Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 лет. Тема: «Мы любим математику»
материал по математике
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Вид НОД: математическое развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию с детьми 6-7 лет
Тема: «Мы любим математику»
Составитель: Курицына Т. В.
г. Краснотурьинск, 2018
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Образовательная область: познавательное развитие
Тема (проект, событие) «Мы любим математику»
Вид НОД: математическое развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная, в парах.
Средства воспитания и обучения:
наглядные: Математический набор, шарик, конверт с письмом, карточки с заданиями и упражнениями, мяч, простые и цветные карандаши, шкатулка.
мультимедийные: презентация к НОД
литературные: загадки и считалочки о сказках, пальчиковая гимнастика, художественное слово.
музыкальные: песня из мультфильма «По дороге с облаками…»
Предварительная работа:
1. Познавательное развитие: разгадывание ребусов, решение задачек, дидактические игры: «Сколько всего?», «Что здесь лишнее?», «Чудесный мешочек», «Что, где, когда?», «Найди пару», «Сложи узор», «Какой цифры не стало?», «Найди столько же»; Наблюдение в природе: «Посчитай сколько птиц на ветке?», «Какой формы облака?», «Какое дерево выше?», «Маршрут до веранды», «Где глубже сугроб?», «Какой камень тяжелее?» и др.
2. Социально-коммуникативное развитие: считалочки и загадки о цифрах, о временах года, месяцах, неделях, части суток.
3. Физическое развитие: игры с мячом: «Соседи числа», «Живая неделя», «Слева или справа», «Назови следующее число», «Я называю - ты продолжаешь», «Считай дальше», «Наоборот», «Кто быстрее?», «Назови пропущенное слово»; игры с обручами, хороводные игры , игры на улице.
4. Тематические физминутки; пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз.
Цель: Обобщение математических представлений детей 6-7 лет.
Задачи:
Обучающие:
-учить составлять число из двух меньших чисел, называть слова, противоположные по смыслу;
-учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение в пределах 10 на наглядной основе; «записывать» задачи используя знаки «+» и «=»;
-продолжать учить составлять из геометрических фигур разные предметы, составлять фигуры из счётных палочек и преобразовывать их;
-упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги;
-закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры.
Развивающие:
-развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, познавательную активность и творческое воображение;
-развивать мелкую моторику рук;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
-обогащать словарь детей: слева, справа, вверх, вниз, четырёхугольники, многоугольники.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно;
-воспитывать умение работать в коллективе, поддерживать у детей инициативу.
Технологии: Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз, физическая минутка.
Методические приёмы:
-игровой (сюрпризный момент);
-словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи);
-наглядный (демонстрационный материал);
-анализ занятия, поощрение.
Учебно-методический комплект: В.П.Новикова Учебно-методическое пособие Математика в детском саду/подготовительная группа.
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Введение в тему Сюрпризный момент | Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Доброе утро уважаемые гости! Ребята, откуда взялся этот шар? Кто мог сделать нам такой сюрприз? Давайте, посмотрим, что это за письмо, может мы узнаем из него что-то интересное? Написала его Фея из страны «Математики». «Дорогие ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие в страну Математики, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет решать весёлые задачки, думать и размышлять, помогать героям из разных сказок. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из этих букв вы сложите слово. Задания эти для сообразительных и находчивых детей! Фея из страны Математики». Ребята, вы согласны отправится в математическое путешествие по сказкам? Не боитесь трудностей? | Приветствие с гостями. Организует Стимулирует любознательность и интерес. Воспитатель разворачивает письмо. Читает письмо. Обращает внимание детей на экран (2 слайд) Предлагает детям отправиться в путешествие в страну математики. | Дети здороваются. Слушают, включаются в диалог;
Проявляют интерес к выполнению будущего задания. Ответы детей: Почтальон…. Смотрят на экран. Принимают решение отправиться в путешествие в страну математики. | Принимают решение отправиться в путь. |
Мотивационно-побудительный этап Совместная практическая деятельность | Но прежде, чем начать путешествие, давайте, разомнём наши пальчики и поиграем в пальчиковую игру. Упражнение-разминка «Теремок». На поляне теремок Дверь закрыта на замок Из трубы идет дымок Вокруг терема забор Чтобы не забрался вор Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Открывайте! Я ваш друг Молодцы! А сейчас послушайте, загадку: Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее! О ком идет речь? Конечно, это Красная шапочка. Первое задание: «Путь к бабушке». Графический диктант. Ориентировка на листе бумаги. Я предлагаю сейчас нам нарисовать путь Красной шапочки до бабушки с помощью математического диктанта. Дорогу мы будем вести простым карандашом по клеточкам. Чтобы правильно дойти до домика бабушки и не ошибиться, нужно внимательно слушать воспитателя. Я буду вам говорить каждый шаг (движение вверх или вниз, влево или вправо). Если вы будете не спешить и вспоминать все направления правильно, то тогда вы непременно очень быстро придёте к бабушке. Воспитатель: Итак, приступим. Давайте ещё раз вспомним, где у нас правая рука, где левая. Покажите. Сели ровно. Движение следует начинать с заданной точки. Одна клеточка влево уже задана, дальше две клеточки вверх, две клеточки влево, одну клеточку вверх, одну клеточку влево, одну клеточку вверх, две клеточки вправо, одну клеточку вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки влево, одну клеточку вверх, одну клеточку влево. Вот мы сейчас и проверим, правильно ли вы справились с заданием? Если вы оказались у порога домика, то вы выполнили всё верно. Молодцы! И мы получаем первую букву. | Использует наглядные информационные средства. Выслушивание ответов детей, наводящие вопросы. Загадывание загадки
Объяснение задания. Диктует каждый шаг графического диктанта. Слайды 4 и 5
Предлагает проверить свой результат. | Выполнение пальчиковой гимнастики Ладони сложить «домиком» Сомкнуть пальцы в замок Поочередно из всех пальцев сделать колечки Руки перед собой, пальцы растопырить. Щелчки каждым из пальцев поочередно. Кулаком постучать по ладони Слушают загадку. Смотрят на экран. Отгадывание загадки: (Красная шапочка) Слушают внимательно. Смотрят на экран. Сверяют задания. Выполняют графический диктант Смотрят на экран и сверяют свой путь с правильным экраном | Выполнение пальчиковой гимнастики для дальнейшей работы. Пришли по клеточкам в гости к бабушке. Закрепление ориентировки на листе бумаги Повторение основных направлений «Влево», Вправо», «Вверх», «Вниз» |
Гимнастика для глаз Физическая минутка | Гимнастика для глаз «Теремок» Терем-Терем-Теремок! Он не низок, не высок. Наверху петух сидит, Он кукареку кричит! Второе задание: «Гостиницы для бабушки» (Решение задач) Но, Красная шапочка пришла в гости к бабушке с корзинкой. Как вы думаете, что она несла бабушке, какие гостинца? Правильно пирожки! А хотите узнать, какие были начинки у пирожков? Девочка испекла два пирожка с капустой, три пирожка с картошкой, и один с яблоками. Сколько же всего пирожков принесла Красная шапочка для своей бабушки? Давайте решим. Но у внучки в корзинке лежали не только пирожки. Как вы думаете, что ещё внучка принесла бабушке? Пока внучка шла по тропинке, она собрала для бабушки ягоды, чтобы бабушка сварила вкусное и полезное варенье. Пять ягод малины, три ягоды земляники и две ягодки голубики. Сколько всего Красная шапочка собрала ягод? А ещё Красная шапочка не забыла и про цветы. Ведь она очень любит бабушку и захотела ей сделать приятное. Девочка принесла целый букет. Она нарвала два цветка ромашки, два колокольчика, два одуванчика, и три василька. Сколько цветов сорвала внучка, чтобы получился красивый букет для бабушки? И мы получаем вторую букву. Вот Красная шапочка, какая молодец! Сколько гостинцев она принесла бабушке. Физ-минутка: «Буратино» Раз – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. | Слайд 6 Показываю гимнастику для глаз. Заинтересовывает детей вторым заданием. Задаёт вопросы. Диктует решение первой задачи. Обращает внимание детей на экран (7 слайд) Стимулирует любознательность, интерес; Диктует решение второй задачи. Обращает внимание детей на экран (8 слайд) Даёт возможность представить, что ещё лежит в корзинке. Диктует решение третьей задачи. Обращает внимание детей на экран (9 слайд) 10 слайд Обращает внимание детей на экран (11 слайд) Предлагает физ. Минутку «Буратино» | Выполняют гимнастику для глаз: Движение глазами вправо-влево; Движение глазами вверх-вниз; Моргают глазами. Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы. Думают и решают первую задачу. Выполняют первое действие «запись» в карточке с заданием. Выдвигают разные предположения. Думают и решают вторую задачу. Выполняют второе действие «запись» в карточке с заданием. Думают и решают третью задачу. Выполняют третье действие «запись» в карточке с заданием. Дети решают за столами и сверяют ответы с изображением на экране. Сверяют ответы с экраном. Смотрят на экран. Выполняют движения физ. Минутки: Руки вверх, вдох – потянулись; наклоны – раз, два, три; развели руки в стороны; встали на носочки. | Восстановление и улучшение зрения. Узнали количество пирожков в корзинке. Узнали количество ягод в корзинке. Узнали сколько в букете цветов. Узнали содержимое всего гостинца. Физическая разрядка для мышц |
Совместная практическая деятельность | Третье задание: «Домики для поросят» (Счётные палочки) Теперь я предлагаю нам отправиться в гости к другой сказке. «Три поросёнка». Давайте вспомним, поросята строили все разные дома. Первый построил небольшой и ненадёжный. Второй поросёнок построил дом побольше, но тоже не крепкий. А вот их третий брат построил настоящий дом-крепость. Сейчас мы с вами будем строить домики из счётных палочек. Давайте первому поросёнку построим домик из 4 палочек. Получился маленький квадрат. Второй поросёнок построил дом чуть больше. Добавьте ещё три палочки - получился прямоугольник. А третий поросёнок построил квадратный дом, одна сторона которого составляла две палочки. Теперь давайте сделаем крыши для наших домиков. В первом мы сделаем треугольную крышу. Какую можно крышу сделать для второго домика? А для третьего? Подумайте и сделайте. И мы получаем третью букву. Четвертое задание: «В стране геометрических фигур» Первое упражнение: «Какая геометрическая фигура лишняя?» А сейчас посмотрите внимательно на фигуры на экране и скажите, какая здесь фигура лишняя? Почему? Изображены квадрат, прямоугольник, ромб и треугольник. Молодцы! А как можно ещё назвать, одним словом все эти фигуры? Совершенно, верно! Второе упражнение: «Что изменилось?» Теперь, обратите ваше внимание на экран. Посмотрите внимательно на ряд фигур, которые изображены на экране. А теперь запомните их хорошо. Сейчас фигуры поменяются, а вы должны заметить и сказать, что изменилось? Правильно, вы очень внимательны. Молодцы! Давайте сверим наш ответ с экраном. 3 упражнение: «Геометрический кораблик» Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Правильно. Но это не простой кораблик. Посмотрите, внимательнее, из каких геометрических фигур он состоит? Совершенно верно, но, сколько же треугольников понадобилось, чтобы получился такой красивый зелёный кораблик? Молодцы! Я предлагаю вам построить у себя на столах точно такой же кораблик из ваших треугольников. Справитесь? Ребята, а теперь ещё раз посмотрите на свой кораблик, сколько вы говорили, всего треугольников вам потребовалось? Вы использовали ровно девять, но если посмотреть на готовый кораблик и посчитать все треугольники, то сколько вы видите всего треугольников на кораблике? Абсолютно верно! Какие вы внимательные! А какие-нибудь ещё фигуры вы видите? Может ещё спрятались какие-нибудь геометрические фигуры в кораблике? Молодцы! И мы получаем четвёртую букву. | Обращает внимание детей на экран (12 слайд) Предлагает приступить к третьему заданию. Заинтересовывает детей. Рассказывает условие сказки. Объясняет задание. Предоставляет возможность творчески подойти к выполнению задания. Обращает внимание детей на экран (13 и 14 слайды.) Мотивирует на четвёртое задание. Проводит разминку. Объяснение задания. Обращает внимание детей на экран (15 слайд) Похвала детей. Обращает внимание детей на экран (16 и 17слайды). Обращает внимание детей на экран (18 слайд) Просит обратить внимание на экран. Задаёт вопросы. Задаёт вопросы. Хвалит детей. | Принимают решение отправиться в гости к сказке. Внимательно слушают сказку. Выполнение заданий. Думают Ответы детей. Предлагают разные варианты. Проявляют заинтересованность. Сверяют ответы с экраном. Смотрят на экран. Ответы детей: Лишняя фигура-треугольник. Потому что все фигуры-четырёхугольники, а у треугольника три угла. Ответы детей: Многоугольники. Сверяют ответы с экраном Ответы детей: Синий квадрат был последним, а теперь оказался в центре. Смотрят на экран и проверяют себя. Ответы детей: Кораблик. Ответы детей: Из треугольников. Ответы детей: Девять треугольников. Ответы детей: Да. (Дети выполняют задание. Выкладывают точно такой же кораблик на столах). Ответы детей: Девять треугольников. Ответы детей: Десять. Потому что, Парус - это тоже один большой треугольник, который состоит из четырёх маленьких треугольников. Ответы детей: Ромбы т трапеции. | Проявление интереса к совместной деятельности. Разместили поросят по своим жилищам. Закрепление знаний о геометрических фигурах и их отличиях. Закрепляют знания о геометрических фигурах. |
Игровая разминка. | Ребята, хотите поиграть? Давайте немножко разомнёмся и поиграем. Предлагаю вам игру «Скажи наоборот». Игра с мячом: «Скажи наоборот». Маленький-большой, высокий-низкий, глубокий-мелкий, узкий-широкий, короткий-длинный, далеко-близко, лёгкий-тяжёлый, пустой-полный, медленно-быстро, ночь-день. И мы получаем пятую букву. | Предлагает игру. Объяснение правил игры Проводит игру «Скажи наоборот». | Соглашаются поиграть. Дети встают в круг. Выполняют действия игры. Кидают мяч и называют слова-антонимы. | Закрепили слова-противоположности. Умение играть в коллективе. |
Совместная практическая деятельность | Седьмое задание: «Помоги Буратино» (Состав числа) Ребята, давайте отправимся в ещё одну сказку «Золотой ключик». Нас очень просит о помощи Буратино, он никак не может решить примеры. Помните, как Мальвина безуспешно пыталась учить Буратино математике и другим предметам. Но Буратино совсем было не интересно и скучно. Давайте поможем ему решить примеры. Посмотрите, какие интересные и весёлые карточки нам оставил Буратино! На каждой карточке он держит определённое число от 4 до 10. Вверху и внизу от Буратино нарисованы по два окошечка (в один и в два ряда): в одном уже стоит цифра, а рядом пустое окошко. В пустые окошечки (клеточки) надо вписать нужную цифру, чтобы получилось число, которое держит Буратино. Для этого надо посчитать и добавить столько единиц, сколько не хватает во втором окошке. И мы получаем шестую букву | Обратить внимание на экран (19 слайд). Заинтересовывает детей. Стимулирует любознательность, интерес. Предлагает помочь Буратино. Объяснение содержания задания. Индивидуальная помощь детям. Обратить внимание на экран (слайды 20, 21, 22, 23). | Вспоминают сказку. Внимательно слушают. Принимают решение помочь Буратино. Выполнение задания. Заполнение карточек с заданием. Сверяют ответы с экраном (слайды 20, 21, 22, 23). | Закрепили состав числа. . |
Практическая творческая деятельность | Седьмое задание на смекалку. Я хочу проверить, умеете ли вы отгадывать хитрые задачи. Эти с задачи с подвохом, поэтому будьте внимательны! Маша, Машенька, Маруся и Мария собирали грибы. Сколько девочек, сообрази? У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака дружок. Сколько у бабушки внуков? В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? У животного 2 правые лапы, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него лап? Горело 7 свечей. Две погасли. Сколько осталась свечей? Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? Если съесть одну сливу, что останется? И мы получаем седьмую букву. | Поднимает настроение Читает условия задачи. | Проявляют заинтересованность. Решают задачи: Ответы детей: одна девочка; один внук; 8 скамеек; Ни одной; 4 кошки; 4 лапы; 7 свечей; столько же; Косточка. | Проявление смекалки и сообразительности. |
Рефлексия Заключительный: подведение итогов, оценка результатов деятельности, самоанализ | Ребята, вам понравилось сегодня наше сказочное путешествие? Посмотрите на доску. Нас ждёт ещё один персонаж из сказки, это Фунтик! Он очень любит цирк и особенно шарики! Перед вами лежат шарики трёх цветов: красный, жёлтый и зелёный. Послушайте внимательно! Выберите, пожалуйста, каждый себе по одному шарику. Зелёный - если на занятии было всё интересно, всё понравилось и всё было понятно. Жёлтый - если вы, что-то поняли, но не всё. А красный - если вы не узнали ничего нового и вам было совсем неинтересно. Если вы уже определились, то прикрепите, пожалуйста, шарики Фунтику. Подарите ему все шарики! Посмотрите на экран, Фунтику очень понравилось. Молодцы! Ребята, посмотрите, мы ведь с вами собрали все буквы. У нас должно получится какое то слово. Давайте его соберём. Нашей Фее всё очень понравилось, она очень довольна нами. И за то, что вы так ловко, умело и быстро справились со всеми заданиями, Фея нам приготовила сюрпризы! Вот такие медальки! Молодцы, Ребята! Вы сегодня очень постарались! А ещё фея узнала, что вы в этом году идёте вы школу и просила передать вам вот этот конверт. Заглянем в него? Ребята, да здесь разные математические задания. Мы с вами их обязательно порешаем! Давайте скажем нашим гостям, спасибо. | Задаёт вопрос. Выражает признательность. Показывает своё настроение. Помогает детям. Объясняет правила выполнения задания. слайд Предлагает собрать слово из собранных букв. Поощрение детей. Достаёт медальки из волшебной шкатулочки. Награждение медальками. Похвала детей. Подводит итог. Заинтересовывает детей на следующее занятие. | Выражают собственные чувства. Выполняют задание. Дарят шарики Фунтику. Определяют своё отношение к занятию. Дети собирают слово на доске: «Молодцы». Читают, что получилось. Радуются. Гордятся своими успехами. Заглядывают в конверт. Прощаются с гостями. | Выражают свои эмоции. У детей поднимется настроение. Умеют договариваться и принимать общее решение. Дети остаются очень довольные. Приятные впечатления от занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»
Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в арифметический лес»
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи: Образовательные: - зкреплять навыки порядкового счета и знания о составе числа из двух меньших;- закрепля...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы Тема: “Уроки Мойдодыра”
Формирование представления детей о предметах личной гигиены...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста Тема: «Ловись, рыбка, большая и маленькая» с использованием игровой технологии
Воспитатель на глазах у детей наливает тёплую водичку в тазик, обращает внимание детей на то. Как течёт водичка, набирает её ещё раз в стаканчик и выливает обратно в таз. Предлагает малышам потрогать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы Тема: “Уроки Мойдодыра”
Цель: формировать представления детей о предметах личной гигиены.Задачи:- продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни;- воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самост...
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) по экологии в старшей группе на тему: «Земля – наш общий дом»
ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о делении мира на живую и неживую природу.ЗАДАЧИ:Образовательные:Развивать знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;Уметь различать живую и ...
Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет «Приключения Маши»
Возрастная группа: дети 5 года жизниОбразовательная область: познавательное развитие...