Порядковый счет в пределах 10.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Воробьева Светлана Анатольевна

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию. ФЭМП  с детьми подготовительной группы

Тема.  Порядковый счет в пределах 10

Форма работы: игровая ситуация

Цель. Продолжить формировать навыки порядкового счета в пределах 10.

Задачи. Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

 

 Дидактический наглядный материал.   Демонстрационный материал. Карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7), вещи Незнайки (шляпа, ботинки и др.), макет комнаты, 3 кубика, 3 пирамидки.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

 

Мотивация детей к деятельности

 В сказочной стране все перепуталось. Тетушка Сова ни как не может навести порядок в школе. После летних каникул ученики ее школы все забыли. Просят у нас помощи.

 

Простановка цели детьми

Как вы думаете, мы сможем помочь тетушке Сове и ее ученикам?

Как мы им можем помочь, что для них сделать?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

На магнитной доске макет комнаты Незнайки. Вещи Незнайки лежат в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, один ботинок рядом со стулом, другой — за кроватью и т. д.      

- Незнайка собрался в гости к Карандашу, но не может найти свои вещи. Надо не просто найти его вещи но и правильно сказать где они лежат используя слова - слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

             Дети называют местоположение каждой вещи: «Шляпа лежит около шкафа» и т. д. Незнайка благодарит за помощь.

Игра «Живая неделя».

Карандаш не как не может собрать дни недели по порядку. Кто попробует помочь?

Выходят семь детей и берут карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию ведущего выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке нарисован один круг (понедельник), вторым — у которого на карточке два круга (вторник) и т. д. Проверка осуществляется путем переклички с называнием дней недели.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой участников.

Выстроилась наша неделька.

Дидактическая игра «Кто ушел?».

Поиграем в игру и немного отдохнем.

Выходят десять детей и строятся в шеренгу. Остальные считают их по порядку, запоминают последовательность построения и закрывают глаза. В это время один из стоящих в шеренге уходит. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором месте стоял ушедший.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой детей в шеренге.

Игровое упражнение «Собираем игрушки для куклы».

-  Тим не как не может навести порядок в своих игрушках и сосчитать их и все время сориться с Томом.

 Ставлю на стол 3 кубика и 3 пирамидки и спрашиваю: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?»

Ставлю кубики и пирамидки вместе и спрашиваю: «Сколько всего игрушек у Тима и Тома? (Дети считают игрушки.) Шесть игрушек. Сколько пирамидок? Чего больше: игрушек или пирамидок? Сколько кубиков? Чего меньше: кубиков или игрушек? Группа игрушек (обобщающий жест) больше группы пирамидок, ее части (показывает). Группа игрушек больше группы кубиков, ее части».

 

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

  - Разделите поровну между Тимом и Томом  игрушки (рассмотреть разные варианты равенства). Правильность выполнения задания проверяется на основе счета.

 

Подведение итога

    Что мы делали? Для чего мы выполняли эти задания? Кому было трудно? У кого есть синие  и красные камушки? У кого все камушки только красные? Синие?

 



Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию. ФЭМП с детьми подготовительной группы

Тема.   Состав числа 9 из двух меньших чисел. Счет в пределах 20.    

Форма работы: игровая ситуация

Цель. Продолжить формировать навыки порядкового счета в пределах второго десятка.

Задачи. Формировать умения составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.

Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. 

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, 20 картинок с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры), куб, по высоте равный 5 мерам-полоскам, полоска бумаги (мерка).

Раздаточный материал. Круги двух цветов (по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), листы бумаги в клетку, на которых в начале строки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (см. рис. 2), карандаши, кубы, равные по высоте 3 полоскам-мерам (по 1 кубу на двоих детей), полоски бумаги (меры), счетные палочки.

 

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

 

Мотивация детей к деятельности

 Игровое упражнение «Составим команду спортсменов».

Животные собрались устроить соревнования, а разделиться на две команды не могут.

 

Простановка цели детьми

 Как вы думаете, мы сможем им помочь? Какие знания нам понадобятся?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

У детей наборы кругов одного цвета. Читаю стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на стол по одному кругу.

Бег — прекрасная игра.
Ускоритель — номера.
Приготовились. На старт!
Первым номером гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа гну.
Страус — третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним быстрее ветра
По четвертой скачет зебра.
Номер пятый — лев бежит.
Шесть. Жираф за ним бежит.
Семь. Легко бежит гиена.
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая — волчица.
Мы на этом кончим счет.
Победителям почет.
                                    А. Усачев

- Сколько всего кругов? Как разделить девять спортсменов на две команды?

Показываю таблицу с кругами (рис. 1) и вместе с детьми перечисляем варианты раскладывания числа 9 на два меньших числа.

                Рис. 1

 Предлагаю детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки добавляют нужное количество кругов другого цвета и рассказывают, как они составили число 9 из двух меньших чисел.

   Делаю вывод: «Число девять можно составить по-разному (перечисляю все варианты). Девять кругов тоже можно по-разному разделить на группы (перечисляю все варианты)».

 

         Игровое упражнение «На зарядку становись».

На доске 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры.

 Предлагаю детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом уточняю, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитываем спортсменов.

Затем читаю стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет —
Такой вот бывает неправильный счет.

 Предлагаю детям пересчитать спортсменов в обратном порядке (от 20 до 1).

Физкультминутка «Делаем зарядку»

 Читает стихотворение и показываю карточки с цифрами. Дети в соответствии с текстом выполняют движения столько раз, сколько показывает цифра на карточке.

Сколько зайчиков у нас,      (Показывает цифру.)
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,  
(Показывает цифру.) 
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,  
(Показывает цифру.) 
Столько раз поднимем руки.

          Игровое упражнение «Кубы для гимнастов».

Показываю детям куб и говорю: «На соревнованиях спортсменам разрешено использовать кубы высотой в 3 меры-полоски. Как узнать, подойдет ли куб гимнастам по высоте?»

  Показываю приемы измерения высоты куба с помощью меры: «Прикладываем меру к основанию куба. Конец меры отмечаем карандашом. К метке опять прикладываем меру».

По ходу измерения дети считают, сколько мер укладывается в высоте куба, и выкладывают счетные палочки на каждую меру. Дети выясняют, что высота куба равна 5 мерам.

 Спрашиваю у детей: «На что указывает число пять? Чему равна высота куба? Можно ли использовать этот куб на соревнованиях?»

Дети обосновывают свой ответ.

         Игровое упражнение «Кубы для гимнастов» (работа с раздаточным материалом).

Дети делятся на пары. У каждой пары по 1 кубу и набор счетных палочек.  Предлагаю детям измерить высоту кубов с помощью меры, соблюдая правила измерения, и выяснить, могут ли гимнасты использовать эти кубы на соревнованиях.

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 Игровое упражнение «Рисуем план расположения кубов на площадке».

У детей листы бумаги в клетку, на которых в начале строки посередине клетки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (рис. 2).

                                                      Рис. 2

Рассматриваю образец на доске и показываю, как продолжить строчку: от последней точки нужно отсчитать одну клетку и поставить точку в середине следующей клетки.

Дети проставляют точки до конца строчки.

Предлагаю под строчкой нарисовать улыбающееся (если задание выполнено правильно) или неулыбающееся (если задание выполнено неправильно) солнышко:

 

Подведение итога

 Что мы делали? Для чего мы выполняли эти задания? Кому было трудно?

 



Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию. ФЭМП  с детьми подготовительной группы

Тема. Цифра 5.  Количественный состав числа 6 из единиц.

Форма работы: игровая ситуация

Цель. Продолжить формировать навыки порядкового счета в пределах 10.

Задачи.Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.

Познакомить с цифрой 5.Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Корзина с предметами(дидактическими картинками): компасом, часами, термосом, кружкой, телефоном, клубком веревки, коробочкой, флажком; рюкзак, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением различных предметов (от 1 до 5 предметов), «листочки» деревьев разного цвета или формы.

Раздаточный материал. Наборы геометрических фигур, карточки с цифрами от 1 до 5.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Игровая ситуация «Поход в лес».

Ученики Звездочета собрались в поход в лес и не могут определиться, что им взять с собой в поход. Они поссорились. Звездочет просит нас помочь его ученикам собраться в поход и померить их.

Простановка цели детьми

Как вы думаете, мы сможем помочь Звездочету и его ученикам?

Как мы им можем помочь, что для них сделать?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Игровое упражнение «На что похоже?».

Обращаю внимание детей на корзину с предметами. Поочередно достаю их и прошу детей определить, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Дети показывают соответствующие геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Собираемся в поход».

Предлагаю детям собрать вещи в поход и уточняю, что необходимо взять с собой.

На столе находятся компас, корзина, рюкзак, часы, термос, кружка, компьютер, мороженное. Даю детям задание выбрать шесть предметов, которые им понадобятся в походе. Затем уточняю: «Сколько каких предметов взяли? Какое число вы составили? Как составили число шесть?»

Игровое упражнение «Собери осенний букет».

Воспитатель загадывает детям загадку:

 

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
                               (Осень)

 

На полу «листочки» деревьев разного цвета или разной формы. Предлагаю детям составить с их помощью число 6 так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды.

Затем спрашиваю у детей: «Сколько всего листочков в вашем букете? Сколько листочков какого цвета? Как составили число шесть?»

Игровое упражнение «Поставим цифры в ряд».

Читаю детям стихотворение. Дети показывают соответствующие карточки с цифрами и выставляют карточки на доске.

 

Числа выстроились в ряд,
Мы считаем все подряд:
Нос — один          
(Показ цифры.)
И голова — одна.        
(Показ цифры.)
Глаза — два        
(Показ цифры.)
И уха — два.         
(Показ цифры.)
Втроем всегда богатыри,      
(Показ цифры.)
И поросенка тоже три.         
(Показ цифры.)
Четыре в комнате угла,        
(Показ цифры.)
Четыре ножки у стола.         
 (Показ цифры.)
                         А. Усачев

 

- Сколько пальцев на одной руке?

Показывает карточку с цифрой 5 и поясняет: «Это цифра пять, она обозначает число пять. Найдите у себя карточку с цифрой пять и обведите ее пальчиком».

Читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

 

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

 

Дети показывают «ручку» и «ножку» у цифры 5.

Дополняю цифровой ряд карточкой с цифрой 5. Дети называют цифры по порядку. Затем они выкладывают цифры по порядку у себя на столе, находят похожие цифры (цифры 5 и 2) и объясняют, чем они отличаются.

Затем предлагаю детям найти на доске карточку с изображением пяти предметов (на доске карточки, на которых изображено от 1 до 5 предметов) и говорит:

 

Пять пальцев ровно на руке,
И пять — отметка в дневнике.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Игровое упражнение «Назови день недели».

Спрашиваю у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

Предлагаю детям еще 2–3 аналогичных задания.

Подведение итога

  Что мы делали? Для чего мы выполняли эти задания? Кому было трудно?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление порядкового счета в пределах 10 на занятиях физкультурой в подготовительной группе.Авторская разработка.

Веселый порядковый счет в пределах 10, развитие внимания на занятиях физкультурой в подготовительной группе....

Порядковый счет в пределах 6. Сравнение предметов по высоте

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая Цель...

Закреплять представления о порядковом счете в пределах 5 , упражнять в умении уравнивать неравные группы, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет. Закреплять знание детьми основных цветов спектра

Закреплять  представления о порядковом счете в пределах 5 , упражнять  в умении уравнивать неравные группы, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет. Закреплять знание детьми основ...

Конспект ООД по познавательному развитию «Порядковый счет в пределах 6. Сравнение предметов по высоте» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Конспект   ООД по познавательному развитию«Порядковый счет в пределах 6. Сравнение предметов по высоте»в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Порядковый счет в пределах 6. Сравнение предметов по высоте»

Конспект ООД  по ФЭМПв старшей группе«Порядковый счет в пределах 6. Сравнение предметов по высоте»...

Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет)

Конспект занятия по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности «Птичка». Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет)...