"Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средствам игровой деятельности"
проект (старшая группа)
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansy_moy.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средствам игровой деятельности»
Разработал: воспитатель Волкова Е.Н.
Тема: «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средством игровой деятельности»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности по средством использования возможностей игровых технологий.
Задачи:
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Статус проекта – информационно – практико– ориентированный.
Проблема Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Актуальность: В период дошкольного детства особенно переломным, богатым новообразованиями, является старший дошкольный возраст. Наиболее существенные изменения охватывают познавательную, волевую, эмоциональную сферы дошкольников. Они способны действовать произвольно, управлять своей психической деятельностью. Для детей 5-6 лет характерной возрастной особенностью является развитие памяти ( произвольность процессов запоминания и воспроизведения). Мышление, хотя и остаётся ещё наглядно-образным, но постепенно становится словесным. С развитием мышления неразрывно связано развитие речи и воображения дошкольников.
Актуальность проекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Новизна проекта заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения
к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками
при реализации интереса к материальным ценностям. Проект отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда
человека.
Этапы проекта | |
Подготовительный этап | Определение темы проекта. Постановка цели и задач проекта. Подбор методической, художественной литературы, математических загадки, задачек, ребусов по теме проекта. Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта. Изготовление оборудования и атрибутов для развивающих игр по математике. Составление плана основного этапа проекта. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности. |
Основной этап | I Труд и продукт труда (товар)
НОД Тема: «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Тема: «Почему взрослые работают?». Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. НОД. Тема: «Приключения Грамотея и Капризки». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. НОД. Тема: «Бартер» Цель: формировать элементарные экономические знания. д/и «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!» Цель: Знакомство детей с профессиями, закрепления знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей, воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им, обогащение словарного запаса, рассмотрения кругозора. Проблемная ситуация: «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь» Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства Д/и «Потребности моей семьи», «Заветное желание». Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях. Д./игра «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Беседа: «Труд в жизни людей» Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей Беседа «Все профессии важны!» Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. НОД Тема: Труд и продукт труда. Цель: создание условий для знакомства детей старшего возраста с трудом, как с основной деятельностью человека, источником средств для его существования Чтение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»; Стихотворения Дж. Радари «Чем пахнут ремёсла?»; Е. Шалимова «Труд- основа нашей жизни…». Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Загадывание загадок о труде и профессиях. д/и «Кто работает, кто играет?» Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой) д/и «Что необходимо каждой из профессий?» Цель: д/и «Назови профессии и найди результат труда каждой из них» Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности. д/и «Люди каких профессий нужны для строительства дома?», «Что перепутал художник? Назови орудие труда каждой профессии.», «Кто лучше знает инструменты» Цель: выявить знания детей о труде и его видах С.р./и «Аптека», «Повара», «Водитель автобуса», «Ателье» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями, их атрибутами и продукт труда людей данных профессий. Физ. минутка «Игра в профессии»
д/и «Что можно купить за деньги?», «Где продается товар», «Путешествие товара». Цель: выявить знания детей о сбыте товара д/и «Какой товар купят быстрее?» Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества. д/и «Угадай, где продают товары? Назови магазины.» Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. д/и «Что сначала, что потом. Составь цепочку: от производства к конечному продукту.» Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров. Игра «Чья это продукция?» Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. С. р./игра «Купи другу подарок». Цель: научить вас подбирать монеты разного достоинства, в размере цены подарка. II Деньги, стоимость. 2.1 Деньги НОД. Тема: «Музей денег». Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России. НОД. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег. НОД. Тема: «Деньги всякие нужны». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». д/и «Что служило деньгами в древние времена?» д/и «Найди купюры и монеты нашей страны», Экономическая игра «Магазин». Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. д/и «Где члены семьи потратили деньги, а где заработали?» д/и «Где следует хранить деньги?» д/и «Размен» Цель: научить считать деньги. С. р./игра «Магазин». Цель: научитесь устанавливать собственную цену, стараясь продать «товар» по своей цене. Подвижная игра «Найди пару» (с монетками) 2.2 Семейный бюджет НОД. «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. НОД. Тема: «Юные финансисты». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека. НОД Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи». Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). д/и «Узнай, как называются доходы и расходы семьи?» «Соедини картинку с копилкой, на чём семья может сэкономить. Объясни свой ответ.» ИЗО Тема: «С каким предметом можно сравнить семейный бюджет? Нарисуй свой ответ.» д/и «Соедини стрелочками кошелёк с теми картинками, кто приносит доход в семью и каким образом. Объясни свой ответ.» д/и лабиринт «Помоги бабушке добраться до банка.» д/и «Каких затрат можно было бы избежать, почему?» д/и «Соедини стрелками дополнительный доход семьи. Объясни свой выбор» д/и «Обведи в кружок незапланированные расходы» Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии 2.3 Торговля и торг НОД. Тема: «Открываем супермаркет». Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. НОД «Как правильно делать покупки» Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста д/и «Как называются магазины? Какой товар в них продают?» С.р./и «Магазин самообслуживания» Цель. Закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление. III Полезные экономические привычки в быту. НОД. Тема: «Экономия тепла, света, воды» Цель: Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. д/и «На какой картинке изображено бережно отношение к воде?» д/и «На какой картинке изображено бережное отношение к электричеству.» д/и «На какой картинке изображено бережное отношение к теплу?» д/и «Рассортируй мусор по корзинам.» Разучивание пословиц и поговорок: «Копейка рубль бережёт», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи.», «Без труда не выловишь рыбку из пруда.», «Любишь кататься, люби и саночки возить.», «Скучен день до вечера, коли делать нечего.», «Сделал дело, гуляй смело.» |
Заключительный этап | Открытое занятие: |
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через дидактические игры дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют полученные знания.
Литература
1. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015.
2. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019
3. Шатова А.Д. дошкольников «Экономическое воспитание дошкольников» Педагогическое общество России, 2005.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА». № 11, 2008. с. 75.
7. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности для старших дошкольников» Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...
Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"
Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....
Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников."
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и исп...
статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»
Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....