Формирование элементарных математических представлений. Логика.Конспект НОД. "Двенадцать месяцев"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Михальчёнок Екатерина Константиновна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

«Двенадцать месяцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matem_.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

«Двенадцать месяцев»

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада  № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Возрастные особенности воспитанников. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Форма проведения: фронтальная.

Тема: непрерывно образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования по теме «В гостях у сказки».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Педагогические технологии: технология коллективного обучения, проблемные вопросы, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, игровые.

Цель: создать условие для закрепления элементарных представлений о времени.

Задачи.

Образовательные:

  • дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех месяцев, времен года;
  • делить предмет на 4 равные части путем сгибания предмета (круг, вырезанный из бумаги); правильно обозначать части целого (одна часть из четырех (одна четвертая), две части из четырех (две четвертых, половина) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям;
  • раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе);
  • распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
  • прокладывать  маршрут (графический диктант), развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы.

Развивающие:

  • развивать сообразительность, умение самостоятельно и в группе решать поставленную задачу;
  • развивать и закреплять сенсорные способности;
  • развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Предварительная работа. Чтение сказки «Двенадцать месяцев», работа с календарем природы, дидактические игры на состав числа, игры с блоками Дьенеша, графические диктанты.

Оборудование. Костюм падчерицы, Зимы, Весны, Лета, Осени. Картинки деревьев в разные сезоны, картинки 12 месяцев, мольберты. Конверты синего, зеленого, красного, желтого цветов с заданиями и элементами модели года. Круги, вырезанные из белой бумаги, ножницы. Числовые домики, фломастеры. Цветы, выполненные по принципу блоков Дьенеша, три обруча, символы признаков. Листы в клеточку для графического диктанта, простые карандаши, презентация: проверка правильности выполнения задания, запись видеообращения Декабря к детям.

Планируемый результат: знают последовательность всех месяцев, времен года; делят круг на 4 равные части путем сгибания; раскладывают число на два меньших; группируют фигуры по цвету, форме, размерам; выполняют графический диктант.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришли учителя и воспитатели из других детских садов, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети. (говорят хором)

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель. А к нам еще одна гостья пришла, из сказки (входит падчерица):

Она у мачехи жила…

В лес зимой пошла одна.
Повстречала там друзей.
Братья друг за другом шли,
Ей с заданием помогли!
Время года поменяли —
Чтоб цветы вдруг расцвели.
И подснежников домой
Девчушка принесла зимой…
Сосчитайте!
Отгадайте! –
Сколько было всего братьев?
И название подскажите
Сказки этой обязательно!
          Дети. Сказка «12 Месяцев»

Падчерица. Ребята, здравствуйте! Вы все, конечно, знакомы с моей сказкой и со мной. Помните, как братья месяцы мне помогли, и я выполнила приказ мачехи – набрать подснежников зимой.  Мачеха со своей дочкой поступали нехорошо: меня обижали, не вежливо разговаривали с братьями месяцами. За это братья месяцы их наказали. Блуждают с тех пор  где-то в лесу и мачеха и ее дочка, и выбраться не могут.

Воспитатель. Правильно поступили братья месяцы?

Дети. (ответы)

Падчерица. А мне жалко и мачеху и ее дочку, может они еще исправятся, как вы думаете, ребята, может, стоит им помочь?

Дети. (ответы)

Падчерица. Вот только не знаю, как им помочь.

Входят Зима, Весна, Лето, Осень, в руках у них изображения деревьев, соответствующие сезону. (воспитатель прикрепляет к мольберту картинки с изображением  месяцев)

Весна. Здравствуйте ребята! Услышали мы переживания добрых сердец и поспешили на помощь. Вы нас узнали?

Дети. (ответы)

Зима. Я Зима, и есть у меня братья, назовите их имена.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Зима. Найдите их фотографии и прикрепите рядом с деревом на мольберт.

Весна. Я Весна, и у меня есть братья, назовите их имена.

Дети. Март, Апрель, Май.

Весна. Найдите их фотографии и прикрепите рядом с деревом на мольберт.

Лето. Я Лето, и у меня есть братья, назовите их имена.

Дети. Июнь, Июль, Август.

Лето. Найдите их фотографии и прикрепите рядом с деревом на мольберт.

Осень. Я Весна, и у меня есть братья, назовите их имена.

Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Осень. Найдите их фотографии и прикрепите рядом с деревом на мольберт.

Весна. Сколько времен года? 

Дети. Четыре времени года.

Весна. Сколько месяцев в каждом времени года?

Дети. В каждом времени года по три месяца.

Весна. А сколько их всего?

Дети. Двенадцать месяцев.

И составляют они все вместе – год.

Времена года встают в круг, нарушив порядок следования. Каждое называет в правильном порядке свое название.

Весна. Мы вместе составляем год, но вы не заметили ошибку?

Времена года стоят не по порядку, так не бывает, они идут в определенной последовательности.

Весна. А все времена года могут быть одновременно?

Нет.

Весна. Какое сейчас время года?

Весна.

Весна. Правильно, поэтому я останусь с вами, а Лето, Осень, Зима с вами прощаются, и будут ждать своей очереди. Но они оставят для вас Конверты с заданиями. (Отдают конверты синего, зеленого, красного, желтого цвета). Если вы с ними справитесь, братья месяцы помогут мачехе и ее дочке найти дорогу домой.

Лето, Осень, Зима уходят.

Весна. От каждого времени года будет по одному заданию.  Значит, сколько всего их будет?

Дети. Четыре задания.

 Весна. Как вы догадались?

Дети. 4 времени года

1 задание. Как вы думаете, первое задание, от какого времени года будет? Почему? (зима, с нее начинается новый год)

И так, первое задание от зимних месяцев. Перед вами лежат круги – это модель года. На сколько частей надо разделить круг, чтобы выделить времена года? (на 4) Как это сделать? (сложить пополам и еще раз пополам) Разверните круг и разрежьте по линиям сгиба. Сколько получилось частей? (4). Покажите одну часть из четырех. Сколько частей показываете? (одна четвертая) Чему соответствует? (времени году или трем месяцам) Покажите две части из четырех. Что можно сказать про эти части?  (половина, два времени года или шесть месяцев, полгода). Покажите четыре части из четырех. Как можно по-другому назвать? (целое, год). Что больше - одно целое или 4 из 4? А вы можете показать, какая из этих частей зима? (Нет, потому что они все одинаковые) А как их можно обозначить? (Определенным цветом или написать название). Молодцы, справились с заданием, и Зима вам передала свою одну четвертую часть синего цвета. Прикрепите ее к ковролину. За каждое выполненное задание вы будете получать одну четвертую часть от каждого времени года. И когда соберете модель года, это будет знаком того, что вы справились со всеми заданиями.  

2 задание. Следующее задание, от какого времени года будет? (весна). Отгадайте загадку:

В лесу нашем новоселье,

Птичье звонкое веселье:

Клекот, щебет и рулады.

Мы весенним птицам рады!

Приготовили дворцы.

Поселились в них...

(Скворцы)

Т.Лаврова

В сказочном лесу сказочные скворечники – многоэтажные. На крыше номер скворечника, он указывает, сколько скворцов должно жить на каждом этаже. Сейчас мы разделимся на две команды. Возьмите каждый по одной детали. У кого красные – встаньте слева, у кого синие – справа. Команда красных, возьмите скворечники с нечетными номерами, а команда синих - с четными. Расселите жильцов. Возьмите скворечники и встаньте по порядку: слева с нечетными номерами, а справа с четными. А потом проверьте выполнение заданий противоположной команды. В вашем скворечнике на каждом этаже по сколько живет жильцов? А в вашем? Молодцы и с этим заданием справились. Получите еще одну четвертую часть года.

3 задание. Следующее задание от какого времени года? (лето). Отгадайте загадку:

Кто пчеле подарит мед?
Кто на солнышке цветет?
И головкою цветной
Нам качает в летний зной? (Цветок)

Весна. Лето прислало нам необычные цветы. Чем они отличаются?

Дети. Цветом, размером, формой лепестков.

Весна. Из обручей составим вазу, в которую надо расставить цветы. В красный обруч можно поставить только маленькие цветы, в желтый цветы с треугольными лепестками, в синий -  только желтые. Дети выполняют задание. По каким признакам распределяли цветы? (по форме, по цвету, по размеру). В области пересечения красного и желтого обруча какие цветы положили? (маленькие, с треугольными лепестками) В области пересечения желтого и синего обручей? (цветы с треугольными лепестками желтого цвета). В области пересечения синего и красного обручей? (маленькие желтые цветы). В области пересечения трех обручей? (маленькие желтые цветы с треугольными лепестками). Молодцы и с этим заданием справились. Получите еще одну четвертую часть года.  

Динамическая пауза.

Упражнение для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло

(закрыть, открыть глаза)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

(глазки вправо, глазки влево),

Легких – две штучки

(глаза вверх),

Тяжелых – три штучки

(глаза вниз).

Тучки попрощались, тучек не стало

(закрыть глаза ладонями),

Солнце на небе вовсю засияло

(широко открыть глаза).

4 задание. Следующее задание от какого времени года? (осень). Надо проложить маршрут выхода из леса для мачехи и ее дочери. Дети выполняют графический диктант и проверяют результат по образцу на экране. Кто выполнил правильно – поставьте смайлик в нижнем левом углу, а в верхнем левом углу подпишите свою работу.

Звучит сигнал скайпа. Появляется на экране Дед Мороз (декабрь). Здравствуйте, ребята! Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Вы добрые, отзывчивые дети. Я очень надеюсь, что благодаря вам, мачеха с дочерью вернутся домой и изменятся. Не будут обижать падчерицу, станут добрыми и трудолюбивыми. А вы придумайте новый конец сказки и пришлите его нам.

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.

А вам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений "Двенадцать месяцев"

Данное занятие способствует формированию представлений у детей о временах года, месяцах, в ходе занятия используются развивающие игры Воскобовича В.В....

Формирование элементарных математических представлений. Логика.Конспект НОД в средней группе.

Методическая разрработка. Конспект НОД в средней группе 4-5 лет...

Формирование элементарных математических представлений. Логика.Конспект НОД в средне группе.

Тема: Непрерывно образовательная деятельность «Путешествие с Незнайкой»....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...