«Формирование и развитие элементарных математических представлений с помощью «LEGO» - конструктора»
консультация по математике (старшая группа)

Исакова Лариса Валерьевна

Игра – важнейший спутник детства.   LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – LEGO-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в LEGO- конструкторы? И каковы другие области применения LEGO в детской жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lego.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие элементарных математических представлений с помощью «LEGO» - конструктора»

Подготовила воспитатель Исакова Лариса Валерьевна

            Игра – важнейший спутник детства.   LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – LEGO-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в LEGO- конструкторы? И каковы другие области применения LEGO в детской жизни?

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша.

Конструктор «LEGO» используется в играх детьми разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о разнообразии моделей конструктора «LEGO» для разных возрастных групп детей и разной тематики.

            «LEGO» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. [7]

«LEGO» - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Играя в LEGO дети:

  • Развивают мелкую моторику рук, стимулирующую общее речевое развитие и умственные способности;
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
  • Получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;
  • Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд;
  • Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

            Применение «LEGO» способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

 

Виды конструирования

Различают три основных вида конструирования:

  • по образцу;
  • по условиям;
  • по замыслу.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

 

            Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Конструктор LEGO является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии с взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. LEGO-детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.

            В работе с детьми можно использовать следующие игры для организации образовательной деятельности:

«Волшебная лестница». Данная игра позволяет научить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом и обратном порядке, закреплять названия цифр. Детям необходимо выложить числовой ряд от 0 до 5 либо от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков), соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее детям необходимо построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

«Юные волшебники». Эта игра позволяет закрепить знания детей о геометрических фигурах. Педагог предлагает детям на плате с помощью LEGO-кубиков, выложить треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать, с чем можно соотнести эти геометрические фигуры.

«Творим, строим, измеряем». Такая игра учит детей сравнивать величинупредметов с помощью «мерки», способствует развитию конструктивныхнавыков. В процессе данной игры дети учатся измерять постройку путёмувеличения количества деталей. Перед ними лежат плата и конструктор,педагог предлагает детям на плате выложить дом. Ребята выполняют работу пословесной инструкции воспитателя. После того как они закончили, педагогчитает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом иотвечают на вопросы педагога.

            В работе с LEGO-конструктором главным является способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.

Разрабатывая занятия с LEGO-конструктором, необходимо обращать свое внимание на то, чтобы у ребенка сформировалось активное отношение к познавательной деятельности в области математических представлений. Важно акцентировать свое внимание на том, чтобы у детей развивалось представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств. Дети должны пытаться обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи. [2]

            Таким образом, в процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических представлений с LEGO-конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Вывод

LEGO-конструирование используется в детских садах начиная с младшей группы, но при работе детей с LEGO-конструктором следует учитывать технику безопасности.

Изучив психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста, можно сказать, что LEGO - это полезная игрушка для ребенка любого возраста, конструирование - это творческий процесс, то есть помогает развиваться творческим способностям ребенка. Делая вывод по проведенным мною исследованиям, можно отметить, что конструкторы LEGO благоприятно действуют на развитие: улучшают память; внимание; логическое мышление; воображение; развивают мелкую моторику, а следовательно у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский  сад  для детей с ограниченными возможностями здоровья»...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей по вопросу приобщения дошкольников к миру математики  дома или по дороге в детский сад, на прогулке....

Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»  Воспита...

Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ТИКО

Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализу-ются и совершенствуются в конструировании...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Формирование и развитие элементарных математических представлений как основа формирования саморазвивающейся личности»

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждени...

Пособие по развитию элементарных математических представлений с использованием «LEGO-мозаики».

Целью использования LEGO-мозаики является закрепление цвета, формы и размера объекта, умение ориентироваться на плоскости по клеточкам, закрепление навыков счета....