Формирование элементарных математических представлений с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)
Формирование элементарных математических представлений с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления
Задачи:
Образовательные:
Закреплять прямой счёт в пределах десяти, обратный счёт в пределах пяти.
Упражнять в ориентировании на плоскости (вверху, внизу, левый угол, правый угол);
Закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках: цвет, форма, размер, толщина;
Формировать умение работать в команде;
Закреплять знания о свойствах магнита, воды, воска;
Организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;
Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание, а также логические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, познавательный интерес;
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
Воспитывать командный дух и дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей
Познанавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления
Задачи:
Образовательные:
Закреплять прямой счёт в пределах десяти, обратный счёт в пределах пяти.
Упражнять в ориентировании на плоскости (вверху, внизу, левый угол, правый угол);
Закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках: цвет, форма, размер, толщина;
Формировать умение работать в команде;
Закреплять знания о свойствах магнита, воды, воска;
Организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;
Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание, а также логические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, познавательный интерес;
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
Воспитывать командный дух и дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей
Познанавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Методические методы и приемы:
Наглядный метод: показ образца («Весёлая ориентировка»); практический метод: экспериментирование («Фокусники», «Найди фигуру»), моделирование («Конфеты для котят»); игра: создание игровой ситуации (на всех этапах образовательной деятельности)
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки, пульт, презентация, столы 6 шт, стулья 11 шт, блоки Дьенеша 50+11+50+2, обручи – 2 шт, сундук - 1 шт, коробка с сюрпризом – 1 шт, заводная мышь – 1 шт, волшебный мешочек – 1 шт, подложки – 10 шт, палитра на тарелках – 5 шт, кисти большие – 10 шт , подставки для кистей – 10 шт, поля с котом – 10 шт, поля с нарисованными воском фигурами – 10 шт , бумажные салфетки – 10 шт, емкости/стаканы для лишних фигур – 4 шт, баночки – 11 шт, стаканы с водой – 11 шт, блоки с магнитной лентой – 11 шт, магниты – 11 шт, металлические болты – 11 шт, камни – 10 шт, бумажные полотенца – 2 рулона, тарелочки для камней – 10 шт, фигуры котят – 2 шт, карт-схемы – 3 шт, тарелки для блоков Дьенеша – 10 шт, картонный лист для выкладывания фигуры мышонка из блоков – 1 шт.
Ход занятия:
Часть | Действия и речь воспитателя | Действия и предполагаемые ответы |
детей | ||
I | Организационный момент: | |
Воспитатель: Здравствуйте ребята | Дети: здравствуйте | |
Воспитатель: Ребята, а я к вам не одна пришла, с собой мышонка принесла. Мой мышонок не простой, он весёлый, заводной. Хотите с ним познакомиться? | Дети: Да. | |
Воспитатель: (открывает коробку, а она пустая) Ребята, представляете, а в коробке-то пусто. Где же мой мышонок, вы его случайно не видели? (Звук электронного письма.) Так, мы получили электронное письмо, интересно от кого? Голосовое письмо от Кота-учёного: Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки, хочу с вами я сыграть сегодня в кошки-мышки. Мышонка спрятал в сундучок – необычный там замок. Его вы отопрёте, когда из блоков мышку соберёте. А чтобы блоки вам найти, мои задания вам предстоит пройти. Все испытания пройдёте, к замку фигуры подберёте, из них код-мышку соберёте и своего мышонка отопрёте. С уважением, ваш Мистер-кот. Воспитатель: Ребята, поможете мне мышонка отыскать? Посмотрите внимательно на экран, из чего состоит кодовый ключ? | Дети: Из блоков/геометрических фигур,… | |
Сколько блоков нам нужно собрать, что бы составить фигуру мышки? Отлично, а все нужные нам блоки мы будем складывать вот в эту коробку, договорились? Тогда отправляемся в путь. | Дети: 10 Дети: Да | |
II | Основная часть:
(на интерактивной доске) Воспитатель: ребята, присаживайтесь за столы. Аккуратно придвигаем стулья и помним про осанку. Слушаем задание мистера-кота. Кот: Перед вами, ребята, игровые поля, в центре поля – это я. Что лежит вокруг меня? Воспитатель: Ребята, для выполнения этого задания нам нужно вспомнить, где у вас правая рука, а где левая. Покажите, пожалуйста, правую руку, молодцы, а теперь левую, отлично. Теперь слушаем дальше Мистера-кота. Кот: Все фигуры не нужны, только две из них важны. Вам подсказки дам, друзья, только слушайте меня: 1. найдите правый верхний угол, возьмите фигуру и положите перед собой. 2. теперь найдите левый нижний угол, возьмите фигуру и положите рядом с первой. Воспитатель: (демонстрирует образец на экране) А сейчас давайте проверим, смогли вы найти нужные фигуры. (слайд с образцом) У всех фигуры совпали с образцом? Какая геометрическая фигура была в правом верхнем углу? А какая геометрическая фигура была в левом нижнем углу? Отлично, но нам в нашу коробку нужно положить только две фигуры. Посмотрите, пожалуйста, у кого на игровом поле спрятались мышки? Отлично, клади свои две фигуры в коробку, а остальные блоки, ребята, сложите в белые пластиковые стаканы, которые стоят на столах. Всё убрали? Готовы слушать следующее задание? 2. Второе задание от Кота «Фокусники» (на интерактивной доске) Кот: Второе задание уникальное, экспериментальное. Перед вами, ребята, задача простая, нужно будет достать фигуры, руки в баночки не опуская. Чтобы фигуры достать вам нужно будет использовать свойства объектов, лежащих на столе. Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся в лабораторию мистера кота? Тогда встаём, аккуратно задвигаем стулья и в путь. Становитесь вокруг стола, напротив баночек с геометрическими фигурами. наводящими вопросами помогает детям в решении поставленной задачи. (используя свойства воды, камней, пластмассы, металла и магнита) Воспитатель (после того, как ребята вынут из баночек все блоки): Ребята, посмотрите, сколько разных фигур мы с вами достали. Теперь посмотрите на код-ключ и определите, какие из этих фигур к нему подходят. Воспитатель: Ребята, вы справились и с этим заданием. Отлично. Эти фигуры мы уберём в нашу коробку. Мистер кот, а какое следующее задание? Кот: Для лап и ушей вы фигуры собрали, боюсь от заданий слегка вы устали. Нужно размяться, поприседать, вам предлагаю сейчас поиграть. (Физминутка) «Мышата на Луне» Воспитатель: Ребята, а вы знаете игру «Мышата на луне»? Становитесь в круг, сейчас разомнёмся, и я познакомлю вас с этой игрой. Физминутка «Мышата на Луне» Пять мышат уснули на луне
Один мышонок свалился во сне Четыре мышонка осталось на луне.
Четыре мышонка уснули на луне… (До одного мышонка) … … Один мышонок свалился во сне И не осталось мышат на луне. 3. Третье задание от Кота «Конфеты для котят» (на интерактивной доске) Воспитатель: Ну что, ребята, размялись, передохнули? Готовы к новому испытанию? Тогда слушаем следующее задание. Кот: Мальчонки и девчата, есть у меня котята. Они любят поиграть и конфеты пожевать. Вы мне ребята помогите, для них конфеты разделите. Для котят конфеты нужно выбирать, для этого карт-схемы нужно прочитать. Если карт-схемы верно прочтёте, фигуры для кода-ключа вы найдёте. (два обруча лежат пересекая часть друг друга, в каждом обруче котёнок и своя карточка схема с двумя характеристиками: цвет и размер на одной, толщина и форма на другой; вокруг обруча лежат геометрические фигуры, различных характеристик (по пять фигур на ребёнка) Воспитатель: - Ребята какие конфеты-фигуры мы положим этому котёнку? (Карта-схема: синий, небольшой) Какого цвета? А какого размера? - А какие конфеты-фигуры для второго котёнка? (Карта-схема: тонкий, треугольник) Какой толщины? А какой формы? - Отлично, раскладывайте конфеты-фигуры по своим местам. - Ребята, а как вы думаете, какие фигуры мы положим в середину, на общее поле пересечений (Синие, маленькие/небольшие, тонкие треугольники) - Замечательная работа. Ещё четыре фигуры отправляются в нашу коробку. Воспитатель: Мистер-кот, мы справились и с этим заданием. Что делать дальше? Кот: Какие умные и ловкие детишки, отлично мы играем в кошки-мышки, одно задание осталось вам решить, чтобы мышонка, наконец, освободить. Воспитатель: И какое же это задание? Кот: Чтобы последнее задание пройти вам нужно вернуться к началу пути. Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста, где мы выполняли первое задание? Хорошо, значит сейчас возвращаемся и присаживаемся за столы. Ещё раз напоминаю, бережём себя и сохраняем осанку. 4. Четвёртое задание от учёного Кота «Найди фигуру» (на интерактивной доске) Кот (после того, как ребята расселись): Готовы? Теперь поля игровые переверните, на белых листах вы рисунки найдите. Рисунками я цвет фигур зашифровал и воском фигуры нарисовал. Нужный цвет, друзья, определите и с помощью краски фигуры найдите. Если правильно фигуры вы найдёте, из волшебного мешка их заберёте. Воспитатель (обращается по имени): …, посмотри, какой рисунок у тебя на бумаге? А как ты думаешь, какой цвет мистер–кот зашифровал этим рисунком? Так, … (обращается по имени) а у тебя на листе что нарисовано? Как ты думаешь, краской какого цвета тебе нужно воспользоваться? Воспитатель (ко всем): ребята, интересно, а как при помощи красок можно найти невидимое восковое изображение на листе бумаге? Предлагаю сейчас выбрать краску нужного цвета и найти, какие фигуры нарисовал кот при помощи воска.
Воспитатель: Замечательно, вот мы справились со всеми заданиями. Добавляем в нашу коробочку ещё две фигуры и пойдём отпирать волшебный замок и спасать мышонка. Кот: Как дружно справились, друзья, и удивили вы меня. Желаю успеха во всех начинаньях, ну а сейчас говорю до свиданья. (на доске появляется схема для сборки мышки из блоков) | Дети: рассаживаются за столами Дети: Фигуры/Геометрические фигуры Дети: выполняют задания воспитателя
Дети: выполняют задание и сверяют свой результат с образцом на экране. Дети: проговаривают названия и свойства отобранных фигур (напр: красный треугольник) Дети: жёлтый круг Дети: красный треугольник Ребёнок: у меня Дети: выполняют задание.
Дети: Да. Дети: Да Дети: (выполняют эксперимент) при помощи воды и камней, или магнита и металлического болта поднимают фигуры блоков Дьенеша на поверхность ёмкости. Дети: проговаривают ответ, методом сопоставления и исключения определяют нужные фигуры (жёлтый круг и красный треугольник) Дети: повторяют движения за воспитателем Дети: раскрытая ладошка с пятью пальцами перед собой, показ двумя руками больших ушей, две ладоник уху (уснули) - показ указательного пальца, приседание - раскрытая ладошка с четырми пальцами перед собой, большой палец подогнут; - раскрытая ладошка с четырми пальцами перед собой, показ двумя руками больших ушей, две ладоник уху (уснули) - показ указательного пальца, приседание - разведение рук в стороны
Дети: Да
Дети: конфеты-фигуры синего цвета, небольшие/маленькие по размеру Дети: тонкие конфеты-фигуры треугольной формы Дети: выполняют сравнение и сортировку. Дети: отбирают нужные фигуры
Дети: за столами/на стульях. Дети: (возвращаются за столы) Ребёнок: солнце Ребёнок: жёлтый Ребёнок: капля Ребёнок: синей Дети: ответы детей. Дети: выполняют эксперимент, определяют цвет и форму оставшихся двух блоков. (Большой жёлтый круг, большой синий прямоугольник) Дети: составляют на карточке фигурку мышонка и открывают сундучок. |
III | Заключительная часть Воспитатель: Вот он, мой мышонок. Спасибо вам, ребята, за помощь в спасении мышонка. Давайте теперь по-очереди расскажем нашему мышонку, что мы делали сегодня для его спасения? | Дети: поочерёдно вспоминают пройденные испытания: определяли где право и лево, верх и низ; экспериментировали с водой и магнитом, делили конфеты-фигуры для котят, называли фигуры и сравнивали их между собой, при помощи красок искали фигуры нарисованные воском, подбирали фигурный шифр к замку |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Первое задание «Весёлая ориентировка»
1. Первое задание «Весёлая ориентировка»
П равый верхний угол 1. Первое задание «Весёлая ориентировка»
Левый нижний угол 1. Первое задание «Весёлая ориентировка»
2. Второе задание «ФОКУСНИКИ»
ФИЗМИНУТКА «МЫШАТА НА ЛУНЕ »
3. Третье задание «Конфеты для котят»
4. четвёртое задание «найди фигуру»
До новых встреч, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»
- Развивать мыслительные операции, самоконтроль, классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование элементарных математических представлений» «День рождения мамы Козы» в старшей группе
Цель образовательной деятельности: тренировать умения и навыки, полученные детьми на предыдущих занятиях по ФЭМП. Задачи:Образовательные: упражнять в количественном и порядковом счёте...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в старшей группе на тему: «Проказы Бабы Яги».
Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам - цель данной работы....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Страна « Математика»
Программное содержание: формировать элементарные математические представления;совершенствовать знания о геометрических фигурах...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием символических средств в старшей группе «В гостях у Королевы Математики. Путешествие в математический сад»
Интересное матемтическое мероприятие...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, через конструктивно-модельную деятельность в подготовительной группе на тему: «Путешествие по стране математика»
Конспект интегрированной образовательной деятельности...