Конспект НОД по ФЭМП на тему «В поисках цветика – семицветика» для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП на тему «В поисках цветика – семицветика»
для детей старшей группы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Упражнять детей в количественном счёте. Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению. Развивать навыки ориентировки в пространстве относительно себя. Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойствах. Продолжить учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет, равный условной мерке). Продолжать учить узнать и называть цифры на карточках, моделировать число с помощью кружков. Побуждать обозначать соотношения по величине словами: выше-ниже, короче-длиннее, шире-уже. Употреблять слова, обозначающие пространственные направления.
Развивающие задачи:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность: продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы. Побуждать отыскивать разные способы решения познавательных задач. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, привычку заниматься вместе. Поощрять самостоятельность детей, инициативность.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы к детям, указания, поощрения, художественное слово.
Наглядные: рассматривание наглядного материала ( геометрических фигур, чертежа «волшебной палочки», домика с логическими блоками, панно, цифр);
Практические: выполнение логических задачек, нахождение по чертежу с помощью мерки предмета определенной величины, работа с логическими блоками, работа подгруппами-моделирование число с помощью кружков.
Игровые: физкультминутка, д/и «Подбери нужное слово», игровая ситуация.
Материал к занятию:
Ковёр-самолет, набор плоскостных геометрических фигур, числовые карточки, кружки для моделирования одного цвета, магнитофон, аудиозапись, свисток-рисунок «волшебной палочки», шапка, сапоги, скатерть, сумочка, длинная полоска бумаги, верёвочка, табличка - указатель; цветик-семицветик с одним лепестком, домик с наличниками (на них 3 условных знака, обозначающих свойства фигур; сундучок, игрушка БИБАБО, кукла).
Предварительная работа:
Знакомство с цифрами, моделирование чисел с помощью геометрических фигур, дидактические игры: «Найди домик», «Подбери ключик», «Укрась ёлку игрушками», «Кто где», «Геометрическая мозаика», «Найди отличия», «Будь внимателен», и др; индивидуальная работа с картотекой развивающих игр, игры со счётными палочками, чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик», решение логических задач.
Ход занятия
Речь воспитателя | Предполагаемые ответы детей |
-Ребята, к нам в гости пришла девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», которую мы с вами недавно читали. (показываю куклу) Она что –то хочет мне сказать. (подношу к уху куклу) Женя мне сказала, что потеряла последний лепесток от цветка. А ей так хотелось, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать. Женя просит помочь ей найти волшебный лепесток. Ну что, ребята, поможем? - Я и не сомневалась в вашей отзывчивости и доброте. Тогда в путь! Но на чем же мы отправимся в путь? На пароходе-глубоко, Пешком – как? На поезде- как? А, знаете что, давайте полетим на ковре-самолёте. Вот он раскинулся. (показываю на ковёр) Посмотрите, какой он необычный. 1,2,3,4,5- мы готовимся взлетать, Но при этом все фигуры мы должны пересчитать. Здесь квадратов сколько? Прямоугольников? Про круги мы не забыли? На ковре их ровно … Треугольников? Приготовились совсем! -Потихонечку садитесь, Осторожно шевелитесь, Чтобы наш самолёт Поскорей летел вперёд (звучит музыка) - Вот летим мы над полями Вот и море перед нами. Вижу лодку рыбака Море шире иль река? 1,2,3,4- ну, конечно, море шире Вот под нами темный лес Ветки тянет до небес. В нём дровишек целый груз, Выше дерево иль куст? Однин, 2,3,4,5- не ошиблись вы опять. Справа горы высоки. Покажите и скажите где они? Слева-реки глубоки. Покажите и скажите, где реки? Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите. -Ой! Ковер клонится назад! Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться. - Всё, опасность миновала, Продолжаем мы полет. Вижу остров я ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет. (подходят к цветочной поляне) - Интересно, куда мы попали? Таких цветов мы давно не видали. Встаньте между цветами, Не топчите их ногами. (Слышен голос): «Путь ваш в гости был далёк, С вами говорит хозяин этого острова. Мой остров непростой- Здесь загадок целый рой» - Дорогой хозяин острова! Не попал ли сюда лепесток от волшебного цветика-семицветика? Голос: «Нет, не видел здесь такого, Не хочу вас огорчать. Но дальнейшую дорогу Вам без отгадок не видать. Найдите сначала мои загадки, А потом их отгадайте, Иначе останетесь здесь навсегда». - Нам нельзя здесь оставаться, Загадки искать давайте приниматься! 1.Под кустами у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? 2. Вдруг упал Сережка, а за ним и Алешка, а за ним Игнат. Сколько было здесь ребят? 3. У стены стоят кадушки, В каждой ровно по лягушке. Если было 5 кадушек, Сколько было в них лягушек? - Молодцы, справились с загадками. Теперь пойдем дальше за цветиком – семицветиком. А куда идти, нам укажет волшебная палочка. Вот ее рисунок. (показываю свиток, на котором написано «Посетите наш сказочный магазинчик. В нём среди чудесных вещей найдете и волшебную палочку. Но есть одно условие! Палочку надо найти сразу. Она должна быть такой же длины , как на рисунке. Если кто-то из вас возьмет в руки другую палочку, то волшебная палочка потеряет свою силу!» - Запомнили? В руки надо взять только нужной длины палочку! Ну что, пойдем в магазинчик? Физкультминутка. «До магазина идти далеко, До магазина идти не легко. Вот камень лежит на дороге, Присядем и вытянем ноги». - А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются? -А сколько здесь палочек, не одна, а целых четыре! И почти все одинаковой длинны. И брать в руки их нельзя, примерять вот с этой нарисованной. Как же нам быть? Как найти палочку нужной длины? Может нам что-то может помочь? Чем бы померить? (открываю сумочку) А вот у меня есть верёвочка. А вот и ножницы. Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать? Я сейчас вам покажу, как можно с помощью этой верёвочки найти нужную палочку. Я приложу верёвочку к нарисованной палочке и отрежу вот тут. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это и будет мерка. Кто догадался, что я буду делать дальше? Правильно. Я сейчас приложу свою мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине как веревочка. (прикладываю) Это короче, эта чуть длине, это тоже длинее. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как мерка. А значит, она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку-вот она! - Точно такой длины. Мы с вами не ошиблись. Ну, теперь летите дальше За волшебным лепестком. На большой лесной поляне Вы найдете чудный дом. Не встречал ли лепесток Тот, кто в домике живет? (Волшебная палочка указывает направление полета) -Вот лес начал появляться-здесь пора нам приземляться. (выставляю домик, ёлочку и мостик) - Посмотрите внимательно. Вот дом. Ёлка где находится? -Где находится мостик? -Лучше под ноги смотри, вот он домик… впереди. Прочитаем табличку. «Домик фокусника. Расколдуйте домик, а потом стучите». Значит, фокусник здесь живет. И домик-то необычный, с фокусом. Как же нам его расколдовать? Вот тут какие-то значки на наличнике, а на земле фигуры лежат. Что бы это значило? (Воспитатель с детьми читают значки (логические блоки), подбирают фигуры и помещают их на наличник). -Давайте постучим в домик. (Появляется игрушка БАБИБО) Фокусник: Задремал я, задремал. Только стук и услыхал. Здравствуйте, ребята, садитесь на полянке. - Дорогой фокусник, не встречал ли ты цветик-семицветик? Фокусник: Как же, как же. Встречал! На дорожке подобрал, положил в свой сундучок, сохранил и приберёг. (Показывает сундучок). Но ключик к нему я припрятал под ёлкой. Найдёте его- откроете сундучок. (выставляю панно с нарисованными ёлками). -Обязательно найдем. Да, ребята? Фокусник: Ключ спрятан не под самой высокой и не под самой низкой ёлкой. (прячу игрушку БАБИБО) - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, сколько ёлок здесь нарисовано? - Они разной высоты. Как сказал фокусник, ключик лежит… - А где же она? На глаз, кажется, что они все одинаковые. И приставить одну к другой нельзя. Как же узнать, какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться? -Да, можно и верёвочкой. Что же у нас еще в сумочке есть? А у меня еще есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту ёлок? - А как? - Я приложу к этой ёлочке полоску, согну её вот так и разрежу по линии сгиба. Кто мне поможет? Получилась мерка. Она равна высоте первой ёлке. Что дальше надо сделать? - Правильно !Иди, Саша, примерь. - Вот мы с вами и нашли среднюю ёлочку, а значит пора нам открывать сундучок. (открываю и достаю цветок с одним лепестком). -Вот, Женя, твой заветный цветок. Береги его, дружок! - Ребята, а наш ковёр-самолёт заколдовали! В каждом углу ковра лежит цифры. Ими обозначено какое-то число. Чтобы ковёр-самолёт взлетел, надо составить число с помощью кружков под цифрой. Вы готовы? - Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа составит своё число, указанное на карточке из кружков. -Вы все молодцы, справились с заданием. (звучит музыка). - Вот мы и прилетели снова в детский сад. Вот и садик перед нами, приземляемся, друзья. Мальчика из садика исцелять пришла пора. Давайте поможем Жене, оторвём лепесток и загадаем желание. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Будь по нашему вели. Вели, чтобы Витя стал здоровым. - Я думаю, что наше желание обязательно исполниться. Больной мальчик Витя несомненно поправиться и будет бегать, прыгать, играть. Возможно вы его встретите на улицах нашего родного города, и он обязательно скажет вам спасибо. А наше путешествие подошло к концу. Вы молодцы. Вам сегодня удалось помочь хорошим людям- Жене и Вите, которые вам очень благодарны. Вам понравилось наше необычное путешествие? | Да, поможем. (предположения детей) Пешком долго, медленно. Шумно. Квадратов шесть Прямоугольников десять. Пять. Семь Море шире. Дерево выше, а куст ниже. Дети показывают правую сторону и говорят «справа» -Слева! (показывают) Впереди! (показывают) (дети наклоняются вперед) На полянку. Дети встают между цветами. Всего четыре жука. Было трое ребят. Было 5 лягушек. Запомнили. Да. Дети шагают на месте. Выполняют наклоны туловища влево и вправо. Наклон вперед. Дети приседают. Дети перечисляют. (шапка –невидимка, сапоги-скороход, скатерть-самобранка) Ответы детей. Дети предполагают. Прикладывать мерку к палочкам. Дети сравнивают волшебную палочку с рисунком Ёлка находится справа от домика Мостик слева от домика. Надо подобрать геометрические фигуры по признакам, указанным в значках Нарисовано 3 ёлки. Не под самой высокой, и не под самой низкой ёлкой. Значит под средней Верёвочкой, меркой. Можем. Приложением. (ребенок разрезает по линии сгиба полоску) Примерить эту мерку к другим ёлкам. (Ребенок примеряем полоску-мерку к другим ёлкам, находит самую высокую, пониже, низкую ёлочку) Готовы. Дети работают в подгруппах. Собираются из кружков нужное число, указанное на карточке. Очень понравилось. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие «Цветик - семицветик» для детей старшей группы
Формирование у детей элементарных математических представлений....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы.
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы....
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" для детей старшей группы
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе по теме «Цветик – семицветик»Цель: Развитие образного мышления.Задачи:1.Закреплять умение детей считать предметы, расположенных по к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Математика на острове сокровищ» для детей старшей группы (5-6 лет)
НОД на тему "Математика на острове сокровищ" в игровой форме...
Конспект НОД по ФЭМП на тему «Путешествие по волшебной стране» для детей старшей группы
Материал для воспитателей ДОУ...
Конспект интегрированного занятия "Цветик-семицветик" для детей старшей группы
Программные задачи: Образовательные: учить решать задачиправильно называть части суток, дни недели, весенние месяцы, времена годазакрепить прямой, обратный счётназывать соседей числаучить ориентироват...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 8 МАРТА «ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК» Для детей старшей группы
Воспитание бережного, чуткого отношения к самым близким людям, потребность радовать их....