Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
консультация по информатике (подготовительная группа) по теме
Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы:
- Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.
- Требования к занятиям с использованием ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 48 города Смоленска
Консультации для педагогов
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель информатики:
Омельченко Н.Н.
2013 год
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.
С помощью мультимедийных презентаций можно (Схема 1):
- Познакомить ребенка с окружающей средой:
- расширять представления и конкретизировать знания детей об объектах и явлениях живой и неживой природы (растениях, животных, явлениях природы), формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питании, росте, развитии);
- систематизировать и закреплять знания о предметах материальной культуры, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни;
- обогащать и уточнять представления детей о жизни и труде людей.
- Сформировать элементарные математические представления:
- совершенствовать навыки счета;
- изучать и закреплять цифры;
- проводить работу с геометрическими фигурами;
- решать простейшие арифметические задачи;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
- закреплять представления о величине предметов.
- Развить речь:
- расширять словарный запас детей и их знания об окружающем мире;
- формировать звуковую культуру речи;
- формировать грамматический строй речи.
- Развить познавательные психические процессы:
- развивать восприятие;
- память;
- внимание;
- мышление.
Компьютерные презентации могут быть использованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Например, можно проводить занятия, в которые включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций ("Найди такую же фигуру", "Запомни последовательность", "Четвертый лишний" и др.), что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.
Требования к занятиям с использованием компьютера (Схема 2)
- Работа с применением презентаций строится в несколько этапов:
- знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
- обучение детей правилам поведения и безопасной работы на компьютере;
- формирование начальных навыков работы за компьютером: знакомство с клавиатурой, мышкой;
- знакомство с понятием “мультимедийная презентация”, ее особенностями;
- применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.
- Занятия должны проходить с соблюдением требований СанПиН:
- Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.
- Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.
- Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- Между занятиями занятия обязательно проводится динамические паузы (гимнастика для глаз, физкультмитки, пальчиковая гимнастика)
- Принципы проведения занятий
1.Принцип развивающего обучения (важен уровень развития каждого ребенка, зона его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).
2. Принцип систематичности и последовательности обучения (нужно устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).
3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и детей, их интересам).
4. Принцип индивидуализации (подходить к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально).
5. Принцип связи с жизнью (педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).
Индивидуальные занятия проводятся в компьютерном классе, а итоговые – в музыкальном зале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.
Эффективность использования мультимедийных презентаций
Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).
Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и учитель-дефектолог, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов разработаны примерные конспекты занятий с применением мультимедийных презентаций и даны рекомендации по их проведению.
Родители могут заниматься с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом. Многие родители пользуются электронной версией пособия, представленной в Интернете.
При работе ребенка за компьютером (Схема 3):
- мышка формирует тончайшую координацию движений глаза, контролирующего экран, и руки, подающей тончайшие импульсы компьютеру,
- осуществляется интеллектуальная подготовка ребенка к обучению в школе. Ребенок, управляя компьютерной программой начинает сначала думать, а затем действовать,
- повышается творческий потенциал.
Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях (Схема 4):
1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.
2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.
3. При демонстрации слайдов и обращении к детям лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала ддошкольники будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.
4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.
5. Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.
6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.
7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.
8. Не следует:
– говорить, повернувшись спиной к детям;
– читать конспект занятия;
– загораживать демонстрируемое изображение;
– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
– выдавать раздаточный материал во время презентации,
– применять игры, которые действуют в режиме темпов, задаваемых компьютером.
– применять материал с элементами насилия и жестокости.
В заключении, стоит отметить, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога-психолога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.
Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога-психолога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.
ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Требования к занятиям с использованием компьютера
пр. развивающего обучения
пр. доступности
пр. систематичности и последовательности обучения
пр. индивидуализации
пр. связи с жизнью
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Список литературы:
- 1. Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. Т. 16. № 1. С. 264-265.
- 2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кН. Кн.2: Психология образования. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2005. – 608с.
- Сайт Ресурсы образования, статья Л.А. Соловьевой, «Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» http://www.resobr.ru/materials/370/4773/?sphrase_id=2721
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...
Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить. А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...
Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...
«Использование компьютерных технологий для развития информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя...