Проект по математическому развитию в первой младшей группе. Тема"Волшебная страна геометрических фигур"
проект по математике (младшая группа)
Проект по математическому развитию в первой младшей группе «Волшебная страна геометрических фигур» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Волшебная страна геометрических фигур». 2. Вид проекта: познавательно-игровой. 3. Сроки реализации: 1неделя 4. Участники: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krohi_mladshey_gruppe.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по математическому развитию в первой младшей группе
«Волшебная страна геометрических фигур»
Паспорт проекта
- Название проекта: «Волшебная страна геометрических фигур».
- Вид проекта: познавательно-игровой.
- Сроки реализации: 1неделя
- Участники: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели .Проблема
У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).
Актуальность проекта
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель проекта:
- Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
- Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах: кругом, квадратом, треугольником.
- Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
- Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
- Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Интеграция образовательных областей:
этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
этап – итоговый
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итоговыми; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
- сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.
Обеспечение:
- Развивающие игры.
- Наглядно-дидактические пособия.
- Геометрические фигуры различных форм и цветов.
- Трафареты для свободного рисования.
- Специальная методическая литература.
- Геометрический конструктор различных цветов.
- Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Продукт проектной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность «Мишка в гости к нам пришел»
Презентация проекта: «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»
Алгоритм планирования и организации деятельности
Результаты проекта:
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, развивали в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.
4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.
6. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Стихи про фигуры
Загадки
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Круг и квадрат»
для детей первой младшей группы
Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1. Познакомить с квадратом.
2. Учить различать круг и квадрат.
3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.
Демонстрационный материал: «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета.
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета .
Ход НОД:
Игровая ситуация «Синица прислала нам посылку»
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что синица принесла в посылке.
Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на доску.
Воспитатель: - Дети, какая это фигура?
Дети: - Круг.
Воспитатель: - Какого цвета круг?
Дети: - Красный круг.
Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг.
Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.
Воспитатель: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы
Воспитатель: - Что есть у квадрата?
Дети: - Стороны и углы.
Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат.
Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты.
Воспитатель: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.
Аналогичные действия выполняют с квадратом.
Воспитатель: - Давайте прокатим по столу сначала круг.
Воспитатель: - Круг катится по столу?
Дети:- Да!
Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Что мешает квадрату?
Дети: - Углы.
Воспитатель: Молодцы!
Непосредственно-образовательная деятельность на тему: «Декоративная тарелочка»
Цель: закрепить геометрическую форму круг, формировать умение наклеивать и располагать изображение на круге.
Задачи:
Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора.
Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и рассказывать о ней.
Материал:
Вырезанные элементы узора на раздаточных тарелочках, круги, клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, подкладные лист.
Ход НОД:
Дети играют в малоподвижную игру. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит письмо.
Воспитатель: Интересно, что это дети за письмо, от кого оно? Хотите узнать? (ответы детей)
- Давайте откроем и посмотрим от кого оно и что в нём написано (открывает и зачитывает):
«Пишут вам жители волшебной страны. В нашей стране живёт волшебница по имени Флора. Когда-то она была весёлой, доброй, у неё было много друзей. Но однажды, она заболела какой-то редкой и странной болезнью - перестала видеть красоту. Всё вокруг казалось ей нехорошим и некрасивым. Она перестала делать добрые дела, рассорилась со всеми друзьями. И хуже того, начала совершать недобрые дела. Вот недавно, взяла и сдула со всех тарелочек красивые узоры, а мы не можем собрать их обратно. Просим вас помочь нам».
Воспитатель: Сможем ли мы исправить недоброе деяние волшебницы Флоры и украсить блюдце узорами? (ответы детей). (Дети садятся за столы.)
- Но сначала давайте посмотрим вокруг себя и поищем красоту. За окном я вижу красоту белых облаков на голубом небе. А где вы видите красоту? За окном? В групповой комнате? Среди своих товарищей? (ответы детей).
- Ваши руки, хоть и не очень большие, но уже умеют делать красоту. У вас у каждого на столе лежат элементы узора, которыми вы украсите свои тарелочки. А какой формы наша тарелочка? А какого цвета? (ответы детей).
- Но прежде чем начать, давайте сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак)
Указательный и средний, безымянный и последний (разгибать поочерёдно все пальцы).
Сам мизинчик - малышок постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
- Начнём украшения с середины тарелочки. Выберите среди элементов узора цветок и приложите его к середине тарелочки. Получилось? Тогда наклеиваете. (Рис.1) Напоминанию: переверните цветок цветной стороной вниз и положите на подкладной лист. Теперь берите кисточку. Кисточку держите пальцами возле металлической «юбочки» и окунайте в клей и равномерно намазывайте им цветок. Намазанный цветок аккуратно возьмите двумя пальцами и приложите к середине блюда. Аккуратно прижмите сверху салфеткой и легонько вытрите лишний клей.
- Теперь приступаем к украшению краёв тарелочки. Возьмите зелёные листочки. Один из них мы наклеиваем вверху тарелочки возле его края. (Рис.2) Обратите внимания: острый край листочка смотрит на цветок. Следующий листик наклеим внизу тарелочки возле его края. (Рис.3) А острый край листочка снова смотрит на цветок. Ещё один лист наклеим слева возле края тарелочки. (Рис.4) А куда смотрит острый край листка? (ответы детей). Последний листик наклейте справа, и проследите, чтобы его острый край был направлен в нужную сторону. (Рис.5)
Воспитатель: Какие красивые у вас получились тарелочки! Сейчас мы разложим их на столе. Пусть клей высохнет хорошенько. А после мы их отправим посылкой жителям волшебной страны. Может быть, волшебница Флора увидит наши работы, заметит их красоту и излечиться от страшной болезни.
Подводятся итоги занятия.
Непосредственно-образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
у детей первой младшей группы
на тему: «Мишка в гости к нам пришел»
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
- Образовательная: учить различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные анализаторы.
- Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике.
- Развивающая: развивать память, логическое мышление, сообразительность пространственное воображение, общую и мелкую моторику.
Принципы обучения и воспитания: доступности, активности, систематичности и последовательности, наглядности.
Методы обучения и воспитания: игровой, словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: игрушка мишка, набор геометрических фигур на каждого ребенка, тележка с разными колесами, счетные палочки.
Ход НОД:
(Дети усаживаются на ковер вместе с воспитателем. Перед детьми сидит мишка, а рядом с ним разные колеса).
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, вы его узнали? Он просит помочь ему, мишка сделал тележку, только вот тележка почему-то не едет и он не может понять почему. Поможем, ребята, разобраться, почему же не едет тележка? Тогда давайте её рассмотрим.
(Воспитатель показывает тележку, у которой одно колесо круглое, а другое квадратное.)
- Посмотрите внимательно на колеса. Какой они формы? Одинаковой или разной?
- Колеса разной формы, круглой и квадратной. А чтобы тележка поехала, какой формы должны быть колеса? (Круглой.)
- Давайте вместо квадратного колеса поставим круглое, чтобы наша тележка поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют колесо.)
- Мишка, а что это у тебя в тележке, можно посмотреть?
(Воспитатель достает конверт с геометрическими фигурами и выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает детям.)
- Ребята, какая это геометрическая фигура? Правильно, это круг. Обведите по краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы? Стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе предметы круглой формы? (Мяч, обруч, тарелка.)
-А теперь отложите в сторону круг и возьмите треугольник. Обведите треугольник по сторонам пальчиком. Что у треугольника есть? (Углы.)
- Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная крыша у дома, пирамидка) Всё верно.
(Воспитатель достает квадрат и показывает его детям.)
- А теперь отложите в сторону треугольник и возьмите такую же фигуру, как и у меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе посчитаем сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы квадратной формы? (Стол, ковер.) Правильно.
- Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте сосчитаем фигуры.
- Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он хочет с вами поиграть, вставайте все на ковер, в круг.
Мишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Меду видно не нашел.
Чтобы мед нам тот достать,
Нужно на носочки встать.
- Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте вернемся к ним. Положите перед собой треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них есть углы.) Чем они отличаются? (Если дети затрудняются, то воспитатель говорит, что у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны.)
- Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет углов и сторон.)
- Молодцы, еще у мишки есть волшебные палочки. Из них можно выложить различные фигуры. (Воспитатель выкладывает треугольник из трех палочек.) Что это за геометрическая фигура? Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня. Это, ребята, треугольник.
- А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)
- Ребята, вы все молодцы! Давайте еще раз скажем мишке, какой формы должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он сможет перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем еще раз «спасибо» и прощается до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой ситуации в первой младшей группе Тема: «Знакомство с геометрической фигурой - кругом»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация». Цель:1. Познакомить детей с кругом.2....
Конспект НОД образовательной области " Познавательное развитие" в первой младшей группе. Тема: " Волшебный песок".
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность,речь ребёнка; продолжать работу по обогащению сенсорного развития; воспитание культурно-гигиенических навыков....
Познавательное развитие во второй младшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур"
Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад № 7Московского района Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР».ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВТО...
Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»...
Конспект совместного с родителями математического досуга во второй младшей группе «Приключения в стране геометрических фигур»
Цель: Способствовать возникновению у родителей желание участвовать в игравой деятельности, демонстрируя адекватные формы игрового поведения и общения с детьми...
Конспекты занятий по сенсорному развитию детей первой младшей группы тема: «Машенька и геометрические фигуры»
Познакомить детей с геометрической фигурой – квадрат. Формировать умение узнавать предметы по форме (квадрат, круг), обозначать их в речи. Развивать умение анализировать, сравнивать,...
Проект по познавательному развитию во второй младшей группе «Подвижные игры с геометрическими фигурами»
Дети знакомятся с подвижными играми с геометрическими фигурами , осваивают их. Далее педагог включает в занятия, режимные моменты, досуговую деятельность. В ходе игр дети осваивают представления о цве...