Инклюзивное занятие по формированию элементарных математических представлений по теме «Весна»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Коршикова Елена Анатольевна

Инклюзивное занятие по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_skosh.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка»

общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».


Инклюзивное занятие по формированию элементарных математических представлений по теме «Весна»

Автор  разработки:  Коршикова  Елена  Анатольевна,

 воспитатель  1 квалификационной категории

г. Стрежевой 2018 г.

Автор  разработки:  Коршикова  Елена  Анатольевна, воспитатель  1 квалификационной категории МДОУ «Рябинушка», г. Стрежевой.

Работа в группе  с ребёнком  ОВЗ  построена на основе Адаптированной основной образовательной программы для детей с   задержкой психического  развития с 3 до 7 лет.                                                        

 В основе реализации Программы лежат подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДОУ.  

В основе занятия лежат задачи:  

Коррекционно – развивающие                                                                                      

Коррекционно – образовательные,                                                                                              

Воспитательные.                                                                                                                                                                                  

Была поставлена цель занятия:  формирование  элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет.

Задачи: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном материале, записывать и читать решение задачи, пользуясь знаками:  «+»,   «=». Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ. Упражнять в прямом и обратном счете от заданного числа. В нахождении «соседей» числа. Закрепить знания о составе чисел в пределах 6 из двух меньших чисел. Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на ограниченной плоскости. Закрепить знания о времени года, месяцев.

Воспитатель работал над развитием восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, воображения, наблюдательности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать, совершенствованием навыков правильного звукопроизношения, стимулированием речевой активности. Закреплял умение объяснять выполняемые действия при помощи речи. Проводил работу по воспитанию самостоятельности, развитию умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, формировал  интерес к математическим занятиям.  Задачи НОД поставлены так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь с ранее выученным материалом.  Время выполнения всех частей занятия распределено  рационально.    

В процессе проведения  занятия  использованы следующие технологии:                                                                      

   -здоровьесберегающая  использовалась для снятия психологического напряжения,

-   личностно-ориентированная способствовала организации   индивидуальной работы, взаимопроверки, обстановки сотрудничества.          

-  игровая  технология позволила поддерживать интерес детей к познавательной деятельности                                                                      

  Применение ИКТ (демонстрационный материал на интерактивной доске) позволила  оптимизировать процесс развития познавательной деятельности.                                                                                                                                                                            

Во время  занятия  были использованы методы и приемы:  

1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно – демонстрационный  (слайды, картинки с изображениями явлений природы ранней весной, палочки Кюизенера);

3. Практический (составление числового ряда в прямом и обратном направлении, составление и решение задач, составление  числа 6 из двух меньших чисел, составление картины «Весна»).

4. Игровой (сюрпризный момент,   Волшебное зеркало, игры : »Математическая разминка»,   Цветной коврик», «Найди отличия»)

Приемы: пояснения, указания, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ.

       . В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

 Формы и методы, используемые на занятии, соответствовали психофизиологическим и индивидуальным особенностям  воспитанников, их жизненному опыту.

    Занятие  состояло  из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность.

   При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. 

Для реализации каждой задачи подобраны приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

 Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

 Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания творческого характера («Составь картину»)

.На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия были заданы вопросы. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

В течение всего занятия особое внимание было уделено воспитаннику с ОВЗ, предлагала повторить задание, рассказать, что сделал, комментировать свои действия, прочесть скороговорку и др..

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением

Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.

 Форма проведения занятия: дидактические игры и упражнения.  

Форма организации – групповая.

Категория детей:   возраст  (группа) – 6-7 лет (подготовительная).

.

Технологическая карта  занятия  по математике на тему «Ранняя весна»

Цель: формирование  элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет

Образовательные задачи: продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном материале, записывать и читать решение задачи, пользуясь знаками «+»,  «=».

-Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

-Упражнять в прямом и обратном счете от заданного числа. В нахождении «соседей» числа.

-Закрепить знания о составе чисел в пределах 6 из двух меньших чисел.

-Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на ограниченной плоскости.

-Закрепить знания о времени года, месяцев года.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать зрительно-моторные координации, моторику кисти.

- Развивать восприятие, внимание, память, мыслительные процессы, воображение, наблюдательность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение слушать и слышать.

-Совершенствовать навыки правильного звукопроизношения, стимулировать речевую активность. Закреплять умение объяснять выполняемые действия при помощи речи.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование: Магнитная доска, слайды с изображением весенних явлений в природе,, аудиозапись фрагмента  ветра и голоса Веснянки.

Демонстрационный материал: игра на «Золотом крыльце сидели», «Волшебное зеркало», иллюстрация к задаче, предметные картинки для составления картины «Ранняя весна»

Раздаточный материал: палочки Кюизенера, лист для записи решения задачи, карандаши, на каждого лист бумаги и в тарелочке крупа: горох и фасоль.

Задачи индивидуальной работа с воспитанником с ОВЗ: воспитывать выдержку,  закреплять умения действовать в соответствии с инструкцией , осуществлять контроль за грамматической правильностью речи.

Предварительная работа: Чтение рассказов о весне, расширение словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна»

Структура занятия:

1.Игровая ситуация: Проделки Весняночки  -2мин.

2. «Математическая разминка» - 3мин

3.Составление числа 6 из двух наименьших чисел при помощи палочек Кьюзенера - 5мин

4. Решение арифметической задачи на сложение. - 10 мин

5. Нахождение отличий 5 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Игра «Составь картину «Ранняя весна» -5мин.

8. Подведение итога – 2 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Индивидуальная работа

Организационный момент

Задача: Подготовить детей к началу работы, собрать внимание.

Приветствие воспитателя.  Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Какое у вас настроение?     А чтобы было ещё лучше, давайте поиграем. Упражнение «Назови ласково».

Дети отвечают, какое у них настроение. Вправо, влево повернись, и друг другу улыбнись. Ладошки протяни, ласково друга назови.

Дети называют ласково друг друга

1 этап

Мотивационно – целевой

Задача: Создать условия для принятия детьми целей занятия.

Ребята,  сегодня Великий мастер Стик и его жители цветные палочки из страны математики прислали нам новую игру.

– Ой! А куда же она делась? – И что-то ветрено  у нас в группе стало!

Включается запись «Ветер». Порывы ветра  разбивают зеркало на осколки , произносит речь:

Я повелительница дождей, весенних ручьев и ветров, Веснянка.

Да! Игру от цветных чисел я взяла!

Как скучно мне… поэтому хочу… вас огорчить,

Меня игра от жителей цветных чисел будет веселить !!!

Так вот! Волшебное зеркало мое разбилось на мелкие осколки.

Когда осколки в зеркале вы соберёте,

Тогда и игру свою вы заберете.

Теперь вы догадались у кого наша игра?

Вы хотите вернуть нашу игру, которую послали жители цветных чисел для нас?

Тогда придется собрать все кусочки волшебного зеркала

На осколках для нас приготовлены разные задания: нужно будет ответить на вопросы. Решить задачу, подобрать картинки. Вы готовы? Тогда начинаем.

Чтобы подготовить язычок к ответам , вспомни  ….. скороговорку  ( Смешные шутки у Саши и Мишутки)

Дети внимательно слушают, выражают свое согласие к предстоящей работе

Обращение к ребенку с ОВЗ  с вопросом, готов ли он выполнять задания для того, чтобы собрать зеркало для Веснянки.

………проговаривает скороговорку.

2 этап – актуализация знаний

 Игра «Математическая разминка»

Задачи: Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

В нахождении «соседей» числа

Беру первый кусочек разбитого зеркала

Вот первое задания №1

Ответьте на вопросы?

Какое время года наступило? (весна)

Что происходит весной в природе?

Начинай считать от 4 до 10 и т.д.

Назовите соседей числа 5, 6, 8, 10?

Назовите предыдущее число у этого числа?

Назовите последующее число этого числа?

Быстро мы справились с этим заданием и этот осколок можно расположить в волшебном зеркале.

Дети отвечают на поставленные вопросы

Воспитанник с ОВЗ повторяет ответ на один из вопросов

3этап

Закрепление материала

«Цветной коврик»

Задача: Закрепить знания о составе чисел в пределах 6 из двух меньших чисел.

Чтобы выполнить следующее задания нам понадобятся цветные палочки.

Садитесь и приготовьте палочки

Найдите среди цветных палочек палочку, которая обозначает число 6.

- Какого цвета ты выбрал палочку и почему?

А у тебя какая палочка? Почему?

А теперь нужно выложить коврик из двух наименьших цветных чисел равных  шести.

Расскажи, какие пары у тебя получились.

И с этим заданием вы справились великолепно, Найдите место осколку в волшебном зеркале.

Выкладывают пары чисел из двух наименьших чисел с помощью палочек Кюизенера

Повторить  задание для воспитанника с ОВЗ

Выслушать, как  выложил коврик из двух наименьших цветных  чисел, равных 6 воспитанник с ОВЗ

«Найди отличия»

Задача: Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление

Найдите отличий между двумя картинками на тему «Ранняя весна» и закрасьте столько кружков, сколько найдете отличий.

Дети находят в картинке 6 отличий

Наблюдение за процессом  раскрашивания  

Физкультминутка «Клён»

Задача:

Предупреждение и снятие утомления у детей на занятии. Создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов нервной системы.

Подвижная  игра «Клён» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает,    

Ветер тучи рвёт в клочки.  

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.   И едва растает снег,

 мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.

Дети стоят, повернувшись лицом друг к другу.  

Руки вверх. Наклоны туловища влево вправо.   Руки перед грудью. Разжимают кулачки.    4 прыжка,

наклоны влево-вправо.    Поворачиваются друг другу правые руки. Рукопожатие.

Наблюдение за качеством выполнения  за работой кулачков у ……

4 этап:

Изучение нового материала

Решение арифметической задачи

Задача: Продолжать учить составлять арифметическую задачу и записывать ее решение с помощью цифр и знаков. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

Чтобы вставить следующий осколок в зеркало, давайте сядем и посмотрим это задание, спрятанное в картинке.

Как вы думаете, какое задание приготовила для вас Веснянка?

Придумать и решить задачу.

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Придумайте задачу, запишите решение с помощью знаков и цифр

Слушаем Арсения

Назовите условие этой задачи?

Назовите вопрос этой задачи?

Назовите ответ задачи?

А вот решение запишите с помощью знаков и цифр на листочке, а Арсений на доске запишет. Прочитай запись.

Здорово, и этот осколок можно вернуть в волшебное зеркало.

А теперь приглашаю всех в круг.

Придумывают задачу по картинке, отвечают на вопросы, записывают решение задачи с помощью знаков и цифр.

Предложить высказаться воспитаннику с ОВЗ

Воспитанник  с ОВЗ выполняет  задание у доски

5.Практическая работа

«Составление картины «Весна пришла».

Задача: Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на ограниченной плоскости.

Следующее задание называется «Слушай, смотри, делай» подходите все сюда.

Перед детьми лежит лист бумаги и в тарелочке крупа: горох и фасоль.

 - на листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

 1. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнце с помощью крупы в левом верхнем углу

2. Появились первые цветы. Выложите цветок в левом нижнем углу.

 3. Плывут по небу облака.   Выложите их в верхнем правом углу.

 4. Прилетели птицы. На середине листа выложите  птичку

5. Зеленеет травка. Нарисуйте ее по нижнему краю листа. 6.  Нас это радует. Выложите в нижнем правом углу улыбку.

- проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться

- придумайте название

- Можно назвать "Весна".  Какое сейчас время года? А месяц?

Выполняют задания под диктовку

Индивидуальное обращение по выполнению задания к…..

Рефлексия

Задача: Оценить детей на занятии

Ребята, вы работали так дружно, сложено, что мы смогли выполнить все испытания и собрать это волшебное зеркало и вернуть нашу игру от правителя Великого Стика и его жителей.

Какие задания вам показались легкими?

Какие задания  были  наиболее трудными?

Я вами горжусь!

Высказывают свои суждения о прошедшем занятии

Предложить высказаться….Что понравилось тебе?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему : "Знакомство со временем. Песочные часы".

Знакомим детей с понятием "время", песочные часы. Ориентировка на листе бумаги. Д/И "Сутки". Знать сколько длится 1 минута....

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая страна»

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективност...