Математическая сказка
методическая разработка по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_skazka.docx | 51.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Методическая разработка
фрагмента образовательной (театрализованной) деятельности с детьми
средней группы по теме
«Математическая сказка о том,
как подружились геометрические фигуры»
Подготовила: Ершова Т.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Радуга»
р.п. Арти,
2017
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной (театрализованной) деятельности с детьми 4-5 лет по теме «Математическая сказка о том, как подружились геометрические фигуры» в рамках реализации проекта «В мире геометрических фигур».
Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками математического театра для активизации дошкольников в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.
Введение
Театрализованные игры как форма организации совместной деятельности
с детьми по формированию
элементарных математических представлений
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
М. И. Калинин
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать именно с помощью математики. Но традиционные занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные по учебной модели, не вызывают у ребёнка живого интереса к новым знаниям, так как не соответствуют возрастным психологическим особенностям ребёнка, а значит не приносят желаемых результатов. ФГОС ДО предписывает реализовывать программу «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Поэтому актуальна стала проблема поиска новых форм организации совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Важной составляющей процесса познания на всём протяжении дошкольного детства является формируемый к нему интерес.
Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир дети активно познают то, что им интересно, и даже не хотят слышать о том, что им не интересно. У них сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания. Театрализованная деятельность - это один из самых интересных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Поэтому обучение детей в процессе театрализованных игр - занятий является очень эффективным способом, так как базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка с учетом принципа психологической комфортности.
Изучение проблемы активизации воспитанников для формирования элементарных математическ их представлений через использование театрализованных игр привело к созданию математического театра. Особенность этого театра в том, что герои - геометрические фигуры.
Кроме этого, математическое содержание излагается от лица героев, которые в увлекательной форме рассказывают о себе.
Театрализованные математические игры могут быть частью, фрагментом непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или разыгрываться детьми в самостоятельной деятельности, иметь импровизационный характер или представлять собой отдельный спектакль, к которому разучиваются роли, готовятся декорации.
Фрагмент образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Математическая сказка о том,
как подружились геометрические фигуры»
Данная образовательная деятельность организована в форме театрализованной постановки. Она может являться итоговым мероприятием по изучению темы «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах через театрализованную деятельность.
Задачи:
•повторить отличительные признаки разных геометрических фигур;
•активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
•совершенствовать артистические навыки в плане воплощения образа героя;
•совершенствовать навык выразительного чтения
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: разучивание ролей, работа над выразительностью чтения, изготовление декораций.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Формы работы: разучивание стихов, загадок, игра драматизация.
Планируемый результат: ребёнок различает геометрические фигуры, передаёт игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; с удовольствием выступает перед детьми, воспитателем, родителями.
«Математическая сказка о том, как подружились
геометрические фигуры»
Ход мероприятия
Действующие лица:
Ведущий ,Сова, Квадрат, Прямоугольник , Треугольник, Круг, Овал.
Ведущий. Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были друзья – геометрические фигуры. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Вот например, Квадрат все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед друзьями.
Квадрат . Какой я красивый, умный, у меня все стороны одинаковые, и есть 4 угла. А вы, фигуры, посмотрте на себя, какие то все нескладные.
Круг. А чего это мы нескладные. Вот я например, намного лучше, чем ты. Я самая красивая и нужная фигура.
Треугольник. Нет, я самая нужная фигура. Без меня ничего не получится у людей.
Прямоугольник. Ха-ха-ха, это кто вам сказал, что вы самые лучшие. Самый лучший здесь я, и точка.
Овал. Ну уж нет, нужная и важная фигура, это я, овал.
Ведущий. Вот так фигуры между собой и поссорились. Каждая фигура считала себя очень красивой, умной и важной.
- Каждый сидел в своем уголочке и плакал от того, что его никто не уважает.
- И тут квадрату пришла гениальная идея обратиться к мудрой тетушке Сове.
Квадрат. Друзья, я предлагаю вам обратиться к мудрой тетушке Сове за помощью. Пусть она рассудит нас, кто прав, а кто нет.
Ведущий. И вот пошли они в лес. Шли, шли и дошли до дома тетушки Совы.
Фигуры. Тук-тук-тук.
Сова. Кто там?
Фигуры. Это мы, геометрические фигуры.
Квадрат . -Квадрат
Треугольник. -Треугольник
Круг. – Круг
Прямоугольник. – Прямоугольник
Овал. - Овал.
Сова. Знаю, знаю вас.
Квадрат. Мы поспорили с друзьями, кто из нас красивей и важней для людей.
Треугольник. Помоги нам, тетушка Сова.
Сова. Тогда расскажите мне, чем вы друг друга лучше.
Круг говорил:
Круг. «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал…
Овал. «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех:
Треугольник . «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит:
Квадрат. «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату
Прямоугольник : «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Сова. «Ребята, что же вы делаете? Зачем спорите? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые. И каждая фигура очень важна для человека!»
Ведущий. Геометрические фигуры очень обрадовались, что они все очень важны в этом мире.
Сова. Я вам предлагаю построить дом и жить всем вместе дружно.
Прямоугольник. Я буду фундаментом!
Квадрат . Я буду стенами
Треугольник. А я буду крышей!
Овал. Я буду окном.
Круг. А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.
Ведущий. Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку .
Вот и сказке конец, а кто фигуры запомнил - молодец!
Список использованных источников
1.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002.
2.Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников.- М.: Просвещение, 2004 г.
3.У спех. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования/ (науч. рук. А.Г.Асмолов). -М.:
Просвещение, 2011.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе
Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Приключения колобка» (математическая сказка)
Дети в игровой форме повторяют счёт до4, повторяют названия геометрических фигур....
Математическое развитие : " Математическая сказка"
Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...
Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.
В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...