Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»
материал по математике (средняя группа) на тему

Патлина Ирина Александровна

Мастер-класс для воспитателей

Автор: Ирина Александровна Патлина

МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский,

Советский р-он, Тюменская обл.

Слайд 1

«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 2

•      Приоритет моего выступления «Формирование элементарных математических способностей» .

•      Образовательная область: Познавательное развитие  (Формирование элементарных математических способностей)

Слайд 3

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.   Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Слайд 4

 Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: в развитие ориентировки у детей.

Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления.  

 Цель:     

 Повышение методической компетентности педагогов.

Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 4-5 лет.

Задачи:         

¾   Демонстрация методов и приемов по формированию элементарно математических способностей   у дошкольников среднего возраста по образовательной области «Познавательное развитие»

¾   Формирование умения подбирать демонстрационный, раздаточный материал.

¾   Совершенствования анализа педагогической деятельности.

 Материал и оборудование:    Карточки  с геометрическими фигурами, геометрические фигуры,  карточки   с корзинками , раздаточный материал «Мячики».    

 Слайд 5

Ход мастер - класса.

Уважаемые коллеги!

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх «Продолжи ряд», «Разложи мячики», «Четвертый лишний», «Волшебные  фигуры» .

С чего начинается занятие? (Организационного момента)

Организационный момент: Могу вам предложить игру на концентрирование внимания

Коммуникативная игра (Эмоциональное вхождение) в занятие «Продолжи».  Цель:  создание положительных эмоций, мотивации для дальнейшей деятельности.

 

Зеркало висит у нас в квартире

Мы стоим в двоем, а нас ЧЕТЫРЕ

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на занятия.

В основной момент поставила ряд задач:

Задачи: 

1.     Развитие внимания у детей.

2.     Закрепление геометрических фигур, цвета.

3.     Формирование взаимовыручки друг другу, умения работать в паре.

 

Игровая ситуация, способствующая к переходу к основной части, с введением игрового персонажа- Мальвины.

лайд 7

Решить первую задачу развитие внимания у детей предлагаю с помощью игры «Продолжи ряд»

Для мотивации детей создаем проблемную ситуацию. Мальвина приготовила картинки. Но проказница Лиса напутала дорожки.

Вопросы к участникам:

Что нужно с делать что бы добраться до дома?

Как же можно добраться до дома?

Итог: участники мастер класса делают вывод, чтобы дойти до дома нужно выложить дорожку дальше.

Можно эту игру предложить детям поработать в паре.

Так же на внимания я использовала дидактические игры: «Разложи по корзинкам», «Запомни узор», «Сделай узор», «Найди пару», «Домик для фигуры».

 

 

 Сейчас мы «Разложим  мячики»

 Ваша задача: группировать игрушки по признаку цвета (синие и желтые).

Прочтите рифмовку:

Мячик прыгнул, покатился и назад не воротился.
Надо мне его поймать и тихонько так сказать:

 «Мы домой с тобой пойдем, место для тебя найдем:

Синий мяч в корзине синей будет спать, как ночью синей, ну, а желтый — не такой, будет он в корзине желтой, словно солнышко, лежать, желтым цветом согревать».

  Предлагается выбрать корзинки для мячиков и ответить на вопрос«Какие фигуры   вы не положили в корзины?»

Итог: в корзины мы не положили красные квадраты.

айд 9 - 15

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)

8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (1)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)

айд 16

 При решение второй задачи: Закрепление геометрических фигур, цвета.

 я предлагаю      игру «Четвертый лишний»  - учить находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.

Вопросы к участникам:

 Предлагается рассмотреть иллюстрацию и определить, какая из фигур в этом наборе лишняя?

Объясните почему?  

Вывод: У красного квадрата четыре угла.   Потому что все остальные – синие и желтые  круги.

 Слайд 17 – 18

Итогом мастер класса является игра  -конструктор «Волшебные фигуры». Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности, формирование взаимовыручки друг к другу, умения работать в паре.

  Предлагается рассмотреть иллюстрацию и выложить предмет с последующим комментированием.

Вопросы к участникам:

 Какие фигуры вы используете? Почему вы использовали не все геометрические фигуры?

Вывод:

Потому что Снеговик составлен только из голубых кружочков. Рыбка  составлена из треугольников желтых.

В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски, книжки», «Посчитай предметы» и т.д.

Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.

Анализ деятельности:

В течении мастер класса действия сопровождаются объяснением, показом, демонстрациями, вопросами на понимание. Предоставлена возможность высказаться каждому участнику мастер класса.

 Использовала технологии:

·        Здоровье сберегающие технологии

·        ИКТ

·        Социо игровые (Игровые, сотрудничество) 

·        Контроль мало активности: особое внимание уделяется малоактивным детям, создавая по средствам одобрения, похвала, привлечение к работе, поощрение

·        Использовалась рефлексия детей

айд 19

Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

В заключение своего выступление прошу провести итог мастер -класса выберите смайлик (радостный или грустный). Спасибо за участие.

лайд 20

 В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.

  

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_klass_irina.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский

Мастер-класс для воспитателей

 «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Ирина Александровна Патлина

МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский,

Советский р-он, Тюменская обл.

Ноябрь,2016г.

 

Мастер-класс для воспитателей

Автор: Ирина Александровна Патлина

МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский,

Советский р-он, Тюменская обл.

 

Слайд 1

«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 2

  • Приоритет моего выступления «Формирование элементарных математических способностей» .
  • Образовательная область: Познавательное развитие  (Формирование элементарных математических способностей)

Слайд 3

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.   Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Слайд 4

 Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: в развитие ориентировки у детей.

Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления.  

 Цель:    

 Повышение методической компетентности педагогов.

Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 4-5 лет.

Задачи:           

  • Демонстрация методов и приемов по формированию элементарно математических способностей   у дошкольников среднего возраста по образовательной области «Познавательное развитие»
  • Формирование умения подбирать демонстрационный, раздаточный материал.
  • Совершенствования анализа педагогической деятельности.

 Материал и оборудование:    Карточки  с геометрическими фигурами, геометрические фигуры,  карточки   с корзинками , раздаточный материал «Мячики».    

 Слайд 5

Ход мастер - класса.

Уважаемые коллеги!

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

 

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх «Продолжи ряд», «Разложи мячики», «Четвертый лишний», «Волшебные  фигуры» .

 

С чего начинается занятие? (Организационного момента)

Организационный момент: Могу вам предложить игру на концентрирование внимания

Коммуникативная игра (Эмоциональное вхождение) в занятие «Продолжи».  Цель:  создание положительных эмоций, мотивации для дальнейшей деятельности.

 

Зеркало висит у нас в квартире

Мы стоим в двоем, а нас ЧЕТЫРЕ

 

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на занятия.sun069.png

 

В основной момент поставила ряд задач:

Задачи: 

  1. Развитие внимания у детей.
  2. Закрепление геометрических фигур, цвета.
  3. Формирование взаимовыручки друг другу, умения работать в паре.

 

Слайд 6

Игровая ситуация, способствующая к переходу к основной части, с введением игрового персонажа- Мальвины.

Слайд 7

Решить первую задачу развитие внимания у детей предлагаю с помощью игры «Продолжи ряд»

Для мотивации детей создаем проблемную ситуацию. Мальвина приготовила картинки. Но проказница Лиса напутала дорожки.

Вопросы к участникам:

Что нужно с делать что бы добраться до дома?

Как же можно добраться до дома?

Итог: участники мастер класса делают вывод, чтобы дойти до дома нужно выложить дорожку дальше.

Можно эту игру предложить детям поработать в паре.

Так же на внимания я использовала дидактические игры: «Разложи по корзинкам», «Запомни узор», «Сделай узор», «Найди пару», «Домик для фигуры».

Слайд 8

 

 Сейчас мы «Разложим  мячики» 

 Ваша задача: группировать игрушки по признаку цвета (синие и желтые).

 

 

Прочтите рифмовку:

Мячик прыгнул, покатился и назад не воротился.
Надо мне его поймать и тихонько так сказать:

 «Мы домой с тобой пойдем, место для тебя найдем:

Синий мяч в корзине синей будет спать, как ночью синей, ну, а желтый — не такой, будет он в корзине желтой, словно солнышко, лежать, желтым цветом согревать».

 

  Предлагается выбрать корзинки для мячиков и ответить на вопрос«Какие фигуры   вы не положили в корзины?» 

Итог: в корзины мы не положили красные квадраты.

Слайд 9 - 15

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)

8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (1)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)

Слайд 16

 При решение второй задачи: Закрепление геометрических фигур, цвета.

 я предлагаю      игру «Четвертый лишний»  - учить находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.

Вопросы к участникам:

 Предлагается рассмотреть иллюстрацию и определить, какая из фигур в этом наборе лишняя?

Объясните почему?  

Вывод: У красного квадрата четыре угла.   Потому что все остальные – синие и желтые  круги.

  Слайд 17 – 18

Итогом мастер класса является игра  -конструктор «Волшебные фигуры». Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности, формирование взаимовыручки друг к другу, умения работать в паре.

  Предлагается рассмотреть иллюстрацию и выложить предмет с последующим комментированием.

Вопросы к участникам:

 Какие фигуры вы используете? Почему вы использовали не все геометрические фигуры?

Вывод:

Потому что Снеговик составлен только из голубых кружочков. Рыбка  составлена из треугольников желтых.

В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски, книжки», «Посчитай предметы» и т.д.

Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.

Анализ деятельности:

В течении мастер класса действия сопровождаются объяснением, показом, демонстрациями, вопросами на понимание. Предоставлена возможность высказаться каждому участнику мастер класса.

 Использовала технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии
  • ИКТ
  • Социо игровые (Игровые, сотрудничество)  
  • Контроль мало активности: особое внимание уделяется малоактивным детям, создавая по средствам одобрения, похвала, привлечение к работе, поощрение
  • Использовалась рефлексия детей

 Слайд 19

Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

В заключение своего выступление прошу провести итог мастер -класса выберите смайлик (радостный или грустный). Спасибо за участие.

Слайд 20

 В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие  Формирование элементарных математических способностей...

Мастер-класс "Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста"

Цель мастер класса :познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей .Игра "Математический куб".Использование в работе Геоборда. Игра "Умная пчелка...

Мастер-класс «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

Игру недаром называют «ведущей». Именно, благодаря ей ребенок познает окружающий его мир предметов и людей. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.Цель мастер-класса:...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....