Проект "Первые шаги в математику" младшая группа
проект по математике (младшая группа)

Сементина Татьяна Борисовна

Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Первые шаги в математику"31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Тема проекта: «Первые шаги в математику».

Автор проекта: воспитатель Сементина Т.Б.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта:  долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, педагог, родители.

Срок реализации: сентябрь – май 2019г.

Актуальность:    Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребёнка.  Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет большое значение для полноценного восприятия им окружающего мира, как необходимой предпосылки для учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. В содержание работы по сенсорному развитию детей включается, прежде всего, обучение их выделению цвета, формы, величины как особого свойства предмета, и воспитания внимания к этим качествам. Существенным фактором сенсорного развития малышей является взаимосвязь  обучения в НОД с включением детьми полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую, двигательную.

Проблема: В процессе наблюдения за детьми в игровой деятельности, пришла к выводу, что выделение сенсорных эталонов у детей развиты слабо, затрудняются выделять существенные признаки предметов, выделять сходства и различия.

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений, создание условий для развития математических и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

1.Формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, величине, количестве, пространстве и времени;

2.Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;

3.Совершенствовать умение сравнивать два и более предмета по величине (длине, ширине, высоте);

4.Содействовать развитию у детей конструктивных  способностей, умению классифицировать.

 5.Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

7.Поддерживать любознательность и устойчивый интерес у детей.

8.Создать условия для реализации данного проекта.

Предполагаемый результат:

 В результате реализации проекта дети второй младшей группы смогут закрепить свои знания о геометрических фигурах, возрастет их способность к сравнению и обобщению, сформируется интерес к рисованию, лепке, конструированию и аппликации. Совершенствуется  ориентировка детей в окружающей действительности, появится способность отражать в игре более широкий круг явлений.

Реализация этапов проекта:

Подготовительный этап: изучение и подбор методической, справочной литературы по теме, изучение передового опыта работы по теме, составление тематического планирования мероприятий, составление проекта.

Основной этап: реализация проекта.  Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Заключительный этап: обобщение результатов работы, анализ деятельности.

 Итоговое мероприятие: показ открытого занятия для родителей.

Тематическое планирование.

  1. С детьми:

Сентябрь.

ФЭМП «Форма и величина». Совершенствовать умение различать и называть шар(шарик) и куб(кубик) независимо от цвета и величины фигур.

Рисование «Красивые лесенки». Способствовать развитию навыка рисования линий сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь.

Аппликация «Шарики катятся по дорожке». Побуждать детей обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко мандарин…)).

Совместная деятельность педагога с детьми. Игра-ситуация «Кукла Катя выбирает новую кофточку». Цель: знакомство с цветом и величиной предметов.

Подвижная игра «Ходим-бегаем». Учить детей распознавать скорость движения и отражать ее в ходьбе и беге.

Октябрь.

ФЭМП «Ежик с корзинкой». Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Рисование «Разноцветные колечки». Совершенствовать умение передавать в рисунке округлую форму.

Лепка «Колобок». Продолжать учить лепить предмет округлой формы.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровая ситуация «Лягушата на болоте». Цель: формирование навыка счета.

Подвижная игра «Птички на ветке» упражнять в прыжках с небольшой высоты, приземляясь на носочки и сгибая колени.

Ноябрь

ФЭМП «Дорожки». Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат словами длинный, короткий, длиннее, короче.

Рисование «Разноцветные колеса». Совершенствовать умение рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Развивать восприятие цвета.

Аппликация  «Шарики и кубики». Упражнять в  сравнении квадрата и круга, называть их различия. Учить чередовать фигуры при наклеивании.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Где ночует солнце». Цель: сравнение  моторных и спокойных интонаций.

 «Ветер – ветерок». Цель: развитие слухового внимания и воображения детей, вовлечь в двигательную импровизацию.

Подвижная игра «Дружные пары» совершенствовать умение ходить парами и бегать врассыпную.

Декабрь.

ФЭМП «Знакомство с временными понятиями». Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедеятельности детей.

Рисование. «Аквариум». Учить нетрадиционной технике рисования ладошками. Воспитывать коммуникативные качества.

Лепка.  «Лепешки большие и маленькие». Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Знакомить детей с величиной предметов.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Подарки от куклы Маши». Цель: ознакомление с геометрическими фигурами. «Собираем урожай». Цель: составление группы предметов из отдельных предметов и выделение одного предмета из группы.

Подвижная игра «Пузырь»  учить постепенному  расширению круга.

Январь

ФЭМП «Маленькие математики в гостях у мухи-цокотухи». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Рисование. «Украсим рукавичку-домик». Закреплять знание цвета. Развивать координацию движений.

Аппликация «Красивая салфеточка». Поддерживать у детей инициативу  создавать узор на квадрате из кругов разного цвета и размера.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Мы – веселые ребята». Цель: сравнивание предметов по длине. «Магазин игрушек». Цель: сравнивание групп предметов, нахождение «много» и «один».

Подвижная игра «Карусели» учить ходить и бегать по кругу с ускорением и замедлением темпа движения.

Февраль

ФЭМП «Накормим зайчиков». Продолжать ознакомление детей с отношениями по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.

Рисование. «Светит солнышко». Учить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетая округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями.

Лепка. «Самолеты стоят на аэродроме». Совершенствовать умение делить пластилин на две равные части.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Найдем потерявшуюся варежку». Цель: упражнять в различении правой и левой руки.

«Достроим домики для зайчиков». Цель: закрепление  знаний о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.

Подвижная игра «Найди свой домик» развивать  ориентировку в пространстве.

Март

ФЭМП «В гостях у леса». Закреплять знания о временах года. Активизировать внимание и речь детей.

 Рисование. «Красивые флажки на ниточке». Упражнять в умении рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и горизонтальными линиями.

Аппликация. «Салфетка». Содействовать развитию у детей умения составлять узор из кругов и квадратов.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровая ситуация «Покормим воробышков». Цель: совершенствование навыков сравнения двух групп предметов.

Подвижная  игра «День – ночь» развивать  внимание, умение действовать по сигналу.

Апрель

ФЭМП «Орехи для белочки». Развивать умение различать и называть качество предмета, цвет, форму и количество.

Рисование. «Домик для собачки». Учить передавать относительную величину частей предмета.

Лепка. «Миски трех медведей». Совершенствовать умение лепить мисочки разного размера. Развивать мелкую моторику рук.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Поможем героям сказок». Цель: сравнение предметов по длине и ширине. «Где звенит погремушка?». Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Подвижная игра «Волк и зайцы» развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Май

ФЭМП «В гостях у Маши и Даши». Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу.

Рисование «Одуванчики в траве». Вызвать у детей желание передать красоту цветущего луга, форму цветов. Закреплять знания цвета.

Аппликация. «Цыплята на лугу». Упражнять в составлении предмета, состоящего  из нескольких частей. Развивать ориентировку на листе бумаги.

Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые ситуации «Мы играем». Цель: различение пространственных направлений относительно себя. «Продолжи ряд». Цель: развитие памяти, внимания.

Подвижная игра «Сделай, как я» учить воспроизводить заданное  количество движений.

2.С родителями:

Консультации: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»,  «Весёлая математика для больших и маленьких»,  «Как научить ребенка считать?».

Папка стихов и загадок о геометрических фигурах.

Картотека дидактических игр.

Ненавязчиво вовлечь родителей к совместному созданию моделей геометрических фигур, застегивающиеся на пуговицы, образующие ряд убывающих величин.

Пополнить сенсорный уголок играми «Спрячь картинку», лото «Цвет и форма», «Подбери по цвету».

Открытое итоговое  занятие для родителей  «В гостях у Маши и Даши».

Ресурсное обеспечение:

Развивающие игры.

Наглядно-дидактические пособия.

Геометрические фигуры различных форм и цветов.

Трафареты для свободного рисования.

Специальная методическая литература.

Геометрический конструктор различных цветов.

Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Вывод.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что усвоение сенсорных эталонов имеет определяющее значение для формирования у детей младшего дошкольного возраста зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Возросла познавательная активность малышей, которая  проявляется в желании узнавать и создавать что-то своими руками: нарисовать, сконструировать, вылепить, построить. Совершенствуется ориентировка детей в окружающей действительности, появляется способность отражать в игре более широкий круг явлений. Происходит развитие наглядно-образного мышления детей, им становится легче выделить в предметах существенные признаки,  возрастает их способность к сравнению и обобщению, доступно выполнение заданий по представлению. Развивается моторика пальцев и координация движений левой и правой руки.      

Изученная методическая литература:

Калиниченко А. В., «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. Ребёнок в детском саду». М.,2007г., №3.

Репина Г. А., «Математическое развитие дошкольников», М.ТЦ Сфера 2008.

Помораева И.А., «Занятия по формированию элементарных математических представлений», М., 2013г.,

Колесникова Е. В., «Математика для дошкольников 3-4 лет», М.ТЦ Сфера 2000г.

Комарова Т.С., «Занятия по изобразительной деятельности», М., 2011г.

Губанова Н.Ф., «Развитие игровой деятельности»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи «К нам весна шагает» в старшей группе.

Цель: -        Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе.-        Учить составлять рассказы, об...

Игра "Вместе весело шагать" для старших групп на Неделе Психологии

Игры на развитие мышления, внимания, координации....

Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» Первая младшая группа

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...

сценарий спотивного развлечения "Вместе весело шагать" в средней группе

Назначение: Сценарий предназначен для проведения спортивного праздника в детском саду в средней группе. Можно проводить как в помещении, так и на улице. Можно использовать как спортивное развлече...

Конспект НОД по физической культуре «Вместе весело шагать» в старшей группе с элементами нетрадиционной методики.

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных оздоровительных, профилактических, игровых элементов и природного материала....

Открытое НОД «К нам Весна шагает» в средней группе

ЦЕЛЬ: Формировать у детей творческую активность в танцевальной, песенной, игровой деятельности....