"Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средствам игровой деятельности"
проект (старшая группа)

Волкова Е.Н.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy_moy.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средствам игровой деятельности»

Разработал: воспитатель Волкова Е.Н.

Тема: «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средством игровой деятельности»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности по средством использования возможностей игровых технологий.

Задачи:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Статус проекта – информационно – практико– ориентированный.

Проблема Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность: В период дошкольного детства особенно переломным, богатым новообразованиями, является старший дошкольный возраст. Наиболее существенные изменения охватывают познавательную, волевую, эмоциональную сферы дошкольников. Они способны действовать произвольно, управлять своей психической деятельностью. Для детей 5-6 лет характерной возрастной особенностью является развитие памяти ( произвольность процессов запоминания и воспроизведения). Мышление, хотя и остаётся ещё наглядно-образным, но постепенно становится словесным. С развитием мышления неразрывно связано развитие речи и воображения дошкольников. 

Актуальность проекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Новизна проекта заключается в заложении основ финансовой  культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения

к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

при реализации интереса к материальным ценностям. Проект отличает  взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали,  этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда

человека.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы, математических загадки, задачек, ребусов по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.

Изготовление оборудования и атрибутов для развивающих игр по математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

Основной этап

I Труд и продукт труда (товар)

  1. Потребности. Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

НОД Тема: «Азбука денег».

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Тема: «Почему взрослые работают?». Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

НОД. Тема: «Приключения Грамотея и Капризки». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

НОД. Тема: «Бартер»

Цель: формировать элементарные экономические знания.

д/и «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!» Цель: Знакомство детей с профессиями, закрепления знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей, воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им, обогащение словарного запаса, рассмотрения кругозора.

Проблемная ситуация: «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь» Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления

личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства

Д/и «Потребности моей семьи», «Заветное желание».

Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях.

Д./игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными

возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

  1. Труд и профессии

Беседа: «Труд в жизни людей» Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей

Беседа «Все профессии важны!»

Цель: формирование реалистических представлений о труде людей.

НОД Тема: Труд и продукт труда. Цель: создание условий для знакомства детей старшего возраста с

трудом, как с основной деятельностью человека, источником средств для его существования

Чтение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»;

Стихотворения Дж. Радари «Чем пахнут ремёсла?»;

Е. Шалимова «Труд- основа нашей жизни…».

Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

Загадывание загадок о труде и профессиях.

д/и «Кто работает, кто играет?» Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

д/и  «Что необходимо каждой из профессий?» Цель:

д/и «Назови профессии и найди результат труда каждой из них» Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

д/и «Люди каких профессий нужны для строительства дома?», «Что перепутал художник? Назови орудие труда каждой профессии.», «Кто лучше знает инструменты»

Цель: выявить знания детей о труде и его видах

С.р./и «Аптека», «Повара», «Водитель автобуса»,  «Ателье»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями, их атрибутами и продукт труда людей данных профессий.

Физ. минутка «Игра в профессии»

  1.  Товары и услуги

д/и «Что можно купить за деньги?», «Где продается товар», «Путешествие товара».  Цель: выявить знания детей о сбыте товара

д/и «Какой товар купят быстрее?» Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества.

д/и «Угадай, где продают товары? Назови магазины.» Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

д/и «Что сначала, что потом. Составь цепочку: от производства к конечному продукту.» Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров.

Игра «Чья это продукция?»

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель.

С. р./игра «Купи другу подарок». Цель: научить вас подбирать монеты разного достоинства, в размере цены подарка.

II Деньги, стоимость.

2.1 Деньги

НОД. Тема: «Музей денег». Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег;

систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.

НОД. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей

о внешнем виде современных денег.

НОД. Тема: «Деньги всякие нужны». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

     д/и «Что служило деньгами в древние времена?»

д/и «Найди купюры и монеты нашей страны»,

Экономическая игра «Магазин». Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

д/и «Где члены семьи потратили деньги, а где заработали?»

д/и «Где следует хранить деньги?»

д/и «Размен» Цель: научить считать деньги.

С. р./игра «Магазин». Цель: научитесь устанавливать собственную цену, стараясь продать «товар» по своей цене.

Подвижная игра «Найди пару» (с монетками)

2.2 Семейный бюджет

НОД. «Путешествие с Монеточкой по стране

Экономике» Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

НОД. Тема: «Юные финансисты». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

НОД Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи».

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

д/и «Узнай, как называются доходы и расходы семьи?»

 «Соедини картинку с копилкой, на чём семья может сэкономить. Объясни свой ответ.»

ИЗО Тема: «С каким предметом можно сравнить семейный бюджет? Нарисуй свой ответ.»

д/и «Соедини стрелочками кошелёк с теми картинками, кто приносит доход в семью и каким образом. Объясни свой ответ.»

д/и лабиринт «Помоги бабушке добраться до банка.»

д/и «Каких затрат можно было бы избежать, почему?»

д/и «Соедини стрелками дополнительный доход семьи. Объясни свой выбор»

д/и «Обведи в кружок незапланированные расходы»

Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

2.3 Торговля и торг

НОД. Тема: «Открываем супермаркет». Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

НОД «Как правильно делать покупки»

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

д/и «Как называются магазины? Какой товар в них продают?»

С.р./и «Магазин самообслуживания» Цель. Закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление.

III Полезные экономические привычки в быту.

НОД. Тема: «Экономия тепла, света, воды» Цель: Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

д/и «На какой картинке изображено бережно отношение к воде?»

д/и «На какой картинке изображено бережное отношение к электричеству.»

д/и «На какой картинке изображено бережное отношение к теплу?»

д/и «Рассортируй мусор по корзинам.»

Разучивание пословиц и поговорок: «Копейка рубль бережёт», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи.», «Без труда не выловишь рыбку из пруда.», «Любишь кататься, люби и саночки возить.», «Скучен день до вечера, коли делать нечего.», «Сделал дело, гуляй смело.»

Заключительный этап

Открытое занятие:

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через дидактические игры дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют полученные знания.

Литература

1.        Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015.

2.        Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019

3.        Шатова А.Д. дошкольников «Экономическое воспитание дошкольников» Педагогическое общество России, 2005.

4.       Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА». № 11, 2008. с. 75.

7. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок

финансовой грамотности для старших дошкольников» Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников."

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и исп...

статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»

Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....