статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
статья по основам финансовой грамотности

Тлеушева Ольга Владимировна

В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_finansovoy_gramotnosti.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тлеушева Ольга Владимировна

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения отражена в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации. Под финансовой грамотностью подразумевается результат финансового образования, включающего не только осведомленность о финансовых инструментах, но и знания, умения, а также модели поведения, которые применяются для принятия удачных финансовых решений, т.е. акцент в трактовке термина «финансовая грамотность» переносится на получение финансового образования, в контексте которого рассматриваются поведенческие модели инвесторов.

По нашему мнению, эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Эти задачи на законодательном уровне прослеживаются  в федеральной образовательной программе, подтверждает (приказ министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности; осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов.

          Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. «Приключения кота Белобока или экономика для малышей» С.В. Герасименко, И.В. Назарова.

          Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Они считают, чтоэкономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.

И в дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут  личностными.

        Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается, как дополнение к содержанию программ для дошкольников.

Сущность нашего подхода заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому именно игра взята нами как основной метод приобщения детей к миру финансов. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

Начать можно с одной игры, у нас это - «Маленький покупатель»,  которою нам пришлось придумать и сделать самим. Сначала, эта игра помогала во время игрового задания  соотнести цену товара и наличие денег. Затем интерпретировалась  по отделам магазина «Кондитерская, овощи, промтовары и т.п. Т.е дети, еще и выбирают категорию товара, которую они могут позволить себе на имеющиеся средства и нужды.

На наш взгляд игра является наиболее успешной культурной практикой для развития ребенка-дошкольника.  Поэтому нами были подобраны серия игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовых представлений.

В своей работе мы используем такие игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Размен», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Магазин цветов», «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы».  В них мы играем как на занятии, так и в самостоятельной и совместной деятельности.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых (родителей) и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.  Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления педагогов, родителей, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна. 

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволяет детям  знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Источник:

Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.

Бровкина Н. Е., Ризванова И., А. Финансовая грамотность: проблемы и пути решения https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-problemy-i-puti-resheniya 

Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

Герасименко С.В., Назарова И.В. Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока или экономика для малышей» - Волгоград -2014

Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml , свободный. - Загл. с экрана.  

Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с.

Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/, свободный. - Загл. с экрана.  

Коннова З.П., Малышева И.В., Пенькова Л.А., Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2010.

Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.  

Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.  

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...

Статья "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"

Статья для детей старшего дошкольного возраста...

Статья: Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

laquo;Формирование основ  финансовой грамотности старших  дошкольников»...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...