"Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр"
учебно-методический материал по математике
"Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр" - план по самообразованию педагога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_matematika.docx | 37.5 КБ |
samoobrazovanie_matematika.docx | 37.32 КБ |
samoobrazovanie_matematika.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Православный детский сад «Рождественский» корпус №2 «Владимирский»
План по самообразованию воспитателя Наумовой Ирины Ивановны
на тему
«Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр»
Белгород
2018
Актуальность темы:
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать
Цель программы: развивать математические способности у дошкольников посредством дидактической игры.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-определить теоретические предпосылки исследования проблемы дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;
-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
-развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
- формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Отслеживание уровня развития детей проводить в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Примерное содержание работы педагога по самообразованию
Дата. | Содержание работы. | Формы работы. |
Сентябрь | Закон «Об образовании», СанПин , ФГОС | Изучение нормативно-правовой документации. |
В течение года | Организация собственной поисково-исследовательской работы по данной теме. | -изучение метод. литературы |
В течение года | Обновление игровой развивающей среды в группе. | -подбор материала |
Сентябрь - май | Участие в ГМО по теме: «Познавательное развитие». | -заседания, семинары- практикумы, консультации… |
январь | Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского экспериментирования» | выступление по теме «Особенности организации познавательной деятельности детей 4-5 лет» |
октябрь-ноябрь | Создание картотеки «Загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием» | -изготовление дидактических пособий |
декабрь-январь | Создание картотеки дидактических игр-головоломок | -изготовление дидактических пособий |
февраль-март | Создание картотеки дидактических игр по Воскобовичу | -изготовление дидактических пособий |
апрель-май | Создание картотеки дидактических игр на интеллектуальное развитие | -изготовление дидактических пособий |
в течение года | Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие | Вечер игр |
январь | «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей». | консультация, памятка для родителей |
февраль | "Советуем ознакомиться с дидактическими играми» | консультация для родителей дидактических игр |
май | «Играем вместе с родителями в занимательные игры». | совместная игра на родительском собрании |
в течение года | Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий. | изготовление дидактического материала |
май | Самоанализ по изученной теме. Прогноз на будущее | отчет |
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
- Геометрические фигуры и тела.
- Наборы разрезных картинок.
- Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
- Полоски, ленты разной длины и ширины.
- Цифры от 1 до 9.
- Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
- Фланелеграф, мольберт.
- Чудесный мешочек.
9. Блоки Дьенеша.
10. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
11. Геометрическая мозаика.
12. Счётные палочки.
13. Предметные картинки.
#1047;наки – символы.
Дидактические игры и игровые упражнения
(4-5 лет)
Раздел | Задачи | Д/и и упражнения |
Количество и счет | Совершенствование умения считать в пределах 9, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству. | «Найди свой домик», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри»(счёт на ощупь), «Угадай сколько?», «Который по счёту», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?» |
Форма | Упражнение в сравнении двух групп предметов разных по форме, цвету; определении их равенства или неравенства на основе сопоставления пар. Упражнение в умении нахожде-ния предметов по двум признакам. Совершенствование умения различать и называть геомет-рические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник, шар, куб, цилиндр). Упражнение в умении составления целого из частей. Развитие внимания, мышления, комбинаторных способностей. | «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру», «Построим домик», «Сравним шарики», «Лото», «Собери картинку», «Найди и закрась», «Игра с обручами», «Четвёртый лишний», «Где чей домик?», «Сложи мостик», «Разложи по домикам», «Собери бусы», «Сложи узор». |
Величина | Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. | «Наведём порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберёт», «Какая игрушка спрятана», «Матрёшки», «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто быстрее свернёт ленту», «Расставь по порядку», «Сравни шарфики», «Разноцветные дорожки», «Разложи ленты», «Ворота». |
Ориентировка в пространстве | Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя. Упражнение в умении двигаться в заданном направлении. | «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки», «Жуки», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику». |
Ориентировка во времени | Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Знакомство с понятиями «вчера, сегодня, завтра». | «Наш день», «Поможем Мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Ответь правильно», «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было». |
№ | Месяц | Тема. Цель. |
1. | Сентябрь. | Цвет, форма. Цель: Выявлять простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор». |
2. | Размер. Цель: Уточнять имеющиеся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки». ( Используя мозаику). | |
3. | Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развивать речь, включать в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». | |
4. | Счёт, порядковые числительные в пределах 5. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 5, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. | |
1. | Октябрь. | Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. |
2. | Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | |
3. | Счет до 5. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 5. (Используем кубики). Игра: «Обведи правильную цифру» | |
4. | Задание «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. | |
1 | Ноябрь. | Задание с головоломкой «Танграм» «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему. |
2. | Развитие внимания, воображения. Цель: развивать логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц). | |
3. | Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки). | |
4. | Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом счете до 5, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой. | |
1. | Декабрь. | Объём. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. |
2. | Объём. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. | |
3. | Счет . Цель: Формировать счётные умения. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | |
4. | Задачи на смекалку. Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (1-5). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | |
1. | Январь. | Задачи на смекалку. Цель: Повторить с детьми счёт; упражнять детей в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа Создать у детей радостное настроение. |
2. | Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 5, взаимосвязи целого и частей. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги. | |
3. | Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
1. | Февраль. | Способы измерения. Цель: Закрепить приём сравнения фигур по размеру. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. |
2. | Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | |
3. | Игры – путешествие во времени. Цель: знакомить детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: «Что сначала, что потом». | |
4. | Учимся определять время. Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: « части суток» | |
1. | Март. | Учимся определять время. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», « Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала. |
2. | Классификация. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего». | |
3. | Классификация. Цель: Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. | |
1. | Апрель. | Классификация. Цель: Закреплять состава числа до 5. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
2. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра: «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца». | |
3. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
4. | Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). | |
1. | Май. | Игры – путешествия во времени. Цель: закреплять знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом». |
2. | Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку. |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя Наумовой Ирины Ивановны
на тему
«Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр»
Белгород
Актуальность темы:
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать
Цель программы: развивать математические способности у дошкольников посредством дидактической игры.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-определить теоретические предпосылки исследования проблемы дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;
-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
-развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
- формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Отслеживание уровня развития детей проводить в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Примерное содержание работы педагога по самообразованию
Дата. | Содержание работы. | Формы работы. |
Сентябрь | Закон «Об образовании», СанПин , ФГОС | Изучение нормативно-правовой документации. |
В течение года | Организация собственной поисково-исследовательской работы по данной теме. | -изучение метод. литературы |
В течение года | Обновление игровой развивающей среды в группе. | -подбор материала |
Сентябрь - май | Участие в ГМО по теме: «Познавательное развитие». | -заседания, семинары- практикумы, консультации… |
январь | Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского экспериментирования» | выступление по теме «Особенности организации познавательной деятельности детей 4-5 лет» |
октябрь-ноябрь | Создание картотеки «Загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием» | -изготовление дидактических пособий |
декабрь-январь | Создание картотеки дидактических игр-головоломок | -изготовление дидактических пособий |
февраль-март | Создание картотеки дидактических игр по Воскобовичу | -изготовление дидактических пособий |
апрель-май | Создание картотеки дидактических игр на интеллектуальное развитие | -изготовление дидактических пособий |
в течение года | Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие | Вечер игр |
январь | «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей». | консультация, памятка для родителей |
февраль | "Советуем ознакомиться с дидактическими играми» | консультация для родителей дидактических игр |
май | «Играем вместе с родителями в занимательные игры». | совместная игра на родительском собрании |
в течение года | Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий. | изготовление дидактического материала |
май | Самоанализ по изученной теме. Прогноз на будущее | отчет |
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
- Геометрические фигуры и тела.
- Наборы разрезных картинок.
- Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
- Полоски, ленты разной длины и ширины.
- Цифры от 1 до 9.
- Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
- Фланелеграф, мольберт.
- Чудесный мешочек.
9. Блоки Дьенеша.
10. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
11. Геометрическая мозаика.
12. Счётные палочки.
13. Предметные картинки.
#1047;наки – символы.
Дидактические игры и игровые упражнения
(4-5 лет)
Раздел | Задачи | Д/и и упражнения |
Количество и счет | Совершенствование умения считать в пределах 9, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству. | «Найди свой домик», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри»(счёт на ощупь), «Угадай сколько?», «Который по счёту», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?» |
Форма | Упражнение в сравнении двух групп предметов разных по форме, цвету; определении их равенства или неравенства на основе сопоставления пар. Упражнение в умении нахожде-ния предметов по двум признакам. Совершенствование умения различать и называть геомет-рические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник, шар, куб, цилиндр). Упражнение в умении составления целого из частей. Развитие внимания, мышления, комбинаторных способностей. | «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру», «Построим домик», «Сравним шарики», «Лото», «Собери картинку», «Найди и закрась», «Игра с обручами», «Четвёртый лишний», «Где чей домик?», «Сложи мостик», «Разложи по домикам», «Собери бусы», «Сложи узор». |
Величина | Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. | «Наведём порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберёт», «Какая игрушка спрятана», «Матрёшки», «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто быстрее свернёт ленту», «Расставь по порядку», «Сравни шарфики», «Разноцветные дорожки», «Разложи ленты», «Ворота». |
Ориентировка в пространстве | Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя. Упражнение в умении двигаться в заданном направлении. | «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки», «Жуки», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику». |
Ориентировка во времени | Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Знакомство с понятиями «вчера, сегодня, завтра». | «Наш день», «Поможем Мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Ответь правильно», «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было». |
№ | Месяц | Тема. Цель. |
1. | Сентябрь. | Цвет, форма. Цель: Выявлять простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор». |
2. | Размер. Цель: Уточнять имеющиеся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки». ( Используя мозаику). | |
3. | Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развивать речь, включать в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». | |
4. | Счёт, порядковые числительные в пределах 5. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 5, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. | |
1. | Октябрь. | Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. |
2. | Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | |
3. | Счет до 5. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 5. (Используем кубики). Игра: «Обведи правильную цифру» | |
4. | Задание «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. | |
1 | Ноябрь. | Задание с головоломкой «Танграм» «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему. |
2. | Развитие внимания, воображения. Цель: развивать логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц). | |
3. | Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки). | |
4. | Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом счете до 5, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой. | |
1. | Декабрь. | Объём. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. |
2. | Объём. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. | |
3. | Счет . Цель: Формировать счётные умения. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | |
4. | Задачи на смекалку. Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (1-5). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | |
1. | Январь. | Задачи на смекалку. Цель: Повторить с детьми счёт; упражнять детей в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа Создать у детей радостное настроение. |
2. | Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 5, взаимосвязи целого и частей. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги. | |
3. | Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
1. | Февраль. | Способы измерения. Цель: Закрепить приём сравнения фигур по размеру. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. |
2. | Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | |
3. | Игры – путешествие во времени. Цель: знакомить детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: «Что сначала, что потом». | |
4. | Учимся определять время. Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: « части суток» | |
1. | Март. | Учимся определять время. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», « Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала. |
2. | Классификация. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего». | |
3. | Классификация. Цель: Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. | |
1. | Апрель. | Классификация. Цель: Закреплять состава числа до 5. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
2. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра: «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца». | |
3. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
4. | Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). | |
1. | Май. | Игры – путешествия во времени. Цель: закреплять знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом». |
2. | Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку. |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя Наумовой Ирины Ивановны
на тему
«Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр»
Белгород
Актуальность темы:
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать
Цель программы: развивать математические способности у дошкольников посредством дидактической игры.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-определить теоретические предпосылки исследования проблемы дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;
-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
-развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
- формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Отслеживание уровня развития детей проводить в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Примерное содержание работы педагога по самообразованию
Дата. | Содержание работы. | Формы работы. |
Сентябрь | Закон «Об образовании», СанПин , ФГОС | Изучение нормативно-правовой документации. |
В течение года | Организация собственной поисково-исследовательской работы по данной теме. | -изучение метод. литературы |
В течение года | Обновление игровой развивающей среды в группе. | -подбор материала |
Сентябрь - май | Участие в ГМО по теме: «Познавательное развитие». | -заседания, семинары- практикумы, консультации… |
январь | Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского экспериментирования» | выступление по теме «Особенности организации познавательной деятельности детей 4-5 лет» |
октябрь-ноябрь | Создание картотеки «Загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием» | -изготовление дидактических пособий |
декабрь-январь | Создание картотеки дидактических игр-головоломок | -изготовление дидактических пособий |
февраль-март | Создание картотеки дидактических игр по Воскобовичу | -изготовление дидактических пособий |
апрель-май | Создание картотеки дидактических игр на интеллектуальное развитие | -изготовление дидактических пособий |
в течение года | Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие | Вечер игр |
январь | «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей». | консультация, памятка для родителей |
февраль | "Советуем ознакомиться с дидактическими играми» | консультация для родителей дидактических игр |
май | «Играем вместе с родителями в занимательные игры». | совместная игра на родительском собрании |
в течение года | Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий. | изготовление дидактического материала |
май | Самоанализ по изученной теме. Прогноз на будущее | отчет |
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
- Геометрические фигуры и тела.
- Наборы разрезных картинок.
- Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
- Полоски, ленты разной длины и ширины.
- Цифры от 1 до 9.
- Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
- Фланелеграф, мольберт.
- Чудесный мешочек.
9. Блоки Дьенеша.
10. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
11. Геометрическая мозаика.
12. Счётные палочки.
13. Предметные картинки.
#1047;наки – символы.
Дидактические игры и игровые упражнения
(4-5 лет)
Раздел | Задачи | Д/и и упражнения |
Количество и счет | Совершенствование умения считать в пределах 9, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству. | «Найди свой домик», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри»(счёт на ощупь), «Угадай сколько?», «Который по счёту», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?» |
Форма | Упражнение в сравнении двух групп предметов разных по форме, цвету; определении их равенства или неравенства на основе сопоставления пар. Упражнение в умении нахожде-ния предметов по двум признакам. Совершенствование умения различать и называть геомет-рические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник, шар, куб, цилиндр). Упражнение в умении составления целого из частей. Развитие внимания, мышления, комбинаторных способностей. | «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру», «Построим домик», «Сравним шарики», «Лото», «Собери картинку», «Найди и закрась», «Игра с обручами», «Четвёртый лишний», «Где чей домик?», «Сложи мостик», «Разложи по домикам», «Собери бусы», «Сложи узор». |
Величина | Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. | «Наведём порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберёт», «Какая игрушка спрятана», «Матрёшки», «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто быстрее свернёт ленту», «Расставь по порядку», «Сравни шарфики», «Разноцветные дорожки», «Разложи ленты», «Ворота». |
Ориентировка в пространстве | Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя. Упражнение в умении двигаться в заданном направлении. | «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки», «Жуки», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику». |
Ориентировка во времени | Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Знакомство с понятиями «вчера, сегодня, завтра». | «Наш день», «Поможем Мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Ответь правильно», «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было». |
№ | Месяц | Тема. Цель. |
1. | Сентябрь. | Цвет, форма. Цель: Выявлять простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор». |
2. | Размер. Цель: Уточнять имеющиеся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки». ( Используя мозаику). | |
3. | Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развивать речь, включать в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». | |
4. | Счёт, порядковые числительные в пределах 5. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 5, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. | |
1. | Октябрь. | Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. |
2. | Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | |
3. | Счет до 5. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 5. (Используем кубики). Игра: «Обведи правильную цифру» | |
4. | Задание «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. | |
1 | Ноябрь. | Задание с головоломкой «Танграм» «От простого к сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему. |
2. | Развитие внимания, воображения. Цель: развивать логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц). | |
3. | Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки). | |
4. | Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом счете до 5, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой. | |
1. | Декабрь. | Объём. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. |
2. | Объём. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. | |
3. | Счет . Цель: Формировать счётные умения. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | |
4. | Задачи на смекалку. Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (1-5). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | |
1. | Январь. | Задачи на смекалку. Цель: Повторить с детьми счёт; упражнять детей в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа Создать у детей радостное настроение. |
2. | Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 5, взаимосвязи целого и частей. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги. | |
3. | Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
1. | Февраль. | Способы измерения. Цель: Закрепить приём сравнения фигур по размеру. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. |
2. | Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | |
3. | Игры – путешествие во времени. Цель: знакомить детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: «Что сначала, что потом». | |
4. | Учимся определять время. Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: « части суток» | |
1. | Март. | Учимся определять время. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», « Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала. |
2. | Классификация. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего». | |
3. | Классификация. Цель: Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. | |
1. | Апрель. | Классификация. Цель: Закреплять состава числа до 5. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
2. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра: «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца». | |
3. | Величина. Цель: Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
4. | Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). | |
1. | Май. | Игры – путешествия во времени. Цель: закреплять знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом». |
2. | Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного раз...
"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Родительское собрание в младшей группе...
Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"
Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...
Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений
Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями....
консультация для родителей "Развитие математических способностей детей посредством игры
Развитие математических способностей детей посредством игры...
Самообразование по теме "Развитие математических способностей детей посредством организации РППС"
План работы на год по самообразованию...