Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Легкий-тяжелый»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче» на основе непосредственного сравнения предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_legkiy_tyazhelyy.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Легкий-тяжелый»
Цель: формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче»на основе непосредственного сравнения предметов.
Задачи:
- формировать представление о весне предметов и способах его измерения; - закреплять умение понимать соотношение рядом стоящих чисел;
- развивать познавательные интересы, логическое мышление дошкольников;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
- воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;
- поощрять интерес к математическим заданиям.
Демонстрационный материал: три одинаковых кастрюльки с разным количеством крупы, математические весы, весы детские с чашами.
Раздаточный материал: вата, камешки, три ведерка: пустое, с водой и с песком, пластмассовый и металлический шарики, бруски деревянные и пластмассовые, пакетики с крупой, опилками, землей и солью, детские пластиковые вешалки для одежды, тесьма, заготовки для изготовления весов (обрезанные донышки пластиковых бутылок, для безопасности оклеить скотчем острые края), резиновые и мягкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу занимательную историю про обезьянок и слона.
В далекой Африке жили обезьянки.
Однажды они захотели отправиться в кругосветное путешествие и построили воздушный шар, но сначала решили испытать.
Сели в корзину воздушного шара, обрубили веревку и полетели. Полетали немного и приземлились на полянку. На полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок разрешить ему полетать на воздушном шаре.
Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзину воздушного шара, обрубил веревку, а шар не взлетает. Никак не могут понять обезьянки, в чем дело?
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему шар не взлетает? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, обезьянки легче слона, а слон тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь. Как вы думаете, можно помочь друзьям? А как это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Какой же воздушный шар должны построить друзья? (ответы детей).
Воспитатель: Пока друзья (слон и обезьянки) готовят свой летательный аппарат к полету, мы приготовим для них кашу. (На столах стоят три одинаковые кастрюльки. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая - до половины, третья - на треть. Все кастрюли закрыты крышками).
Воспитатель: Ребята, на столах стоят по три одинаковых кастрюльки, но в них разное количество еды. Для слона, самая тяжелая кастрюлька, для большой обезьянки, кастрюлька полегче, чем у слона. А для маленькой обезьянки - самая легкая кастрюлька. Как мы можем определить в какой кастрюльке сколько каши, не открывая их? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы узнать для кого какая кастрюлька, нужно взять их в руки и определить по весу. Давайте попробуем? Подойдите к столам и определите, где, чья кастрюлька, но не забудьте, что крышки мы не открываем (работа в тройках - дети взвешивают кастрюльки руками, определяя, кому какая предназначена и ставят кастрюльки перед картинками животных).
Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили (дети поднимают крышки с кастрюль.) Почему вы так думаете?
Конечно, ведь одна кастрюлька полная, вторая кастрюлька заполнена наполовину, а третья кастрюлька практически пустая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно определили для кого какая кастрюлька!
Дети, напомните мне, что же нужно сделать, чтобы слоненок тоже смог летать на воздушном шаре? (ответы детей) Конечно, надо сделать для него большую корзину, а самое главное, большой воздушный шар, ведь слон тяжелее обезьянок.
Ребята, посмотрите, какой из шаров подойдет для слона? (дети выбирают из предложенных шаров самый большой и корзину самую большую).
Посмотрим, правильно ли вы выбрали шар, сможет ли слон на нем полететь? Полетал слон и приземлился на полянку к друзьям, все были очень рады! Вот мы с вами и помогли друзьям.
Воспитатель: Скажите, дети, а как еще мы можем определить какой предмет легче, а какой тяжелее? (ответы детей).
Сейчас я вам покажу ещё один способ. Подойдите к столам и возьмите в руки комочек ваты и камешек. Что легче? Что тяжелее? Сейчас мы проверим. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? А теперь подуйте на камешек. Легко ли с ним справиться? Почему? (ответы детей). Значит, камень тяжелее ваты, а вата легче камня.
Физминутка «Камень и пушинка».
Под аудиозапись дети по словесному сигналу воспитателя «пушинка», бегают врассыпную на носочках по залу, а по словесному сигналу воспитателя «камень» - присаживаются на корточки.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, как сравнивать предметы по тяжести. На столах стоят разные предметы, определите, какие из них тяжелые, а какие легкие и выставите их в порядке возрастания (дети работают в тройках).
1) Сравнение по тяжести одинаковых ведёрок: с ракушками и с водой, с водой и с песком, с ватой и с орешками (дети поднимают их, сравнивают).
2)Сравнить по тяжести шарики: пластмассовый, деревянный и стеклянный; конусы: деревянный и пластмассовый; кубики: один пустой, а другой с водой.
3)Сравнение по тяжести пакетиков: с солью и крупой, с опилками и песком.
Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно узнать точный вес предметов? А где вы встречали весы? Посмотрите вот у меня весы, сейчас мы взвесим пакетик с опилками и ватными шариками. Как вы думаете, что легче? А что тяжелее?
А ещё бывают математические весы. На них можно взвесить цифры (сравнение с помощью математических весов).
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, можно ли сделать весы самим? Самые простые весы можно сделать самим, я вас научу. Показ и изготовление весов из вешалок и заранее сделанных заготовок («корзиночки» из донышек бутылок, тесьма).
Воспитатель: Весы готовы! Сейчас мы можем взвесить наши игрушки (воспитатель предлагает выбрать детям игрушки, которые они будут взвешивать).
Воспитатель: Вот мы с вами, как настоящие исследователи, разобрались, что предметы бывают легкие и тяжелые, научились определять, что легче, а что тяжелее, и даже сами сделали весы.
Итог.
А теперь давайте вспомним, что мы сегодня исследовали?
Почему слон не смог взлететь на воздушном шаре?
С помощью чего можно взвесить предметы?
Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию ( формированию элементарных математических представлений) в старшей группе « Письмо от королевы Математики».
Итоговое занятие по программе Вераксы в старшей группе....
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»
Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:· закрепить название геометричес...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по подгруппам по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на основе сюжета сказки «Заюшкина избушка»
Занятие по формированию эментарных математических представлений в старшей группе на основе сказочного сюжета...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе. Тема: Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕдетский сад №84 комбинированного вида(МБДОУ д\с №84 комбинированного вида) г.п. Одинцово 2019г.Воспитатель: Киселева О.Н. К...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений в старшей группе) на тему: Квест – игра «Путешествие к Мистеру Математику»
Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.- формировать навыки вычислительной деятельности;-упражнять детей в прямом и обратном счете в пре...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Поможем слоненку мамонтенку»
Здесь можно найти конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе н...