Методическая разработка по самообразованию
методическая разработка по математике (старшая группа)

Козлова Велина Борисовна

Конспект по самообразованию

«Использование игровых методов на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста» на тему «Полет в космос»

Воспитатель: Козлова Велина Борисовна

Цели: совершенствовать умение использовать полученные ранее навыки и универсальные учебные действия в нестандартной ситуации.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить навыки порядкового и обратного счета в пределах 10:

- учить определять месторасположение геометрических фигур

- продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения) ;

- формировать навык полных ответов на вопросы.

-уточнить и систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах;

-закрепить названия планет, их последовательность расположения от Солнца;

-систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;

 

Развивающие:

 

- развивать фантазию и творческое воображение с использованием математических представлений.

- развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

 

Воспитательные:

 

- продолжать воспитывать интерес к НОД по познавательному развитию;

-развивать самостоятельность, умение планировать свою работу

- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

- продолжать развивать навыки работы в паре.

 

Методы и приемы:

 

• Моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,

• упражнения на логическое мышление творческого характера,

• вопросы к детям,

• использование дидактических пособий, наглядного материала,

• физкультминутки

 

Оборудование: карточки для дидактических игр, счетные палочки, карточки с буквами, карточки с цифрами, пульты управления, проектор, наушники, пластиковая бутылка, таз с водой, мандарин.

Ход занятия

-- Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю! А вы были когда-нибудь в космосе? И я не была. У меня возникла идея, а что, если мы отправимся все вместе в космос? Мы узнаем побольше о каждой планете, а может, откроем новую планету. Для начала, давайте вспомним считалочку про планеты:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

--А планеты крутятся сами по себе?

Ответы детей.

-- Солнце – это тоже планета?

Ответы детей.

-- Солнце – очень горячее, а Меркурий и Венера находятся очень близко к Солнцу. И если мы попробуем к ним приблизиться наш корабль расплавится, поэтому мы полетим к планетам, которые находятся после нас.

-- А на чем мы полетим?

Ответы детей.

-- Да, на ракете. Но нас много, одной ракеты будет мало. Сейчас мы разобьемся на пары и по парам соберем ракеты. По парам мы разобьемся с помощью билетов, на которых написаны примеры.

Д/и «Реши пример и найди свое место»

-- Ну, вот, теперь ясно, кто с кем полетит.

-- Ракеты готовы? Включить приборы! Завести моторы!

Наш космический корабль

Отправляйся же в полет!

Ждут нас испытания,

Сложные задания.

-- У вас на столе лежат пульты управления. Возьмите их в руки. Начинаем счет от 10 до 1, в обратном порядке.

Дети считают и дотрагиваются до цифр на «пульте».

-- Итак, вставайте с места и полетели!

Физкультминутка «Все готово для полета»

Всё готово для полёта /руки вперёд – вверх/;

Ждут ракеты всех ребят, /соединяем пальцы над головой/;

Мало времени до взлёта /маршируем на месте/;

Космонавты встали в ряд /прыжком – ноги врозь, руки на пояс.

Поклонимся влево – вправо /наклоны в стороны/;

Отдадим земной поклон /наклон вперёд/;

Вот ракета полетела /прыжки на двух ногах вверх/;

Опустел наш космодром /присели/.

-- Ну, что ж, вот мы и в космосе. И первая планета красного цвета. Что это за планета?

Ответы детей.

-- Посмотрите, на ней какая-то буква (П). Давайте заберем ее, вдруг, пригодится!

Полетели дальше! А у Марса есть планеты соседи?

Ответы детей.

-- Какие?

Ответы детей.

-- Вы знаете, у цифр тоже есть соседи. Я раздам каждому из вас цифры, а вы должны встать в ряд в правильном порядке от 0 до 16. Давайте посмотрим, кто соседи цифры…

Д/и «Назови соседа»

(ребенок называет соседей той цифры, которая у него в руке)

-- А мы тем временем подлетели к планете Юпитер.

Юпитер – царь планет!

Уж очень он тяжел,

И медленно плывет,

А наступить ногой

Так просто не возможно,

Ведь, жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

-- Поэтому, приземляться мы на нее не будем, а будем считать звезды.

Н/п/и «Сосчитай звезды»

(больше - меньше)

-- На Юпитере видна еще одна буква Ч.

-- Что ж, тем временем в окно иллюминатора виден Сатурн.

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает ее.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо.

-- Какой он формы?

Ответы детей.

--Все планеты круглой формы?

Ответы детей.

Д/и «Выбери правильное положение»

(С геометрическими фигурами)

--У нас видна еще одна буква (Ё).

-- А у нас на пути единственная планета, которая вращается лежа на боку. Планета Уран. Давайте немного разомнемся на этой планете.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

-- И у нас еще одна буква Л.

-- Впереди должна быть планета Нептун. Ребята, а на этой планете можно жить?

-- Ответы детей.

-- А без чего нельзя жит ни на одной планете?

-- Ответы детей.

-- Для чего нам нужен воздух?

-- Ответы детей.

-- Мы настолько привыкли дышать воздухом, что даже не замечаем его. Давайте вдохнем его. А теперь попробуйте не дышать. Было комфортно, когда вы не дышали?

-- Ответы детей.

-- Какой вывод можно сделать?

-- Ответы детей.

Эксперимент «Есть ли воздух»

-- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-то? Сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и опустим ее в таз с водой. Сейчас на ней закручена пробка. Посмотрите, она не хочет опускаться на дно, что ей мешает? А теперь открутим пробку и посмотрим, как будет в нее заполняться вода. Что вы видите?

-- Ответы детей.

-- Эти пузырьки и есть воздух. Он легче воды, поэтому выходит наружу. А теперь вдохните воздух и скажите, имеет ли он запах?

-- Ответы детей.

-- Если воздух чистый, он не имеет запаха. Но он легко присваивает другие запахи. Сейчас я возьму мандарин и очищу его, что вы почувствовали?

-- Ответы детей.

-- Значит, какие выводы мы можем сделать. Воздух прозрачный, не имеет запаха. и он легче воды.

--И у нас видна еще одна буква К.

-- Теперь летим к планете Плутон. Смотрите, рядом с Плутоном какая-то еще планета. Мне сообщили, что это планета новая и на ней все наоборот. На ней даже язык другой. Нужно говорить все наоборот, в противоположном значении. Например, далеко – близко. Давайте потренируемся.

Д/и «Скажи наоборот»

(длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий, справа – слева, сверху – снизу, большой – маленький, много - мало)

-- И здесь еще одна буква И. Что же за слово у нас получилось?

ПЧЁЛКИ.

--Так это же название новой планеты! Останемся здесь жить?

--А вместе с нами летел корреспондент газеты «Дружба». И она хочет задать вам несколько вопросов.

-- Вам понравился на полет? Если да, поднимите солнышко, а если что-то не понравилось или не получалось, поднимите тучку. И посмотрим, какая погода на новой планете!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 часть2.91 МБ
Файл 2 часть988.61 КБ
Файл na_pary.docx12.37 КБ
Файл tsifry.docx12.31 КБ
Файл pult.docx117.23 КБ
Файл kosmos_samoobrazovanie.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

П


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ч

Слайд 6

Ё

Слайд 7

Л

Слайд 8

К

Слайд 9

И

Слайд 10

ПЧЁЛКИ



Предварительный просмотр:

5+4

7+2

5+5

3+7

4+2

1+5

3+5

2+6

1+6

3+4

2+3

1+4

2+2

1+3

0+3

2+1

10

9

8

7

6

5

4

3



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21



Предварительный просмотр:

                

         

        



Предварительный просмотр:

Конспект по самообразованию

«Использование игровых методов на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста» на тему «Полет в космос»

Воспитатель: Козлова Велина Борисовна

Цели: совершенствовать умение использовать полученные ранее навыки и универсальные учебные действия в нестандартной ситуации.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить навыки порядкового и обратного счета в пределах 10:

- учить определять месторасположение геометрических фигур

- продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения) ;

- формировать навык полных ответов на вопросы.

-уточнить и систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах;

-закрепить названия планет, их последовательность расположения от Солнца;

-систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;

Развивающие:

- развивать фантазию и творческое воображение с использованием математических представлений.

- развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные:

- продолжать воспитывать интерес к НОД по познавательному развитию;

-развивать самостоятельность, умение планировать свою работу

- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

- продолжать развивать навыки работы в паре.

Методы и приемы:

• Моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,

• упражнения на логическое мышление творческого характера,

• вопросы к детям,

• использование дидактических пособий, наглядного материала,

• физкультминутки

Оборудование: карточки для дидактических игр, счетные палочки, карточки с буквами, карточки с цифрами, пульты управления, проектор, наушники, пластиковая бутылка, таз с водой, мандарин.

Ход занятия

-- Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю! А вы были когда-нибудь в космосе? И я не была. У меня возникла идея, а что, если мы отправимся все вместе в космос? Мы узнаем побольше о каждой планете, а может, откроем новую планету. Для начала, давайте вспомним считалочку про планеты:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

--А планеты крутятся сами по себе?

Ответы детей.

-- Солнце – это тоже планета?

Ответы детей.

-- Солнце – очень горячее, а Меркурий и Венера находятся очень близко к Солнцу. И если мы попробуем к ним приблизиться наш корабль расплавится, поэтому мы полетим к планетам, которые находятся после нас.

-- А на чем мы полетим?

Ответы детей.

-- Да, на ракете. Но нас много, одной ракеты будет мало. Сейчас мы разобьемся на пары и по парам соберем ракеты. По парам мы разобьемся с помощью билетов, на которых написаны примеры.

Д/и «Реши пример и найди свое место»

-- Ну, вот, теперь ясно, кто с кем полетит.

-- Ракеты готовы? Включить приборы! Завести моторы!

Наш космический корабль

Отправляйся же в полет!

Ждут нас испытания,

Сложные задания.

-- У вас на столе лежат пульты управления. Возьмите их в руки. Начинаем счет от 10 до 1, в обратном порядке.

Дети считают и дотрагиваются до цифр на «пульте».

-- Итак, вставайте с места и полетели!

Физкультминутка «Все готово для полета»

Всё готово для полёта /руки вперёд – вверх/;

Ждут ракеты всех ребят, /соединяем пальцы над головой/;

Мало времени до взлёта /маршируем на месте/;

Космонавты встали в ряд /прыжком – ноги врозь, руки на пояс.

Поклонимся влево – вправо /наклоны в стороны/;

Отдадим земной поклон /наклон вперёд/;

Вот ракета полетела /прыжки на двух ногах вверх/;

Опустел наш космодром /присели/.

-- Ну, что ж, вот мы и в космосе. И первая планета красного цвета. Что это за планета?

Ответы детей.

-- Посмотрите, на ней какая-то буква (П). Давайте заберем ее, вдруг, пригодится!

Полетели дальше! А у Марса есть планеты соседи?

Ответы детей.

-- Какие?

Ответы детей.

-- Вы знаете, у цифр тоже есть соседи. Я раздам каждому из вас цифры, а вы должны встать в ряд в правильном порядке от 0 до 16. Давайте посмотрим, кто соседи цифры…

Д/и «Назови соседа»

(ребенок называет соседей той цифры, которая у него в руке)

-- А мы тем временем подлетели к планете Юпитер.

Юпитер – царь планет!

Уж очень он тяжел,

И медленно плывет,

А наступить ногой

Так просто не возможно,

Ведь, жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

-- Поэтому, приземляться мы на нее не будем, а будем считать звезды.

Н/п/и «Сосчитай звезды»

(больше - меньше)

-- На Юпитере видна еще одна буква Ч.

-- Что ж, тем временем в окно иллюминатора виден Сатурн.

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает ее.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо.

-- Какой он формы?

Ответы детей.

--Все планеты круглой формы?

Ответы детей.

Д/и «Выбери правильное положение»

(С геометрическими фигурами)

--У нас видна еще одна буква (Ё).

-- А у нас на пути единственная планета, которая вращается лежа на боку. Планета Уран. Давайте немного разомнемся на этой планете.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

-- И у нас еще одна буква Л.

-- Впереди должна быть планета Нептун. Ребята, а на этой планете можно жить?

-- Ответы детей.

-- А без чего нельзя жит ни на одной планете?

-- Ответы детей.

-- Для чего нам нужен воздух?

-- Ответы детей.

-- Мы настолько привыкли дышать воздухом, что даже не замечаем его. Давайте вдохнем его. А теперь попробуйте не дышать. Было комфортно, когда вы не дышали?

-- Ответы детей.

-- Какой вывод можно сделать?

-- Ответы детей.

Эксперимент «Есть ли воздух»

-- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-то? Сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и опустим ее в таз с водой. Сейчас на ней закручена пробка. Посмотрите, она не хочет опускаться на дно, что ей мешает? А теперь открутим пробку и посмотрим, как будет в нее заполняться вода. Что вы видите?

-- Ответы детей.

-- Эти пузырьки и есть воздух. Он легче воды, поэтому выходит наружу. А теперь вдохните воздух и скажите, имеет ли он запах?

-- Ответы детей.

-- Если воздух чистый, он не имеет запаха. Но он легко присваивает другие запахи. Сейчас я возьму мандарин и очищу его, что вы почувствовали?

-- Ответы детей.

-- Значит, какие выводы мы можем сделать. Воздух прозрачный, не имеет запаха. и он легче воды.

--И у нас видна еще одна буква К.

-- Теперь летим к планете Плутон. Смотрите, рядом с Плутоном какая-то еще планета. Мне сообщили, что это планета новая и на ней все наоборот. На ней даже язык другой. Нужно говорить все наоборот, в противоположном значении. Например, далеко – близко. Давайте потренируемся.

Д/и «Скажи наоборот»

(длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий, справа – слева, сверху – снизу, большой – маленький, много - мало)

-- И здесь еще одна буква И. Что же за слово у нас получилось?

ПЧЁЛКИ.

--Так это же название новой планеты! Останемся здесь жить?

--А вместе с нами летел корреспондент газеты «Дружба». И она хочет задать вам несколько вопросов.

-- Вам понравился на полет? Если да, поднимите солнышко, а если что-то не понравилось или не получалось, поднимите тучку. И посмотрим, какая погода на новой планете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Методическая разработка на тему: "Самообразование педагогов в ДОУ №8"

В работе отражены подходы к организации самообразования воспитателей в ДОУ №8 "Огонек"...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей старшей и подготовительной группы...

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Методическая разработка по самообразованию

laquo;Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника»...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

Методическая разработка по самообразованию «Развитие сюжетно-ролевой игры патриотического содержания у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры патриотического содержания, обеспечивающих повышение уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....