Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
статья по математике (подготовительная группа)

Ханбекова Наталия Викторовна

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
 Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. 

Согласно требованиям ФГОС , опираясь на разработки И В Логиновой «Тико-мастера»   была разработана программа «Геометрика» и использованием ТИКО-технологий. Программа реализуется на занятиях «Исследование и экспериментирование» и «Конструирование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometrika.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .

Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. 

Согласно требованиям ФГОС , опираясь на разработки И В Логиновой «Тико-мастера»   была разработана программа «Геометрика» и использованием ТИКО-технологий. Программа реализуется на занятиях «Исследование и экспериментирование» и «Конструирование». По программе МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек», составленной на основе программы «Детство», в подготовительной группе, в качестве эксперимента, одно занятие в неделю по окружающему миру было заменено занятием «Исследование и экспериментирование»

. Целью  программы является развитие у детей познавательной активности, наблюдательности ,мышления, формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

В процессе реализации программы мы решаем следующие задачи:

    1 Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности.

2 Поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.

3 Совершенствовать познавательные умения : замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания  в разных видах детской деятельности.

4 Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания .

 Итак ,  программа составлена с использованием ТИКО-технологий. Что- же такое ТИКО?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера  и др.

Актуальность работы с ТИКО:

-обеспечение развития психических процессов,   познавательной активности;

-развитие мелкой моторики;

-развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

-обеспечение развития детского технического творчества.

Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

-являются великолепным средством для    интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;

-формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

 обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

 изучение и конструирование различных видов многоугольников;

 обучение планированию процесса создания собственной модели и

совместного проекта;

 обучение различным видам конструирования.Знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.

Развивающие

 развитие комбинаторных способностей;

 совершенствование навыков классификации;

 развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

Воспитывающие

 воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к

выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо

освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы,

находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

 выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

 изучение и конструирование различных видов многогранников;

Развивающие

 формирование целостного восприятия предмета;

развитие конструктивного воображения при создании постройки по

собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Воспитывающие

 развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе

организации и проведения совместных конструкторских проектов.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить

способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Дети знакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: вершина, грань, ребро, основание ,план, ,устойчивость и др.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6-7 лет.

Сроки реализации программы - 1 год 2 раза в неделю, 72 занятий в год

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

.

Проект  «Геометрика» - это наглядная геометрия, геометрия,которую можно потрогать руками, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм .

На занятиях используются следующие виды деятельности: игровая ( ролевая игра «Ученые» ;экспериментально-исследовательская, где дети выделяют гипотезу( предположение) , проводят исследование, заполняют таблицы и делают вывод; диктант ; конструирование по технологическим картам, решение логических задач, работа со схемами т.д.)

В результате процесса усвоения дошкольниками программы «Геометрика» плантруются достижение  следующих результатов деятельности:

- Сформировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

 -Расширить кругозор об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

- Развитить психические процессы (восприятие, память, воображение,

мышление, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез,

сравнение, классификация и обобщение);

-Развить регулятивную структуру деятельности (целеполагание,

прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- Развить сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через

формирование практических умений;

- Создание условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Ожидаемые результаты использования «ТИКО-технологий» (конструкторской деятельности) направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских

способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

«Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»...

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...

Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...