Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
статья по математике (подготовительная группа)
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Согласно требованиям ФГОС , опираясь на разработки И В Логиновой «Тико-мастера» была разработана программа «Геометрика» и использованием ТИКО-технологий. Программа реализуется на занятиях «Исследование и экспериментирование» и «Конструирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometrika.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Согласно требованиям ФГОС , опираясь на разработки И В Логиновой «Тико-мастера» была разработана программа «Геометрика» и использованием ТИКО-технологий. Программа реализуется на занятиях «Исследование и экспериментирование» и «Конструирование». По программе МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек», составленной на основе программы «Детство», в подготовительной группе, в качестве эксперимента, одно занятие в неделю по окружающему миру было заменено занятием «Исследование и экспериментирование»
. Целью программы является развитие у детей познавательной активности, наблюдательности ,мышления, формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
В процессе реализации программы мы решаем следующие задачи:
1 Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности.
2 Поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.
3 Совершенствовать познавательные умения : замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
4 Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания .
Итак , программа составлена с использованием ТИКО-технологий. Что- же такое ТИКО?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и др.
Актуальность работы с ТИКО:
-обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
-развитие мелкой моторики;
-развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
-обеспечение развития детского технического творчества.
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
-формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
∙ обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
∙ изучение и конструирование различных видов многоугольников;
∙ обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта;
∙ обучение различным видам конструирования.Знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
∙ развитие комбинаторных способностей;
∙ совершенствование навыков классификации;
∙ развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
∙ воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к
выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо
освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы,
находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
∙ выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
∙ изучение и конструирование различных видов многогранников;
Развивающие
∙ формирование целостного восприятия предмета;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
∙ развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе
организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить
способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети знакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: вершина, грань, ребро, основание ,план, ,устойчивость и др.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6-7 лет.
Сроки реализации программы - 1 год 2 раза в неделю, 72 занятий в год
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
.
Проект «Геометрика» - это наглядная геометрия, геометрия,которую можно потрогать руками, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм .
На занятиях используются следующие виды деятельности: игровая ( ролевая игра «Ученые» ;экспериментально-исследовательская, где дети выделяют гипотезу( предположение) , проводят исследование, заполняют таблицы и делают вывод; диктант ; конструирование по технологическим картам, решение логических задач, работа со схемами т.д.)
В результате процесса усвоения дошкольниками программы «Геометрика» плантруются достижение следующих результатов деятельности:
- Сформировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
-Расширить кругозор об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- Развитить психические процессы (восприятие, память, воображение,
мышление, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация и обобщение);
-Развить регулятивную структуру деятельности (целеполагание,
прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- Развить сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через
формирование практических умений;
- Создание условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Ожидаемые результаты использования «ТИКО-технологий» (конструкторской деятельности) направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских
способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...
«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...
Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить. А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...
«Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
laquo;Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...