Кружок дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений.
рабочая программа по математике (средняя группа)

Евдокимова КС

- Закреплять представления о величине (длинный-короткий, широкий-низкий, большой-маленький.)

-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине

-Освоение способов измерения с помощью условной мерки.

-Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета):способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

-Развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

-Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kyuiziner_srednyaya_gruppa.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Ромашка»

Программа

 по формированию элементарных математических представлений.

Кружок дополнительного образования

В средней группе

«Волшебные палочки»

Воспитатель:

Евдокимова К.С.

2020г.

             Пояснительная записка

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Поэтому задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей, его неповторимости и самобытности.

 Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

        Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.

Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.  

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Дошкольный возраст – это период, когда главный вид деятельности малыша – это игра. В игре легче усваиваются знания, умения и навыки, поэтому все занятия должны быть организованы в игровой форме. Ребёнок совершенствуется через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками.

Организация кружка  «Волшебные палочки» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня (20 минут). Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с палочками Кьюизенера.  Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Цель программы:

Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

- Закреплять представления о величине (длинный-короткий, широкий-низкий, большой-маленький.

-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине

-Освоение способов измерения с помощью условной мерки.

-Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета):способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

-Развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

-Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.

Познавательное развитие детей согласно принципу интеграции осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познание», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.

 

Образовательная область

Содержание работы

«Познавательное развитие»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Речевое развитие»

формирование всех видов речи, развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

развитие чувства ритма,

учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину

«Художественно-эстетическое развитие»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области: считалки, стихи – шутки, загадки, задачи в стихотворной форме, математические сказки

«Физическое    развитие»

закрепление количества и счета, ориентировка в пространстве, воспитание цветотерапии

формирование и закрепление формы и  величины, ориентировка в пространстве

упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, развитие памяти и мышления

знание цифр, ориентировка в пространстве

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, содействие развитию самостоятельности и инициативности

Ожидаемые результаты:

Занятия с использованием палочек Кьюизенера помогут  детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции. Практическая значимость состоит в том, что была разработана система дидактических игр и заданий по математическому развитию дошкольников.

К концу реализации программы дети могут:

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;
  • Считать до 5 и дальше;
  • Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 5;
  • Различать величины и способы их измерения;
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий.
  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;
  • Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц).

 Формы подведения итогов реализации программы:

  • итоговое занятие;
  • диагностика.

тематический план

на 2020 – 2021 учебный год 

средняя группа

Дидактические игры и игровые упражнения

Месяц

содержание работы с детьми

программное содержание

содержание работы с родителями

Сентябрь

диагностика

 

Консультация «Почему для ребёнка важна игра?»

Октябрь

 «Строим дорожки» 

Учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красивая и т. д. ; развивать зрительный глазомер.

Знакомство с палочками

«Разноцветные палочки»

: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.

 Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.

«Строим дорожки»

«Поезд»

 Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.)- Развивать внимание, память, мышление.

 Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

.

«Чудесный мешочек»

«Найди и покажи»

 Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. Развивающая среда: набор палочек, непрозрачный мешочек.

 Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

«Спрячь игрушку»

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

Ноябрь

Игра «Построим заборчик»

Цель: Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

Консультация «Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей»

Игра «Построим мостик»

Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюи-зенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине.

«Дорожки для матрешки»

Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем.;.», «больше чем...».

«Дорожки для матрешки»

Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем.;.», «больше чем...».

Декабрь

Игра «Угадай-ка»

 

 Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

4 неделя

Цель:.

.

Консультация «Советы мамочкам»

Игра «Разложи по цвету»

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь

«Один, много, ни одного»

Закрепить количественные представления один -много - ни одного. Развивать логическое мышление, внимание.

Игра «Лесенки»

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Январь

Игра «Башенки»

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память 

.

Консультация «Похвалы много не бывает»

Игра «Найди ошибку»

 Упражнять в счете от 1 до 5. Закреплять название цвета. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру.

Игра «Лесенка для котенка»

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упражнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 — белая палочка, 2 - розовая, 3 — голубая, 4 — красная, 5 — желтая.

Февраль

 Игра «Грибная полянка»

 

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа».

Консультация

«Роль развивающих игр в обучении детей математике»

Игра «Назови число - найди палочку»

Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

«Размести пассажиров»

Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

«Подбери пару»

 Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - число - количество - цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. Знакомить с цифрами.

Март

«Подбери цифру»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра - цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление.

Консультация

«Логические упражнения и задания в обучении детей математике»

«Разноцветный коврик»

Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание.

«Конструирование

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур»

        

 Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игры - конструирование

Цель: Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». Составлять рассказы по составленным картинкам.

Апрель

Игра

«Угадай-ка»

Цель: Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Консультация

«Как повысить интерес дошкольников к математике?»

Игра «Разложи по цвету»

Цель: Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь.

.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. Развивающая среда: набор палочек, непрозрачный мешочек.

«Размести пассажиров»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

Май

«Найди палочку- назови число»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

«Учит Буратино»

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами.

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Диагностика;

Итоговое занятие

 

Консультация

«Математика дома»

 

Заключение:                                                                                                              Программа «Волшебные палочки» реализует новый подход в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности детей, расширение их творческого кругозора. Доступная детям практическая деятельность помогает детям лучше усваивать материал, также снизить умственное переутомление. С этой же целью материал проводится в занимательно – игровой форме с максимальным использованием дидактических игр, упражнений математического характера и т.д.

Литература:

  • .«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В.П.Новикова, Л.И. Тихонова  М.: Мозаика – Синтез 2009г.
  • . http://www.vershina-corp.ru/fishki-dlya-malyshki/razvivayushie-metodiki/metodika-kyuizenera/
  • Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет»
  • В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»

Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...