Формирование элементарных математических представлений с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Наталья Геннадьевна

Формирование элементарных математических представлений с элементами  опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».

Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления

Задачи:

Образовательные:

Закреплять прямой счёт в пределах десяти, обратный счёт в пределах пяти.

Упражнять в ориентировании на плоскости (вверху, внизу, левый угол, правый угол);

Закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках: цвет, форма, размер, толщина;

Формировать умение работать в команде;

Закреплять знания о свойствах магнита, воды, воска;

Организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;

Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание, а также логические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, познавательный интерес;

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;

Воспитывать командный дух и дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей

Познанавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений с элементами  опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».

Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления

Задачи:

Образовательные:

Закреплять прямой счёт в пределах десяти, обратный счёт в пределах пяти.

Упражнять в ориентировании на плоскости (вверху, внизу, левый угол, правый угол);

Закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках: цвет, форма, размер, толщина;

Формировать умение работать в команде;

Закреплять знания о свойствах магнита, воды, воска;

Организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;

Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание, а также логические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, познавательный интерес;

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;

Воспитывать командный дух и дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей

Познанавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Методические методы и приемы:

Наглядный метод: показ образца («Весёлая ориентировка»); практический метод: экспериментирование («Фокусники», «Найди фигуру»), моделирование («Конфеты для котят»); игра: создание игровой ситуации (на всех этапах образовательной деятельности)

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки, пульт, презентация, столы 6 шт, стулья 11 шт, блоки Дьенеша 50+11+50+2, обручи – 2 шт, сундук - 1 шт, коробка с сюрпризом – 1 шт, заводная мышь – 1 шт, волшебный мешочек – 1 шт, подложки – 10 шт, палитра на тарелках – 5 шт, кисти большие – 10 шт , подставки для кистей – 10 шт, поля с котом – 10 шт, поля с нарисованными воском фигурами – 10 шт , бумажные салфетки – 10 шт, емкости/стаканы для лишних фигур – 4 шт, баночки – 11 шт, стаканы с водой – 11 шт, блоки с магнитной лентой – 11 шт, магниты – 11 шт, металлические болты – 11 шт, камни – 10 шт, бумажные полотенца – 2 рулона, тарелочки для камней – 10 шт, фигуры котят – 2 шт, карт-схемы – 3 шт, тарелки для блоков Дьенеша – 10 шт, картонный лист для выкладывания фигуры мышонка из блоков – 1 шт.

Ход занятия:

Часть

Действия и речь воспитателя

Действия и предполагаемые ответы

детей

I

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята

Дети: здравствуйте

Воспитатель: Ребята, а я к вам не одна пришла, с собой мышонка принесла. Мой мышонок не простой, он весёлый, заводной. Хотите с ним познакомиться?

 Дети: Да.

Воспитатель: (открывает коробку, а она пустая) Ребята, представляете, а в коробке-то пусто. Где же мой мышонок, вы его случайно не видели? (Звук электронного письма.) Так, мы получили электронное письмо, интересно от кого?

Голосовое письмо от Кота-учёного: Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки, хочу с вами я сыграть сегодня в кошки-мышки. Мышонка спрятал в сундучок – необычный там замок. Его вы отопрёте, когда из блоков мышку соберёте. А чтобы блоки вам найти, мои задания вам предстоит пройти. Все испытания пройдёте, к замку фигуры подберёте, из них код-мышку соберёте и своего мышонка отопрёте.  С уважением, ваш Мистер-кот.

Воспитатель: Ребята, поможете мне мышонка отыскать? Посмотрите внимательно на экран, из чего состоит кодовый ключ?

 Дети:  Из блоков/геометрических фигур,…

Сколько блоков нам нужно собрать, что бы составить фигуру мышки?

Отлично, а все нужные нам блоки мы будем складывать вот в эту коробку, договорились?

Тогда отправляемся в путь.

 Дети: 10

Дети: Да

II

 Основная часть:

  1. Первое задание от Кота «Весёлая ориентировка»

(на интерактивной доске)

Воспитатель: ребята, присаживайтесь за столы. Аккуратно придвигаем стулья и помним про осанку. Слушаем задание мистера-кота.

Кот: Перед вами, ребята, игровые поля, в центре поля – это я. Что лежит вокруг меня?

Воспитатель: Ребята, для выполнения этого задания нам нужно вспомнить, где у вас правая рука, а где левая. Покажите, пожалуйста, правую руку, молодцы, а теперь левую, отлично. Теперь слушаем дальше Мистера-кота.

Кот: Все фигуры не нужны, только две из них важны. Вам подсказки дам, друзья, только слушайте меня:

1. найдите правый верхний угол, возьмите фигуру и положите перед собой.

2. теперь найдите левый нижний угол, возьмите фигуру и положите рядом с первой.

Воспитатель: (демонстрирует образец на экране)

А сейчас давайте проверим, смогли вы найти нужные фигуры. (слайд с образцом)

У всех фигуры совпали с образцом?

Какая геометрическая фигура была в правом верхнем углу?

А какая геометрическая фигура была в левом нижнем углу?

Отлично, но нам в нашу коробку нужно положить только две фигуры. Посмотрите, пожалуйста, у кого на игровом поле спрятались мышки?

Отлично, клади свои две фигуры в коробку, а остальные блоки, ребята, сложите в белые пластиковые стаканы, которые стоят на столах.

Всё убрали? Готовы слушать следующее задание?

 2. Второе задание от Кота «Фокусники» (на интерактивной доске)

Кот: Второе задание уникальное, экспериментальное. Перед вами, ребята, задача простая, нужно будет достать фигуры, руки в баночки не опуская. Чтобы фигуры достать вам нужно будет использовать свойства объектов, лежащих на столе.

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся в лабораторию мистера кота? Тогда встаём, аккуратно задвигаем стулья и в путь. Становитесь вокруг стола, напротив баночек с геометрическими фигурами.

наводящими вопросами помогает детям в решении поставленной задачи. (используя свойства воды, камней, пластмассы, металла и магнита)

Воспитатель (после того, как ребята вынут из баночек все блоки): Ребята, посмотрите, сколько разных фигур мы с вами достали. Теперь посмотрите на код-ключ и определите, какие из этих фигур к нему подходят.

Воспитатель: Ребята, вы справились и с этим заданием. Отлично. Эти фигуры мы уберём в нашу коробку. Мистер кот, а какое следующее задание?

Кот: Для лап и ушей вы фигуры собрали, боюсь от заданий слегка вы устали. Нужно размяться, поприседать, вам предлагаю сейчас поиграть.

 (Физминутка) «Мышата на Луне» 

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете игру «Мышата на луне»? Становитесь в круг, сейчас разомнёмся, и я познакомлю вас с этой игрой.

 Физминутка «Мышата на Луне»

 Пять мышат уснули на луне    

 

Один мышонок свалился во сне

 Четыре мышонка осталось на луне.

 

Четыре мышонка уснули на луне… (До одного мышонка)

 Один мышонок свалился во сне

 И не осталось мышат на луне.

3. Третье задание от Кота «Конфеты для котят» (на интерактивной доске)

Воспитатель: Ну что, ребята, размялись, передохнули? Готовы к новому испытанию?

 Тогда слушаем следующее задание.

Кот:  Мальчонки и девчата, есть у меня котята. Они любят поиграть и конфеты пожевать. Вы мне ребята помогите, для них конфеты разделите. Для котят конфеты нужно выбирать, для этого карт-схемы нужно прочитать. Если карт-схемы верно прочтёте, фигуры для кода-ключа вы найдёте.

(два обруча лежат пересекая часть друг друга, в каждом обруче котёнок и своя карточка схема с двумя характеристиками: цвет и размер на одной, толщина и форма на другой; вокруг обруча лежат геометрические фигуры, различных характеристик (по пять фигур на ребёнка)

Воспитатель: 

 - Ребята какие конфеты-фигуры мы положим этому котёнку? (Карта-схема: синий, небольшой) Какого цвета? А какого размера?

 - А какие конфеты-фигуры для второго котёнка? (Карта-схема: тонкий, треугольник) Какой толщины? А какой формы?

 - Отлично, раскладывайте конфеты-фигуры по своим местам.

 - Ребята, а как вы думаете, какие фигуры мы положим в середину, на общее поле пересечений (Синие, маленькие/небольшие, тонкие треугольники)

 - Замечательная работа. Ещё четыре фигуры отправляются в нашу коробку.

Воспитатель: Мистер-кот, мы справились и с этим заданием. Что делать дальше?

 Кот: Какие умные и ловкие детишки, отлично мы играем в кошки-мышки, одно задание осталось вам решить, чтобы мышонка, наконец, освободить.

Воспитатель: И какое же это задание?

Кот: Чтобы последнее задание пройти вам нужно вернуться к началу пути.

Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста, где мы выполняли первое задание? Хорошо, значит сейчас возвращаемся и присаживаемся за столы. Ещё раз напоминаю, бережём себя и сохраняем осанку.

4. Четвёртое задание от учёного Кота «Найди фигуру» (на интерактивной доске)

 Кот (после того, как ребята расселись): Готовы? Теперь поля игровые переверните, на белых листах вы рисунки найдите. Рисунками я цвет фигур зашифровал и воском фигуры нарисовал. Нужный цвет, друзья, определите и с помощью краски фигуры найдите. Если правильно фигуры вы найдёте, из волшебного мешка их заберёте.

Воспитатель (обращается по имени): …, посмотри, какой рисунок у тебя на бумаге?

А как ты думаешь, какой цвет мистер–кот зашифровал этим рисунком?

Так, … (обращается по имени) а у тебя на листе что нарисовано?

Как ты думаешь, краской какого цвета тебе нужно воспользоваться?

Воспитатель (ко всем): ребята, интересно, а как при помощи красок можно найти невидимое восковое изображение на листе бумаге?

Предлагаю сейчас выбрать краску нужного цвета и найти, какие фигуры нарисовал кот при помощи воска.

 

 Воспитатель: Замечательно, вот мы  справились со всеми заданиями. Добавляем в нашу коробочку ещё две фигуры и пойдём отпирать волшебный замок и спасать мышонка.

Кот: Как дружно справились, друзья, и удивили вы меня. Желаю успеха во всех начинаньях, ну а сейчас говорю до свиданья. (на доске появляется схема для сборки мышки из блоков)

 Дети: рассаживаются за столами

Дети: Фигуры/Геометрические фигуры

Дети: выполняют задания воспитателя

 

 

Дети: выполняют задание и сверяют свой результат с образцом на экране.

Дети: проговаривают названия и свойства отобранных фигур (напр: красный треугольник)

Дети: жёлтый круг

Дети: красный треугольник

Ребёнок: у меня

Дети: выполняют задание.

 

Дети: Да.

Дети: Да

Дети: (выполняют эксперимент) при помощи воды и камней, или магнита и металлического болта поднимают фигуры блоков Дьенеша на поверхность ёмкости.

Дети: проговаривают ответ, методом сопоставления и исключения определяют нужные фигуры (жёлтый круг и красный треугольник)

Дети: повторяют движения за воспитателем

Дети: раскрытая ладошка с пятью пальцами перед собой, показ двумя руками больших ушей, две ладоник уху (уснули)

 - показ указательного пальца, приседание

 - раскрытая ладошка с четырми пальцами перед собой, большой палец подогнут;

 - раскрытая ладошка с четырми пальцами перед собой, показ двумя руками больших ушей, две ладоник уху (уснули)

 - показ указательного пальца, приседание

 - разведение рук в стороны

 

Дети: Да

 

Дети: конфеты-фигуры синего цвета, небольшие/маленькие по размеру

Дети: тонкие конфеты-фигуры треугольной формы

Дети: выполняют сравнение и сортировку.

 Дети: отбирают нужные фигуры

 

Дети: за столами/на стульях.

Дети: (возвращаются за столы)

Ребёнок: солнце

Ребёнок: жёлтый

Ребёнок: капля

Ребёнок: синей

Дети: ответы детей.

Дети: выполняют эксперимент, определяют цвет и форму оставшихся двух блоков. (Большой жёлтый круг, большой синий прямоугольник)

Дети: составляют на карточке фигурку мышонка и открывают сундучок.

III

 Заключительная часть

Воспитатель: Вот он, мой мышонок. Спасибо вам, ребята, за помощь в спасении мышонка. Давайте теперь по-очереди расскажем нашему мышонку, что мы делали сегодня для его спасения?

Дети: поочерёдно вспоминают пройденные испытания: определяли где право и лево, верх и низ; экспериментировали с водой и магнитом, делили конфеты-фигуры для котят, называли фигуры и сравнивали их между собой, при помощи красок искали фигуры нарисованные воском, подбирали фигурный шифр к замку

Синий.jpg

Не большой_маленький.jpg

Тонкий.jpg

Треугольник.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Первое задание «Весёлая ориентировка»

Слайд 3

1. Первое задание «Весёлая ориентировка»

Слайд 4

П равый верхний угол 1. Первое задание «Весёлая ориентировка»

Слайд 5

Левый нижний угол 1. Первое задание «Весёлая ориентировка»

Слайд 6

2. Второе задание «ФОКУСНИКИ»

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА «МЫШАТА НА ЛУНЕ »

Слайд 9

3. Третье задание «Конфеты для котят»

Слайд 10

4. четвёртое задание «найди фигуру»

Слайд 11

До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование элементарных математических представлений» «День рождения мамы Козы» в старшей группе

Цель образовательной деятельности: тренировать   умения и навыки, полученные детьми на предыдущих занятиях по ФЭМП. Задачи:Образовательные: упражнять в количественном и порядковом счёте...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Страна « Математика»

Программное содержание: формировать элементарные математические представления;совершенствовать знания о геометрических фигурах...