Формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровых центров
материал

Бабынина-Иванисова Елена Владимировна

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.4).

От правильного выбора профессии выигрывает как общество (получает целенаправленного общественно полезного гражданина), так и личность, которая испытывает удовольствие от работы и имеет широкие возможности для самореализации. В связи с этим особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности, формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_babynina_e_v.docx112.02 КБ

Предварительный просмотр:

Бабынина Елена Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской области

Формирование представлений

о профессиональной деятельности взрослых

у детей старшего дошкольного возраста

посредством организации игровых центров

Автор опыта:

                                                        Бабынина Елена Владимировна, воспитатель                                                                                      
                                муниципального дошкольного
                                            образовательного учреждения Центр

                                                    развития ребенка - детский сад «Сказка»
                                  п. Ивня Белгородской области

п. Ивня

2024

Содержание

  1. Информация об опыте…………………………………………………...3
  2. Технология описания опыта…………………………………………….8
  3. Результативность опыта………………………………………………...15
  4. Библиографический список…………………………………………….17
  5. Список приложений…………………………………………………….18

        

1. Информация об опыте.

1.1. Условия возникновения, становления опыта.

Данный опыт работы был сформирован в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня, Белгородской области. Центр развития ребенка является звеном системы образования поселка Ивня, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста. Здание детского сада типовое, двухэтажное. Расположено вдали от промышленных предприятий. Вблизи детского сада находятся МБОУ СОШ №1, детская библиотека.

Содержание деятельности дошкольного учреждения определяется Основной образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 г.
№ 2/15). Программа в ДОО реализовывалась до сентября 2023 года, а с сентября 2023 года начала реализацию образовательной программы на основе ФОП ДО. В содержательной части программы используется программно-методический комплект программ ФОП ДОО. В части, формируемой участниками образовательных отношений ‒ ряд парциальных программ, направленных на реализацию качественной деятельности по обеспечению всестороннего развития ребенка, одной из которых является программно-методическое пособие по познавательному развитию детей дошкольного возраста «Здравствуй, мир Белогорья» под редакцией
А.А. Бучек, Л.В. Серых. О.В. Пастюк. Важным направлением данного пособия является знакомство дошкольников с миром профессий и труда с учетом регионального компонента.
 

Профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, выстраиваются отношения человека с внешним миром, проявляется интерес к профессиональной деятельности взрослых и подражание им.

Проводя работу с родителями о важности организации деятельности по ранней профориентации детей в дошкольном учреждении, педагоги убедились в высокой востребованности данного направления работы, а также необходимости его развития, т.к. многие родители хотят видеть своего ребёнка грамотным, социально активным, способным к саморазвитию и имеющим базовый фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.

Для определения исходного уровня знаний дошкольников по ранней профориентации автором опыта был проведен мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий 
Г. А. Урантаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», который показал, что 10% детей имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиональной деятельности взрослых, 24% ‒ средний уровень, 66% ‒ низкий уровень. Знания о труде взрослых детей с низким уровнем имели отрывочный или искаженный характер. Дети зачастую не знали, кем работают их родители, чем они занимаются. На вопрос «Где работает мама/папа?», в большинстве случаев, воспитанники отвечали «На работе». На вопрос «Кем работают родители?» только 17% детей давали правильный ответ. Значительная часть дошкольников не имели полных знаний о труде взрослых. Они не всегда могли охарактеризовать труд взрослых, опускали действия при изложении последовательности организации труда.

Анализ результатов мониторинга представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых позволил сделать вывод, что знания детей в этой области требуют совершенствования. Таким образом, появилась необходимость повышения эффективности образовательного процесса по ранней профессиональной ориентации дошкольников в различных видах деятельности.

С целью ранней профориентации дошкольников автором опыта была проведена работа по созданию детских центров, целью которых является ознакомление с миром профессий; приобретение первичного практического опыта по некоторым видам трудовой деятельности; определение значимости профессий для других людей; расширение и обобщение представлений детей о профессиях, структуре трудового процесса (цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда); развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых.

Актуальность опыта.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.4).

От правильного выбора профессии выигрывает как общество (получает целенаправленного общественно полезного гражданина), так и личность, которая испытывает удовольствие от работы и имеет широкие возможности для самореализации. В связи с этим особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности, формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В данном Постановлении указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача  осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья
(п. 2.7).

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и отсутствием системы работы в процессе формирования представлений старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребностей дошкольников в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых в процессе организации детских игровых центров.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2021 – по декабрь 2024г.

I этап – начальный – с сентября 2021 г. по январь 2022 г.

Целью начального этапа стало обнаружение проблемы, анализ развивающей предметно-пространственной среды, определение целей и задач, изучение теоретического материала, подбор методик, составление плана работы, организация совместной работы с родителями.

II этап – основной - с января 2022 г. по сентябрь 2023 г.

На основном этапе была проведена апробация системы работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в детских мастерских.

III этап – заключительный – с сентября 2023 г. по декабрь 2024 г.

На заключительном этапе проведен анализ достижения цели и решения задач по формированию представлений по ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. Оформление результатов работы в виде методических материалов. Подведение итогов, мониторинг представлений дошкольников о мире профессий, изучение мнения родителей о результативности проведенной работы по ранней профориентации дошкольников.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности: игровой, образовательной, познавательной, творческой, театрализованной в детских игровых центрах.

Теоретическая база опыта.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется в рожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.

В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И., Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А.,
Шахманова А.Ш.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.

С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) [4].

Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностным и качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В.И. Логинова делает упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду [9].  

На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Л.В. Куцакова и Т.А. Шорыгина рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности [7,16].    

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

1.Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2.Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
(Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3.Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамеры.

Степень новизны.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по созданию условий для формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых через использование разнообразных видов деятельности в детских мастерских у детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика условий, в которых возможно применение

 данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования при работе детьми старшего дошкольного возраста, при организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с детьми. Для успешной реализации данного опыта необходимо создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды.

  1. Технология опыта.

Цель данного опыта: создание условий для повышения уровня сформированности у дошкольников 5-7 лет социально-трудовых компетенций в области ранней профориентации посредством использования в образовательном процессе детских игровых центров.

Вытекающие отсюда задачи:

1.Углубить представления детей о разнообразии мира профессий.

2.Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей.

3.Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.

4.Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.

5.Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

6.Содействовать взаимодействию ДОУ с социумом по вопросам профориентации детей дошкольного возраста.

7.Разработать цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через внедрение современных технологий по социализации дошкольников: «Клубный час», «Ситуации месяца», «Социальные акции» и в процессе социального партнёрства, а также тесного взаимодействия с родителями.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области, поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий. Таким образом, выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является основой многих специальностей.

С этой целью автором опыта был разработана система использования детских игровых центров, которые представляют собой специальную развивающую среду, созданную с учётом специфики каждой профессии и предоставляющую условия для моделирования различных профессиональных ситуаций.

Каждый игровой центр предполагает знакомство детей с многообразием профессий различной направленности, а также представить, какими могут быть профессии будущего.

Развивающая среда детских игровых центров представлена разнообразными материалами: дидактическими играми, демонстрационными материалами (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы), технологическими картами сюжетно - ролевых игр, схемами сюжетных линий игр, тематическими игрушками и оборудованием, костюмами, лэпбуками, художественной литературой, материалами для практической деятельности дошкольников и т.д.

Деятельность в игровых центрах выстраивается по определенному алгоритму: создание условий для мотивации детей, формулирование целей, подбор нужных средств, реализация, получение результатов, подведение итогов, рефлексия и выход на самостоятельную деятельность ребенка.

Исходя из интересов дошкольников, в группе были созданы следующие игровые центры: «Мастер-шеф», «Салон красоты», «Семейный врач», «Автомастерская».

В детских игровых центрах созданы условия для полного понимания той или иной профессии, предоставлена возможность погрузится в профессию через все виды детской деятельности. 

  1. Игровой центр «Мастер – шеф». Ориентирован на профессию повар.

Цель: через игру закреплять и углублять интерес детей к профессии повара, воспитывать уважение к труду, умение работать в коллективе, расширять кругозор, развивать творческое мышление, воображение.

Уголок оснащён:

1. Игровой модуль «Кухня»: плита, мойка.

2. Посуда: кастрюли, сковородки, микроволновка, чайник, миксер, тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи; разделочные доски; салфетки.

3. Продукты: овощи, фрукты, хлеб и т. д.

4. Униформа для повара (фартук и головной убор).

5. Книги с рецептами.

6. Альбомы.

7. Схемы с пошаговой инструкцией рецептов приготовление элементарных блюд.

Работа с родителями: пополнение изготовление атрибутов с привлечением родителей (плита, рабочий стол, и т. д.).

Выставка рисунков «Я готовлю дома с мамой».

Консультация для родителей: «Игры на Кухне», «Готовим дома», «Маленький повар или чем занять ребенка на кухне».

Изготовление альбома с рецептами.

Конкурс для родителей «Лучший рецепт салата».

  1. Игровой центр «Салон красоты» 

Ориентирован на профессию парикмахер.

Цель: расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера; закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства, взаимной поддержки; продолжить развитие способности использовать игровую композицию в процессе социально – бытовых действий; продолжать обучение сопровождать игровые действия речью; закреплять правила поведения в общественном месте;

Уголок оснащён:

1. Стол парикмахера.

2. Оборудование для парикмахера.

3. Полка с оборудованием для разных мастеров салона.

4. Журналы, буклеты, брошюры, где можно выбрать: стрижку, прическу, подобрать краску и др.

Работа с родителями:

Пополнение атрибутов с привлечением родителей;

Выставка рисунков «Если б я был парикмахером», «Мамина любимая причёска».

Консультация для родителей: «Профессия парикмахер».

Помощь в создании буклетов, журналов, каталогов причёсок и укладок. Мастер - класс «Причёска для своего ребенка».

  1. Игровой центр «Семейный врач». 

Ориентирован на профессию медицинский работник.

Цель: расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Уголок оснащён:

1. Градусник;

2. Щириц без иголки;

3. Ложечка для проверки горла

4. Бинты, вата, марлевые салфетки;

5. Ватные палочки;

6. Фонендоскоп;

7. Куклы медсестра, врач;

8. Талончики к врачу;

9. Рецепты на лекарства;

10. Медицинские халаты;

11. Аптечка;

12. Журнал обследования;

13. Пустые коробочки из-под лекарств;

14. Карманный фонарик (для ЛОРа, для осмотра ушек)

15. Молоточек (для невропатолога);

16. Таблица для проверки зрения;

17. Схемы, картинки, раскраски и познавательные книги о профессии врача.

18. Книги о ЗОЖ, энциклопедии, «Букварь здоровья»;

19. Папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;

20. Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно поделиться с другом» (о личных вещах, «Фоторобот» (составление портрета по частям, «Узнай на ощупь», «Кубик» (развитие мимики, «Определи настроение», «Определи по прическе (части лица)», «Удивительное лицо», «Хорошо-плохо», «Какой я?», «Определи правильную осанку и опиши ее», «Можно - нельзя» и пр.

Работа с родителями: изготовление атрибутов с привлечением родителей, помощь в приобретении дидактических игр.

Выставка рисунков «Моя будущая профессия».

Консультация для родителей: «Витамины для детей», «Осторожно «Ходит» Грипп!».

Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессии врача.

  1. Игровой центр «Автомастерская». 

Ориентирован на профессию автомеханик.

Цель: Воспитывать интерес и уважение к труду авто мастера, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения.

Уголок оснащён:

1. Альбомов «Автомастерская»;

2. Дидактические игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?», «Подбери инструмент».

3. Набор транспортных средств разных размеров (игрушки - различные виды транспорта, машины специального назначения);

4. Тележка обкатная для ремонта.

5. Спец. одежда.

6. Автомобильные аптечки;

Работа с родителями: изготовление и приобретение атрибутов с привлечением родителей (машины, инструменты, форма и т. д.)

Выставка поделок из бросового материала и рисунков «Я авто мастер».

Консультация для родителей: «Вы, ребёнок и автомобиль».

  1. Игровой центр «Дорожной безопасности». 

Ориентирован на профессию сотрудник ГИБДД.

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.

В уголке находятся:

1. Набор транспортных средств разных размеров (игрушки - различные виды транспорта, машины специального назначения, железная дорога;

2. Наборы мелких игрушек для режиссерских игр детей; набор дорожных знаков (в том числе для магнитной доски или фланелеграфа): информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети», «Пешеходный переход» и др.; запрещающие знаки – «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Подача звукового сигнала запрещена» и др. ; предписывающие знаки и знаки особых предписаний – «Движение прямо», «Движение направо», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» и др. ; информационно указательные знаки – «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и др., знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»

3. Плакаты по теме «Правила дорожного движения»;

4. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации с различными видами транспорта, светофор, дорожные знаки;

5. Сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); магнитная доска или фланелеграф для моделирования ситуаций на дороге;

6. Картотеки загадок и стихов о правилах дорожного движения, различных видах транспорта, дорожных знаках;

7. Наборы коллажей для речевого творчества детей по тематике ПДД;

8 Мнемотаблицы, составленные детьми совместно с педагогом по тематике ПДД (в том числе для заучивания стихотворений);

9. Макет улицы с обозначением тротуара и

макет перекрестка с набором различных игрушечных видов транспорта, игрушка светофор, фигурки людей, маленькие дорожные знаки;

10. Макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, схема микрорайона;

11. Макет светофора (желательно с переключающимися сигналами, действующий от батарейки или электросети);

12. Схемы жестов регулировщика;

13. Дидактические игры («Правила дорожного движения», «Поставь дорожный знак»,  «Разрешается -запрещается», «Перекресток»,  «Лабиринт»

 (использование условно схематических изображений для ориентировки в пространстве, «Четвертый лишний» и др.);

14.Настольно-печатные игры («Азбука пешехода», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Час Пик» и др.);

15.Пазлы, лото, домино по темам «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Транспорт»;

16. атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Транспорт»;

17.Картотека подвижных игр («Перекресток», «Светофор»,  «Автомобили»,

 «Перейди улицу», «Машины и пешеходы», «Слушай сигнал» и др.);

18. Альбомы детского творчества (рисунки транспортных средств, дорожных знаков, перекрестка, «зебры», опасных ситуаций на дороге и др.);

19. Мини-плакаты по правилам дорожного движения, созданные детьми или в совместной деятельности с педагогом;

20. Фотоальбом «Наша улица» (где расположен детский сад);

21.Альбомы совместных работ детей со взрослыми (педагогом, родителями) (макеты «Улица, на которой я живу», маршруты «Безопасный путь от дома до детского сада», рисунки «Опасные ситуации на дороге» и др.).

Работа с родителями:

изготовление и приобретение атрибутов с привлечением родителей (автомобилей разных размеров, дидактических игр, альбомов, мини плакатах, настольно-печатных игр и т. д.);

Выставка семейных рисунков «Моя улица»;

Консультация для родителей: ««Родителям старших дошкольников о правилах дорожного движения» (вместе с родителями, выделять опасные места и находить способы безопасного поведения в этих местах);

Анкетирование родителей «Примерный ли вы пешеход». Приобретение светоотражающих элементов для верхней одежды.

Создание Литературной гостиной «Что можно почитать детям о ПДД».

Музыкальный досуг совместно с родителями «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

Большим интересом у воспитанников пользуются красочные лэпбуки «Инспектор ГИБДД», «Полиция», «Больница», разработанные с целью расширения и обобщения представлений детей о труде людей разных профессий (пожарный, полицейский, врач, орудиях труда, трудовых действиях) в занимательной игровой форме. Лэпбуки содержат: игры, раскраски, загадки, познавательный материал (место работы, орудия труда, плюсы и минусы профессии, словарик профессий, историй профессий).

Детский сад регулярно посещают сотрудники ГИБДД, МЧС, которые проводят профилактические беседы, участвуют в играх и занятиях. Главной целью таких встреч является обучение подрастающего поколения правилам безопасного поведения и осторожности, предотвращение возможных экстремальные ситуации. В ходе встреч воспитанники имеют возможность задавать интересующие их вопросы, вживую посмотреть на автомобили сотрудников ГИБДД и пожарных, примерить форму. Подобные мероприятия проходят систематически и способствуют сознательному формированию у детей правил поведения в опасных ситуациях.

Для ознакомления детей с трудом взрослых в игровых центрах были использованы разнообразные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  

В практической деятельности все методы применялись не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что организация деятельности в детских игровых центрах  предусматривает интеграцию образовательных областей. Так, в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организовано выполнение физических упражнений. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность   включаются игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик». Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

В рамках организации деятельности в детских игровых центрах  широкое применение нашла технология «Гость группы», которая предполагает участие в образовательной деятельности родителей воспитанников. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, а также прививают детям определенные культурные ценности. Организация подобных встреч позволяет представителям различных профессий поделиться своими знаниями, умениями, что помогает детям расширить и систематизировать знания и представления о профессиях, в том числе, и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

Таким образом, создание детских игровых центров позволяет построить образовательное пространство для каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем в играх, в выборе деятельности. В процессе занятий в мастерской у ребенка закладываются основы таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является определяющим условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе. Невозможно описать восторг детей, когда они занимаются тем, что обычно является трудовой деятельностью взрослого человека, и начинают гордиться результатом своей работы; к ним приходит понимание, что все люди трудятся на благо других людей, и они сегодня тоже сделали что-то полезное.

3.        Результативность опыта.

После проведенной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями с помощью организаций детских игровых центров, с целью определения уровня у детей старшего дошкольного возраста сформированности представлений о профессиях использовали методику Г.А. Урантаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». Результаты исследования приведены в таблицах.

Критериями данной методики являлись:

1.Характер представлений о труде взрослых (выразительность и адекватность экспрессивных действий: речевых, пантомимических, жестовых, мимических).

2. Отношение детей к труду взрослых (содержательность представлений об орудиях труда, полнота, внешность вида, результата труда, трудовых действий).

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня сформированности

представлений   о труде взрослых

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня сформированности

 отношений детей к труду взрослых

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня сформированности

 отношений родителей (законных представителей)

к знакомству детей с ранней профориентацией

Полученные результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых и процессе его организации.

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность формирования о профессиональной деятельности взрослых в процессе организации детских игровых центров у детей старшего дошкольного возраста. 

                                             

Библиографический список

1.  Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с.

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика Синтез, 2010. – 80 с.

3. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44.

4. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. – М.: Инфра-М, 2016. – 146 с.

5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно - методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.

6. Кузина, А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 05.05.2009 / А.Ю. Кузина. – СПб.: Изд-во «Лема», 2009. – 24 с.

7. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. – М: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов.

9. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В.И. Логинова. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.142-153.

10. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т.В. Потапова. – М.: Сфера, 2015. – 64 с.

11. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987 – 96с.

12. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации [Текст] /Гришаева Н.П. Методическое пособие – М.: Вента Граф, 2015. – 128 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ra/dbminobr/mo/Data/d_i3/rn li55.pdf.

14. Шаховская, Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования [Текст] / Н.Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 2. – С. 43-48

15. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном, 2013.

   

Список приложений

Приложение № 1. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик

«Представления о труде взрослых».

Приложение № 2. Квест-игра «Путешествие в мир профессий».

Приложение № 3. Мастер-класс по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий».

Приложение  № 4 Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями».

Приложение 1.

Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

Критерии:

Характер представлений о труде взрослых.

Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Для чего люди ходят на работу?

Что такое профессия?

Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?

Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей

Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

                                                                                                           Приложение 2

                                                                                                           

Квест-игра «Путешествие в мир профессий»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения ко всем профессиям.

Задачи:

• Расширять представления детей о всех профессиях

• Формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых.

• Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;

• Закреплять умения взаимодействовать со сверстниками в командных играх;

• Обогащать и создавать условия для разнообразия сюжетно-ролевых игр;

• Обогащать, активизировать словарь детей по теме «Профессии»;

• Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку и его труду.

Ход игры

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три!

А потом пойдем налево - раз, два, три!

В центре круга соберемся - раз, два, три!

И на место все вернемся - раз, два, три!

Улыбнемся, подмигнем, весело играть начнем.

Выход Незнайки. Незнайка вбегает с рисунками «Профессии».

Ведущий: Здравствуй, Незнайка! Что это у тебя?

Незнайка: Здравствуйте! У меня беда случилась, меня исключили из страны Трудолюбия. Я захотел попробовать себя в разных профессиях: даже нарисовал всех (перепутанные профессии), вот посмотрите. А жители обиделись и исключили меня (плачет). А что же теперь мне делать, как вернуться в страну Трудолюбия? В помощь волшебница страны Трудолюбия дала мне какую – то бумажку (показывает карту).

Ведущий: А что это у Незнайки? (карта)

Незнайка: Только я никак не могу в ней разобраться. Может вы поможете мне (ответы)

Ведущий: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь Незнайке? (отправимся в путешествие по карте, узнаем много нового и интересного и расскажем Незнайке).

Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Трудолюбия. На вашем пути будут встречаться разные приключения и испытания. Постарайтесь правильно выполнять задания и отвечать на вопросы, и тогда вы сможете помочь Незнайке. За каждое правильное выполненное задание вы получите элементы пазла и ключи для следующих заданий.

Ведущий: Ну что, ребята, вы готовы к путешествию?

Тогда отправляемся. Куда же нам двигаться? (нам надо посмотреть на карту). Что мы видим на первой станции (нарисован кроссворд).

1 Станция «Кроссворд»

Перед ребятами (на экране) висит кроссворд. Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, появляться слова по горизонтали.

1.Скажи кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Вкусные котлеты,

И салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

2. Кто в дни болезней

всех полезней -

И лечит нас от всех болезней? (врач)

3. У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра и кисть,

И бумаги плотный лист,

А еще - мольберт-треножник,

Потому что я … (художник)

4. Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку.

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (шофер)

5. Он дает нам знания,

Отметки выставляет,

От нас в ответ признание

Все время получает.

Наставник, предводитель,

Любимый наш …. (учитель)

6. За сметану и хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт (кассир)

7.Он в скафандре со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый! (космонавт)

8.Кирпичи кладет он в ряд -

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

9.Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской!

У него в руке ведро -

Сам расписан он пестро! (маляр)

Когда кроссворд разгадан, то по вертикали ребята смогут прочитать слово «ПРОФЕССИЯ». В награду дети получают следующую часть пазла.

Ведущий: Вот мы с вами ребята подошли к дому Мастеров, в нем живут люди разных профессий. Хотите узнать, кто здесь живёт? Но сначала вам нужно догадаться, к каким профессиям относятся слова, которые я сейчас буду вам зачитывать. Смотрите внимательно (когда дети отгадывают профессию, появляется картинка).

2 станция «Угадай профессию».

1. Самолет, форма, штурвал. (Пилот)

2. Дети, игрушки, занятия. (Воспитатель)

3. Кисти, краски, полотно. (Художник)

4. Граница, собака, охрана. (Пограничник)

5. Кастрюля, продукты, выпечка. (Повар)

6. Огонь, шланг, вода. (Пожарный)

7. Стрижка, причёска, укладка, ножницы (Парикмахер)

8. Фонендоскоп, белый халат, лекарства, поликлиника (Врач)

9. Ткань, ателье, нитки, швейная машинка (Швея)

10. Касса, продукты, прилавок.  (Продавец)

(дети получают фрагмент пазла)

3 станция «Герои книг».

Задание «Герои книг». Командам предлагается отгадать профессии литературных героев. Каждая правильно угаданная профессия оценивается в два жетона.

1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки (доктор)

3. Кем был старик из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина? (рыбак)

4. Назовите профессии двух сестер – злодеек из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина (ткачиха, повариха)

5. Профессия коротышки из Цветочного города по имени Тюбик (художник)

6. Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)

7. Профессия хитрецов из сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» (портные)

8. Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного города (врач)

9. Профессия дяди Степы из стихотворения С. В. Михалкова (милиционер)

10. В кого превратила фея крысу в сказке Шарля Перро «Золушка»? (кучер)

11. Кто спас Красную Шапочку? (охотники)

12. Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыканты)

4 Станция «Спортивная»

Детям нужно пройти все испытания:

Ведущий: Ребята, мы все любим цирк. А вы знаете ребята, чтобы нас удивить в цирке, артистам нужно много работать и очень многое уметь!

Дети делятся на 4 команды.

1. Вращение обруча на руке (задание для 1 команды)

Ведущий:

2. Артисты цирка совершают чудеса! А, жонглёры самые ловкие из них! Подбрасывание мяча одной рукой - ловля другой) (задание для 2 команды)

Ведущий: Чудеса совершают и люди спасательных профессий. Назовите такие профессии (дети называют).

3. «Силачи» - провисеть на штанге как можно дольше (задание для 3 команды)

4. «Ловкие ребята» - кто дольше всех выполнит прыжки через скакалку. (задание для 4 команды).

Дети получают последний фрагмент пазла.

Ведущий: Дети, на столе разложены картинки различных профессий. Ребенок  выбирает себе одну картинку (с перевернутым вниз изображением) и показывает действия профессии. Остальные  угадывают профессию и называют как можно больше действий, которые выполняет человек этой профессии.

5 станция Пантомима «Покажи профессию и назови действия».

1. Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

2. Маляр – выбирает цвет, размешивает краски, красит.

3. Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

4. Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

5. Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

6. Почтальон – разносит почту, сортирует газеты и посылки,

7. Строитель – размешивает раствор, кладет кирпич, выравнивает стены.

8. Швея – измеряет ткань, отрезает, делает примерки.

Незнайка показывает пантомиму воспитателя, а действия называют все участники команд.

Воспитатель – учит, воспитывает, заботится, играет, танцует, поет.

За выполнение задания и перехода на следующую станцию дети получают по одному ключу.

6 Станция «Поварята»

Перед детьми две большие кастрюли из картона и набор карточек с продуктами.

На этой станции ребятам предлагается с повязкой на глазах определить крупы. Выполнив задание без единой ошибки, дети получают часть пазла.

За выполнение задания и перехода на следующую станцию дети получают по одному ключу.

7  Станция танцевальная «Флешмоб» (проводит Незнайка).

8 станция «Закончи пословицу».

Кто не работает, …. (тот и не ест).

Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).

Труд человека кормит, … (а лень портит).

Кто любит труд, … (того люди чтут).

Без труда не вытащишь … (и рыбку из пруда).

В труде рождаются … (герои).

Человек живет век, … (а доброе дело – два).

Славен человек не словами… (славен делами).

Родина славит тех… (кто трудится для всех).

Птица крепнет в полете… (а человек - в труде).

Счастье не в воздухе вьется… (а трудом достается).

Не от росы урожай… (а от поту).

Хвались не тем, что можешь сделать… (а тем, что уже сделал).

Деревья смотри в плодах… (а человека - в делах).

Землю красит солнце… (а человека – труд).

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит… (а тот, кто по ней с сохой ходит).

9 станция «Собери слово».

(дети  получают конверты с набором из 7 букв и составляют из них названия профессий и чем занимаются люди этих профессий)

ДТАКВАО (адвокат)

ГИНООЛК (кинолог)

ОЕГДЛОП (логопед)

УЛТСИОК (окулист)

Ведущий: Молодцы, вы  получаете еще один фрагмент пазла.

10 станция «Буква-профессия»

На экране появляются буквы. Вам нужно назвать как можно больше профессий, которые начинаются с буквы, показанной на экране (30 сек на размышление).

• Буква «Т»- токарь, танкист, тракторист, туроператор.

• Буква «К»- космонавт, косметолог, контролёр, крановщик, кузнец.

• Буква «С»- столяр, стюардесса, слесарь, сантехник

• Буква «П» - повар, портной, пекарь, парикмахер.

За выполнение задания и перехода на следующую станцию дети команды получают по одному ключу.

Ведущий: Ну, вот и пройдены вами маршруты, игра подходит к завершению. И пришло время собрать пазл и посмотреть что получиться, а потом на мольберте составить слово.

Дети собирают пазл и составляют слово «Кондитер».

В зал заходит кондитер с коробкой.

Кондитер: «Вы прошли все испытания и узнали название моей профессии. Вы большие молодцы! Примите сладкий сюрприз».

Подведение итогов игры

Ведущий: Вот и наша игра подошла к концу! И мы можем подвести наш итог. Сегодня вы вспомнили очень много интересных профессий. Невозможно определить самую важную и нужную из этих профессий. Все они необходимы и полезны! Главное, чтобы человек той или иной профессии любил свое дело, и добросовестно выполнял свои обязанности!

Профессии бывают разные.

Но все они такие важные!

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр и монтер.

Все профессии важны,

Все профессии нужны!

Приложение 3

Мастер-класс по теме: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей.

Задачи:

-Ознакомление с миром профессий;

-Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

-Ознакомление с правилами выбора профессии;

-Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.

Все профессии очень разные –

Трудно сделать выбор порой.

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбой.

                           Галактионова К.

     Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий».

   Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Как известно, профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребенка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в практике используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является игра, которая является  одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Кинорежиссер Григорий. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «я».

А сейчас, предлагаю вам ряд игр, которые вы можете применить в своей педагогической деятельности.

Игра «Волшебная палочка»

       Участники стоят в кругу и передают по кругу мяч из рук в руки, при этом ведущий называет профессию, а участники быстро называют предмет, который относится к этой профессии. Например: доктор – градусник.

            Учитель – доска, мел, учебник…

            Строитель – кирпич, каска…

            Музыкант – ноты, скрипка…

            Шофер – машина, руль, рычаг…

            Продавец – касса, деньги…

            Банкир – деньги…

            Швея – иголка, нитки…и т.д.

            Фармацевт – лекарство.

Парикмахер – ножницы, краска .

Повар – кастрюли, ножи.

Стюардесса – самолёт, пассажиры.

Игра «Что зашифровано»

Воспитатель предлагает угадать, что зашифровано в словах по первой букве слов.

пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.

(ПРОФЕССИЯ) 

Игра «Угадай-ка»

Коллеги ответьте на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1.На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2.Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3.Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкену? (велосипед)

4.Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

5.На чем летал старик Хатабыч? (На ковре-самолёте)

6.Личный транспорт Бабы-яги (Ступа)

7.На чем приехал в Ленинград человек  рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)

8.На чем катался Кай? (На санках)

9.В чем плыли по морям царица с младенцем в «Сказке о царице Султане»? (В бочке)

Игра «Профсловарь»

     Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся  эти группы слов.

1.Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).

2.Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

3.Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).

4.Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)

5.Ясли, детский сад, игра, прогулка

Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.

Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.

Игра «Волшебный мешочек»

     Цель: закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их

по способу использования.

     Материал: волшебный мешочек, различные атрибуты для различных профессии.

     Ход: дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска,

нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности.

 Игра «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на две части и предложены участникам.

Тот стол, кто быстрее соберет, зачитывает пословицы.

Если нет охоты- мало толку и работы.

Дело мастера боится.

Кто ловок в труде- кует счастье себе.

Тот человек в почете, чьи руки в работе.

Труд кормит, а лень портит.

Сделал дело-гуляй смело.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

На работу с радостью, а с работы с гордостью.

Главное, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.

У меня в руках волшебный мешочек, каждый из Вас достает листочек и читает название.

Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится нам всем!

Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?

(ответы педагогов)

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Как вы думаете?

Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него

 всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Разминка «Мир профессий»      

Трактор водит –. (тракторист, (Крутят воображаемый руль)

Электричку –. (машинист, (Руки на поясе, «пружинка»)

Стены выкрасил –. (маляр, (Имитируют движения покраски)

Доску выстрогал –. (столяр, (Трут ладошки друг об друга)

В доме свет провел –. (монтер, («Фонарики»)

В шахте трудится –. (шахтер, (Топают ногами)

В жаркой кузнеце –. (кузнец). (Перед собой ударяют кулаками)

Кто всё знает – молодец! (Хлопки)

  Игра «Самая – самая»                                    

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят.                                     

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

4. Самая волосатая (парикмахер...)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

6. Самая смешная (клоун, пародист...)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

       Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям, а использование театрализованной деятельности в ранней профориентации нам в этом поможет.

          Уважаемые коллеги, спасибо всем за внимание! Надеюсь, тема моего мастер-класса была актуальной и интересной для Вас. Если вы считаете, как  и я, что данный материал доступен, интересен и имеет для детей профориентационную направленность, то нарисуйте на воздушном шарике смайлика.

Приложение 4.

Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями»

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Задачи:

- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьей;

- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых;

- повышать интерес родителей к расширению своих знаний по трудовому воспитанию дошкольников.

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Детский сад является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей и т.д.

Существует много методов знакомства детей с теми или иными профессиями.

Чтение книг.  Есть много детских писателей и поэтов, которые в своих произведениях описывали различные профессии: А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».  

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.  

Читая данные книги и показывая иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку, кто такой парикмахер, строитель, шофер. Можно использовать не только стихи, а также загадки, пословицы о профессиях.

Профессии в моей семье. Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье. Историю можно проиллюстрировать старинными фотографиями. При беседах о профессиях взрослым нужно запомнить: не стоит делить род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень.

Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.

Мультфильмы и специальные видеоролики.

Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.  

Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.  

Экскурсии.

Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.  

Познакомить ребенка с пожарными, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или, когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.  Хочу такой сайт

Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.

В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).  

Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.  

Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В детском саду обычно есть игровые модули: кухни, магазины, парикмахерские и т. д. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями разных мероприятий. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе. Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает успешной социализации личности, найти свое место в обществе.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.  

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского сада или ресторана и прочее.  

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарный, машинист поезда и пр.  

4. Ответить на вопрос ребенка об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.  

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.  

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.  

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

Формирование представлений на тему: " Мир профессий" у детей младшего дошкольного возраста, посредством сюжетно-ролевой игры, в интеграции с познавательной деятельностью.

Цель:  Формирование познания на тему профессий, у детей младшего дошкольного возраста, через сюжетно-ролевою игру.Задачи: 1. Развивать воображение, внимание, логическое мышление.2. Способствовать...

Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр математического содержания

laquo;Формирование представлений о количестве и счете у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования игрматематического содержания»....

Опыт «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога черезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива  не должна носить эпизод...