Математическая сказка
методическая разработка по математике (средняя группа)

Ершова Татьяна Викторовна
Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной (театрализованной) деятельности с детьми 4-5 лет по теме «Математическая сказка о том, как подружились геометрические фигуры» в рамках реализации проекта «В мире геометрических фигур». Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками математического театра для активизации дошкольников в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazka.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Методическая разработка

фрагмента образовательной (театрализованной) деятельности с детьми

средней группы по теме

«Математическая сказка о том,

как подружились геометрические фигуры»

Подготовила: Ершова Т.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Радуга»

р.п. Арти,

2017

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной (театрализованной) деятельности с детьми 4-5 лет по теме «Математическая сказка о том, как подружились геометрические фигуры» в рамках реализации проекта «В мире геометрических фигур».

Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками математического театра для активизации дошкольников в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.

Введение

Театрализованные игры как форма организации совместной деятельности

с детьми по формированию

элементарных математических представлений

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

М. И. Калинин

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать именно с помощью математики. Но традиционные занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные по учебной модели, не вызывают у ребёнка живого интереса к новым знаниям, так как не соответствуют возрастным психологическим особенностям ребёнка, а значит не приносят желаемых результатов. ФГОС ДО предписывает реализовывать программу «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Поэтому актуальна стала проблема поиска новых форм организации совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Важной составляющей процесса познания на всём протяжении дошкольного детства является формируемый к нему интерес.

Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир дети активно познают то, что им интересно, и даже не хотят слышать о том, что им не интересно. У них сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания. Театрализованная деятельность - это один из самых интересных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Поэтому обучение детей в процессе театрализованных игр - занятий является очень эффективным способом, так как базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка с учетом принципа психологической комфортности.

Изучение проблемы активизации воспитанников для формирования элементарных математическ их представлений через использование театрализованных игр привело к созданию математического театра. Особенность этого театра в том, что герои - геометрические фигуры.

Кроме этого, математическое содержание излагается от лица героев, которые в увлекательной форме рассказывают о себе.

Театрализованные математические игры могут быть частью, фрагментом непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или разыгрываться детьми в самостоятельной деятельности, иметь импровизационный характер или представлять собой отдельный спектакль, к которому разучиваются роли, готовятся декорации.

Фрагмент образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Математическая сказка о том,

как подружились геометрические фигуры»

Данная образовательная деятельность организована в форме театрализованной постановки. Она может являться итоговым мероприятием по изучению темы «Геометрические фигуры».

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах через театрализованную деятельность.

Задачи:

•повторить отличительные признаки разных геометрических фигур;

•активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

•совершенствовать артистические навыки в плане воплощения образа героя;

•совершенствовать навык выразительного чтения

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: разучивание ролей, работа над выразительностью чтения, изготовление декораций.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная

Формы работы: разучивание стихов, загадок, игра драматизация.

Планируемый результат: ребёнок различает геометрические фигуры, передаёт игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; с удовольствием выступает перед детьми, воспитателем, родителями.

«Математическая сказка о том, как подружились

геометрические фигуры»

Ход мероприятия

Действующие лица:

Ведущий ,Сова, Квадрат, Прямоугольник , Треугольник, Круг, Овал.

Ведущий. Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были  друзья – геометрические фигуры. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Вот например, Квадрат  все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед друзьями.

Квадрат . Какой я красивый, умный, у меня все стороны одинаковые, и есть 4 угла. А вы, фигуры, посмотрте на себя, какие то все нескладные.

Круг. А чего это мы нескладные. Вот я например, намного лучше, чем ты. Я самая красивая и нужная фигура.

Треугольник. Нет, я самая нужная фигура. Без меня ничего не получится у людей.

Прямоугольник. Ха-ха-ха, это кто вам сказал, что вы самые лучшие. Самый лучший здесь я, и точка.

Овал. Ну уж нет, нужная и важная фигура, это я, овал.

Ведущий. Вот так фигуры между собой и поссорились. Каждая фигура считала себя очень красивой, умной и важной.

- Каждый сидел в своем уголочке и плакал от того, что его никто не уважает.

- И тут квадрату пришла гениальная идея обратиться к мудрой тетушке Сове.

Квадрат. Друзья, я предлагаю вам обратиться к мудрой тетушке Сове за помощью. Пусть она рассудит нас, кто прав, а кто нет.

Ведущий. И вот пошли они в лес. Шли, шли и дошли до дома тетушки Совы.

Фигуры. Тук-тук-тук.

Сова. Кто там?

Фигуры. Это мы, геометрические фигуры.

Квадрат . -Квадрат

Треугольник. -Треугольник

Круг. – Круг

Прямоугольник. – Прямоугольник

Овал. - Овал.

Сова. Знаю, знаю вас.

Квадрат. Мы поспорили с друзьями, кто из нас красивей и важней для людей.

Треугольник. Помоги нам, тетушка Сова.

Сова. Тогда расскажите мне, чем вы друг друга лучше.

Круг говорил:

Круг. «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал…

Овал. «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех:

Треугольник .  «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит:

Квадрат. «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату

Прямоугольник : «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Сова. «Ребята, что же вы делаете? Зачем спорите? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые. И каждая фигура очень важна для человека!»

Ведущий. Геометрические фигуры очень обрадовались, что они все очень важны в этом мире.

Сова. Я вам предлагаю построить дом и жить всем вместе дружно.

Прямоугольник. Я буду фундаментом!

Квадрат . Я буду стенами

Треугольник. А я буду крышей!

Овал.  Я буду окном.

Круг. А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.

Ведущий. Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку .

Вот и сказке конец, а кто фигуры запомнил -  молодец!

http://svetlyachok33.ucoz.ru/_si/0/19582151.jpg

                                                       

Список использованных источников

1.Баряева        Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002.

2.Соловьёва        Е.В. Математика и логика для дошкольников.- М.: Просвещение, 2004 г.

3.У        спех. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования/ (науч. рук. А.Г.Асмолов). -М.:

Просвещение, 2011.

4.Федеральный        государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...