». Ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра «Он…, она…, они…».
Практика: подвижная игра с мячом « Один - много». Выполнение заданий на коврографе.
«Продолжи ряд»
Теория: игровая ситуация «Птички украшают полянку». Придумать и продолжить историю о празднике цветов.
Практика: продолжи ряд на коврографе.
«Помоги мышатам сосчитать листочки»
Теория: игровая ситуация : «Мышата украшают дом листочками». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: помоги мышатам украсить дом. Используя листочки изобразить состав числа 5.
«Расколдуй слова»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о проказнике - Незримке Васюсь». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра «Исправь слово».
Практика: Подвижная игра: «Найди следы Незримки». Выполнение заданий на коврографе.
Январь
«У кого выше улетел шарик»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о разноцветных гномах». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра «Чей шарик выше?». Физ.минутка: « Только в лес мы вошли…».
Практика: Выполнение заданий на коврографе.
«Звучащие листочки»
Теория: игровая ситуация : «Листья облетают с деревьев». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра «Большой - маленький», «Громко-тихо».
Практика: Подвижная игра: «Быстро- медленно». Выполнение заданий на коврографе.
«Дом из геометрических фигур»
Теория: игровая ситуация : «Медвежонок Мишик пришел в гости к пчелке Жуже». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: Построй домик пчелки из геометрических фигур.
«Волшебные листочки»
Теория: игровая ситуация : «Шифруем звуки разноцветными листочками». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: коллективная работа на коврографе.
Февраль
«Прогони тучу»
Теория: игровая ситуация : «Долька гуляет по лесу». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: коллективная работа на коврографе. Подвижная игра: «Попади в тучу».
«Прятки»
Теория: игровая ситуация : «Ежик и мышка встретились на полянке». Дидактическая игра: « Где мышка?». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: подвижная игра: «Жмурки». Выполнение заданий на коврографе.
«Какой листик спрятался?»
Теория: игровая ситуация на коврографе: «Какой листик спрятался?». Дидактическая игра: « Какого листика не хватает?», «Какого листика не хватает?». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
«Мышкины прятки»
Теория: игровая ситуация на коврографе: «Мышонок приглашает поиграть».
Практика: дети выполняют задание по устной инструкции на коврографе.
«Распустились листочки на деревьях»
Теория: игровая ситуация : «Весна в Фиолетовом лесу». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
Март
«Сколько?»
Теория: объяснение задания, показ на коврографе. Беседа обсуждение.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
«Кто где живет 1?»
Теория: объяснение задания, показ на коврографе. Дидактическая игра: «Кто где живет?» Беседа обсуждение.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
«Кто где живет 2?»
Теория: объяснение задания, показ на коврографе. Дидактическая игра: «Кто летает, плавает и ползает?» Беседа обсуждение.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
«Первый, второй, третий…»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка о вороне Метре». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Физ.минутка: « Ветер дует нам в лицо».
Практика: выполнение заданий на коврографе.
Апрель
«Освещаем лес фонариками»
Теория: игровая ситуация : «Ночь в Фиолетовом лесу». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: выполнение заданий на коврографе. Подвижная игра: «День и ночь».
«Приключения в лесу»
Теория: придумываем сюжет игры совместно с детьми, используя героев и атрибуты развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».
Практика: коллективная работа на коврографе.
«Волшебные камешки»
Теория: дети помогают рассказывать сказку, придумывая сюжет. Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: коллективная работа на коврографе.
«Необычный цветок»
Теория: прослушивание сказки: «Сказка про змейку Эйку». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя. Дидактическая игра «Что изменилось?». Физ.минутка: «Впереди из-за куста…».
Практика: выполнение заданий на коврографе.
Май
«Составляем пейзаж», «Веселый счет»
Теория: Прослушиваем стихотворение: « Лопушок спросил у Фифы…», беседа обсуждение. Объяснение задания, показ на коврографе. Дидактическая игра: «Где находится?» Беседа обсуждение.
Практика: коллективная работа на коврографе.
«Найди пару», «Вершки и корешки»
Теория: прослушивание истории про Лопушка и Мишика. Объяснение задания, показ на коврографе. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Беседа обсуждение.
Практика: выполнение заданий на коврографе.
«Загадочный зверь»
Теория: Дети перечисляют животных, живущих в «Фиолетовом лесу». Беседа обсуждение, ответы детей на вопросы воспитателя.
Практика: Дети конструируют животных с помощью геометрических фигур или атрибутов развивающей среды «Фиолетовый лес».
Мониторинг «Друзья познаются в беде»
Теория: объяснение задания, показ на коврографе. Дидактическая игра: «Расскажи, что видишь на картинке», «Найди пару». Беседа обсуждение.
Практика: выполнение заданий «Дополни фигуру», «Повтори узор», «Стрелочки».
4.Методическое обеспечение программы.
Условия реализации программы:
Организация развивающей предметной среды:
-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес) для проведения занятий;
-оснащение комплектами игр и игровых пособий.
Организация педагогического процесса с детьми:
-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;
-программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет.
Формы занятий:
Учебные занятия дети овладевают первичными знаниями, умениями, способами практических действий, овладевают приемами работы с исходным материалом. Структура данных занятий включает в себя: интригующее, эмоциональное начало, обследование образца и сообщение информации познавательного характера, показ выполнения работы или самостоятельный поиск способов конструирования, двигательные упражнения, самостоятельную работу, презентация и анализ результатов работы.
Игра – путешествие предполагает разнообразные «путешествия». В данном занятии используется метод игровых ситуаций и решений ситуативных задач. В основе занятий лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информации, и закрепление полученной информации с помощью практической деятельности.
Коллективные занятия предполагают совместную деятельность всех детей, что в первую очередь положительно влияет на взаимоотношения между детьми. Такие занятия не только развивают воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Методы и приемы:
-Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.
-Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.
-Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
-Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различными играми Воскобовича, выполнения задания.
-Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.
-Рассказ воспитателя. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.
-Использование проблемных ситуаций.
-Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.
Материальные условия реализации программы:
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым. Занятия по программе «Сказки Фиолетового леса» проходят в групповой комнате.
Необходимое оборудование и оснащение: - детская художественная литература, методические пособия, иллюстрации к произведениям, развивающая среда «Фиолетовый лес», магнитофон.
Литература:
1. Адлер В.Н., Черисова О.Н. « Экологические сказки Фиолетового леса». СПб 2017.
2. Воскобович В.В. , Вакуленко Л.С. «Сказочные лабиринты игры». СПб 2018.
3. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Фиолетовый лес». СПб 2017.
4. Воскобович В.В. «Сказка об удивительном Геоконте». СПб 2007.
Приложение 1
Перспективный план работы кружка «Сказки Фиолетового леса»
Средней группы.
№ п\п | Тема | Цель | Методы и приемы | |
Октябрь | ||||
1 | Вводное занятие«Давайте познакомимся» | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. | Прослушивание сказки: «Сказка про мальчика Гео», рассматривание, рассказ, беседа. | |
2 | «Сказка Фиолетового леса» | Формировать интерес к прослушиванию сказок, желание участвовать в общем обсуждении действий. Побуждать детей к активному общению, развивать речь. | Прослушивание сказки: «Сказка про мальчика Гео». | |
3 | «Солнышко и дождик» | Обучаем детей совместной игре. Учим выполнять движения в соответствии с текстом песенки. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей. (Фиолетовый лес ст.15) | Беседа, рассматривание, объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
4 | «Учимся изображать печаль и радость» | Учим саморегуляции детей. (Фиолетовый лес ст.15) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
Ноябрь | ||||
5 | «Осень в Фиолетовом лесу» | Закрепляем основные признаки наступления осени. Развиваем умение моделировать ситуацию. Формируем ориентацию на плоскости. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.43) | Объяснение, показ, подвижная игра. Беседа, рассматривание, объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
6 | «Ежики собирают грибы» | Активизировать речь детей, упражнять в понимании и использовании простых предлогов. (Фиолетовый лес ст.43) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
7 | «Кто прячется в лесу?» | Познакомить детей с земноводными. Обогащаем словарный запас. Учим подбирать нужные цвета для закрашивания. (Фиолетовый лес ст.83) | Беседа, рассматривание, объяснение. Выполнение задания самостоятельно. | |
8 | «Помоги найти птиц» | Формируем наблюдательность, внимание, память, мышление и связную речь. (Фиолетовый лес ст.42) | Беседа, объяснение, выполнение задания самостоятельно. | |
Декабрь | ||||
9 | «Измени слово». | Формируем умение правильно использовать глагол в речи в зависимости от местоимения. Развиваем связную речь и пополняем словарный запас. (Фиолетовый лес ст.70) | Прослушивание сказки. Беседа обсуждение. Подвижная игра. | |
10 | «Продолжи ряд» | Развиваем умение выстраивать сериационный ряд, прослеживая закономерность. Формируем мышление, внимание и память. (Фиолетовый лес ст.42) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
11 | «Помоги мышатам сосчитать листочки» | Закрепляем навык счета до 5, совершенствуем умение решать простые задачи. Побуждать отвечать на вопросы педагога. (Фиолетовый лес ст.43) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
12 | «Расколдуй слова» | Развиваем слуховое внимание. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.70) | Рассказ, беседа, обсуждение. Физминутка. | |
Январь | ||||
13 | «У кого выше улетел шарик» | Формируем умение сравнивать по длине, используя слова: длиннее – короче, выше - ниже. Закрепляем умение соотносить друг с другом цвета, не зависимо от места расположения. (Фиолетовый лес ст.44) | Рассказ, объяснение, выполнение задания самостоятельно. | |
14 | «Звучащие листочки». | Формируем чувство ритма, уточняем понятия громко и тихо. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.71) | Рассказ, беседа, обсуждение. Физминутка. | |
15 | «Дом из геометрических фигур» | Формируем умение соотносить предмет с образом картинки. Тренируем сообразительность и образное мышление. (Фиолетовый лес ст.45) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. Беседа обсуждение. | |
16 | «Волшебные листочки» | Формируем представление о гласных звуках. Развиваем внимание и мелкую моторику. (Фиолетовый лес ст.72) | Объяснение, показ, подвижная игра. | |
Февраль | ||||
17 | «Прогони тучу» | Формируем навык бросать предмет в цель. Закрепляем представление о цвете и форме. (Фиолетовый лес ст.93) | Прослушивание сказки. Подвижная игра. | |
18 | «Прятки» | Учим понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Активизировать речь детей. (Фиолетовый лес ст.72) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
19 | «Какой листик спрятался?» | Формировать умение классифицировать предметы по цвету и размеру. Развиваем связную речь, внимание, память и мышление. (Фиолетовый лес ст.46) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. Физминутка. | |
20 | «Мышкины прятки» | Формировать умение ориентироваться в пространстве. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.47) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
21 | «Распустились листочки на деревьях» | Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Закрепляем навык счета до 5, совершенствуем умение решать простые задачи. (Фиолетовый лес ст.45) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
Март | ||||
22 | «Сколько?» | Учить детей задавать вопрос « сколько?». И отвечать на него. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.47) | Объяснение, показ. Беседа обсуждение. Физминутка. | |
23 | «Кто где живет 1?» | Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий «животные». Развиваем речь и мелкую моторику. Закреплять знания об окружающем мире. (Фиолетовый лес ст.47) | Объяснение, показ. Наблюдение. Беседа обсуждение. | |
24 | «Кто где живет 2?» | Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. Закреплять знания об окружающем мире. (Фиолетовый лес ст.48) | Прослушивание сказки: «Сказка о живых существах Фиолетового леса». Физминутка. Беседа обсуждение. | |
25 | «Первый, второй, третий…» | Формируем логическое и пространственное мышление, внимание, память. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.48) | Прослушивание сказки: «Фиолетового леса». Наблюдение. Беседа обсуждение. | |
Апрель | ||||
26 | «Освещаем лес фонариками» | Формируем логическое и пространственное мышление, внимание, память. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. Развиваем артикуляционную гимнастику. Развиваем фонематический слух. (Фиолетовый лес ст.49) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. Артикуляционная гимнастика. | |
27 | «Приключения в лесу» | Расширять имеющиеся представления о признаках и явлениях природы. Закреплять знания об окружающем мире. Развиваем артикуляционную гимнастику. Развиваем фонематический слух. (Фиолетовый лес ст.50) | Наблюдение. Беседа обсуждение. Артикуляционная гимнастика. | |
28 | «Волшебные камешки» | Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей дифференцировать предметы по цвету и величине. Развиваем связную речь. (Фиолетовый лес ст.50) | Прослушивание сказки: «Волшебные камешки». Беседа обсуждение. Подвижная игра: «Животные». | |
29 | «Необычный цветок» | Формировать навыки счета в пределах 5. Развиваем внимание, память, связную речь. (Фиолетовый лес ст.51) | Прослушивание сказки. Беседа обсуждение. Дидактическая игра: «Растения». | |
Май | ||||
30 | «Составляем пейзаж», «Веселый счет» | Формируем умение составлять целостное изображение из отдельных деталей . Развиваем воображение и слуховое и зрительное внимание. (Фиолетовый лес ст.52) | Прослушивание сказки. Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
31 | «Найди пару», «Вершки и корешки» | Закрепить знание детей о геометрических фигурах. Учить сравнивать предметы между собой. (Фиолетовый лес ст.53) | Прослушивание сказки: «Загадочный зверь». Беседа обсуждение. | |
32 | «Загадочный зверь» | Закрепить классификацию овощей. Обогащаем словарный запас. Развиваем слуховое внимание, воображение, связную монологическую речь. (Фиолетовый лес ст.53) | Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно. | |
33 | Мониторинг «Друзья познаются в беде» | выявление уровня развития познавательных и творческих процессов у детей дошкольного возраста | Дидактическая игра «Дополни фигуру.»; «Найди пару»; «Повтори узор»; «Стрелочки»; «Расскажи, что видишь на картинке»; | |
ИТОГО | 33часа |
Приложение 2
Формы подведения итогов детей средней группы 4-5 лет:
Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.
В структуру диагностического обследования входят 6 заданий направленных на выявление уровня развития познавательных и творческих процессов у детей дошкольного возраста.Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
1.Ребенок самостоятельно дорисовывает фигуры и составляет из них картину.
2.Ребенок знает все геометрические фигуры и сопоставляет их с окружающими предметами.
3.Ребенок выкладывает изображение с опорой на образец в уменьшенном размере без помощи взрослого.
4.Ребенок за 10 мин. выполняет задание без ошибок.
5. Ребеноксамостоятельно без ошибок рисует маркером изображение начиная от жирной точки с помощью схемы (два шага в низ, два шага в верх и т.д.)
6. Ребенок придумывает сказку с данными героями из 6-7 предложений. Где персонажи имеют имена и объединены одним сюжетом.
Средний уровень:
1.Ребенок самостоятельно дорисовывает фигуры и но затрудняется составить из них картину.
2.Ребенок знает все геометрические фигуры, но только с помощью взрослого сопоставляет их с окружающими предметами.
3.Ребенок с помощью взрослого выкладывает изображение с опорой на образец в уменьшенном размере.
4.Ребенок за 10 мин. но в работе допущено 3 ошибки.
5. Ребенокс помощью взрослого рисует маркером изображение, начиная от жирной точки с помощью схемы (два шага в низ, два шага в верх и т.д.)
6. Ребенок придумывает сказку с данными героями из 5-6 предложений. Где отсутствует сюжет, и сказка состоит из набора простых предложений.
Низкий уровень:
1.Ребенок испытывает трудности, не может дорисовать фигуры.
2.Ребенок знает не все геометрические фигуры, путается сопоставляя их с окружающими предметами.
3.Ребенок выкладывает изображение путем наложения деталей на схему.
4.Ребенок за 10 мин. не справился с заданием.
5. Ребенокплохо ориентируется в направлении движения стрелок.
6. Ребенок придумывает только 1-3 простых предложения.
Анализ и обработка данных в средней группе 4-5 лет
№ | ФИ ребенка | Дорисуй фигуры | Лабиринты | Конструи- рование по схеме | Повтори рисунок | Стрелочки | Придумай сказку | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом ребенок удерживает внимание на 15-20 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать 4-5 из них;
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить задание «Придумай игру».
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания «Сложи картинку», предлагается составить картинку из 6 частей.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации
программы.
Анализ и обработка педагогической диагностики уровня развития познавательных процессов:
ФИ ребенка | внимание | память | восприятие | воображение | мышление | |||||
09. | 04. | 09. | 04. | 09. | 04. | 09. | 04. | 09. | 04. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»
СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...