Картотека дидактических игр для среднего возраста (4-5лет)
картотека по математике (средняя группа)

Елена Валерьевна Кириллова

Картотека  дидактических  игр  для среднего возраста (4-5лет) на тему «геометрические фигуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических  игр  для среднего возраста (4-5лет) на тему «геометрические фигуры»

«Мозаика из бросового материала»

     Цель игры: формирование сенсорного эталона – цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, овал). развивать фантазию ребенка, развитие логического мышления.

     Ход игры: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание

без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

«Узнай фигуру»

     Цель игры: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.

     Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

     Ход игры: Воспитатель  знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу  дети произвольно  перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель  называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры. Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

«Разложи фигурки по домикам»

    Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

     Оборудование: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

     Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры - домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

«Катится – не катится»

    Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.

     Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

     Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

«Фигуры играют в прятки»

    Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

     Оборудование: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.

     Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди

протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в фигуры. Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит, что может быть формой такой фигурой (например, колпачок  – треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч –  круглый и. т. д.)

«Найди предмет такой же формы»

     Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

     Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).

     Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет  такой же формы,    положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому   ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель   предлагает   ребенку   обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут предметы соответствующих форм.

 

«Кто первый соберет фигуры»

     Дидактические задачи:   закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

     Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).

     Ход игры: Каждому из играющих воспитатель дает  персональное задание по собиранию

конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.

 

«На что похоже?»

     Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление.

     Ход игры.  Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

                                   Вы послушайте, ребята,

                                   Во что будем мы играть.

                                   Я сейчас задам вопросы,

                                   А кто-то будет отвечать!  

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

     Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

     Варианты:

                  1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что                    похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

                   2. Водящим может быть воспитатель или ребенок.

«Назови свой автобус»

     Дидактические задачи:  упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

     Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в  колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты). На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

«Что лежит в мешочке?»

     Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

     Материал:   Набор  геометрических фигур  (круг,  квадрат, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики,  яички,  бочонки, мячики,  желуди,   шишки;  ягоды,  фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы).

     Ход игры: На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка,   называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это — яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой — овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.

Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Упражнение «Собери картошку»

      Дидактические задачи: закрепление умений  выделять круги (квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники) среди множества геометрических фигур.

      Оборудование: рассыпанные по ковру геометрические фигуры.

     Ход игры: На полу лежат геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы.

Детям нужно разобрать картошку. Круги в большое ведро. Треугольники –    в маленькое ведро. Квадраты – в корзину.

Игра начинается по команде: «Раз, два, три, картошку собери!»

     Правила: В руки можно брать только одну фигуру.

     Варианты: Картошка может быть разного размера.

«Найди себе пару»

     Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу.

     Оборудование:  парные фигуры по количеству детей.

     Ход игры:  Дети выбирают геометрические фигуры.

 Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.

            Как фигуры хороши!              

                                              (Свободные движения под музыку)

            Так и пляшут от души.

             Квадраты затопали,                      (Дети топают ногами)

             А круги захлопали.                      (Хлопки)

             Посмотрите, треугольник

             Как углами завертел.                

                                               (Повороты туловища вправо, влево)

             И затопав, и захлопав,                 (Дети топают и хлопают)

             С прямоугольником запел:        

            Тра-та-та, тра-та-та,                      (Прыжки вокруг себя)

            Вот так пляска! Красота!

            ( Музыка закончилась.)

           Раз-два-три! Себе пару ищи!        

                                                 (Дети находят пару своей фигуре)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда»

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда» Цель: Обсуждать и влиять. 1.Расширить и конкретизировать представления об одежде, ее назначе...

НОД «День космонавтики» (средний возраст 4-5лет) «Ждут нас быстрые ракеты»

Задачи:Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словар...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП ОО «Познание» Для детей среднего возраста (4-5лет) Тема : «Лесное путешествие».

Программные задачи 1.Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.2.Закрепить знания  о геометрических фигурах.3.Продолжать учить порядковому счёту до 5,правильно о...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП ОО «ПОЗНАНИЕ» Для детей среднего возраста (4-5лет) Тема: «Задания от Буратино»

Программные задачи  1.Обучение детей  счёту в пределах четырёх на основе попарного соотношения предметов двух групп выраженных числами 1и2, 2и3.Установление способов уравнивания двух гр...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в группе среднего возраста (4-5лет) «Первоцветы»

Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представление о первоцветах;- закрепить знания о весенних явлениях природы;- совершенствовать технику лепки...

Система закаливающих мероприятий для детей среднего возраста (4-5лет)

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, пси...