Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр математического содержания
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Данилова Софья Николаевна

«Формирование представлений о количестве и счете у детей
старшего дошкольного возраста посредством использования игр
математического содержания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3» компенсирующего вида

Сообщение из опыта работы:

«Формирование представлений о количестве и счете у детей
старшего дошкольного возраста посредством использования игр
математического содержания».

Воспитатель:

1 квалификационной категории Данилова Софья Николаевна

Дзержинск, 2018

Роль игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя, использования мыслительного процесса.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

  1. занятия в форме дидактических игр;
  1. занятия в форме дидактических упражнений;
  2. занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте - практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Дидактические игры делятся на:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры;

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры-головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Итак, существуют различные методы и приемы, помогающие формировать у детей элементарные математические представления. Ведущая роль среди них отводится занятиям в форме дидактических игр и упражнений.

Ученые и методисты сходятся во мнении, что полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Формировать элементарные математические представления необходимо с раннего возраста в процессе систематической подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Дидактическая игра "Сказочный счет" по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста

Данная игра поможет воспитателю в игровой форме закрепить знания о количестве и счете у детей....

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Опыт «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога черезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива  не должна носить эпизод...

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...