«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста»
рабочая программа по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития
детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr._na_3_goda.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета Заведующий МДОУ д/с №28
от «___» _____ 2019г. ___________ /Сидорова Е.В/
Протокол № _____ «___» __________ 2019
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития
детей дошкольного возраста»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 год
Автор-составитель:
Власенко Вера Викторовна,
Воспитатель средней группы №3.
Снегири, 2019
Пояснительная записка
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера. Этот яркий и привлекательный набор поможет ребятам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения весёлым и занимательным. Палочки предназначены не только для занятий математикой, они пригодятся также для освоения других образовательных областей.
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование счётных палочек Кюизенера. Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе. Создание копилки методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
- формирование познавательной мотивации обучения;
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
- вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»
- создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Задачи использования счётных палочек в ДОУ
Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:
- Образовательные:
- Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.
- Закрепление количественного и порядкового счёта.
- Освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания.
- Формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте).
- Закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).
- Развивающие. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.
- Воспитательные. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.
Направленность: Социально-педагогическая
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
Основными особенностями этого дидактического материала является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.
Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.
Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью.
Возрастные особенности:
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные 10 геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. 11 Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. 12 Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; говершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Старший и подготовительный возраст.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Объем и срок освоения:
Продолжительность реализации программы – 3 года с детьми 4-7 лет. В зависимости от познавательного развития детей материал может быть сокращён или дополнен.
Форма обучения: очная групповая.
Особенности организации образовательного процесса
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает детей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия.
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи.
Планируемые результаты освоения программы:
Дети: Развитие интеллектуально - творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, классификация)
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.
Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Педагоги:
осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
систематизация знаний детей о палочках Х. Кюизенера
Родители: обогащение знаний о палочках Х. Кюизенера
Методы исследования:
- беседы,
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации) ;
- экспериментирование.
Форма аттестации (итоговое мероприятие)
в группе с детьми в конце года.
Материально-техническое обеспечение:
Набор цветных палочек Кюизенера, картинки-схемы.
Учебный план работы с детьми средней группы
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Знакомство с палочками Кюизенера | 1 | 1 | |
2 | Разноцветные палочки | 1 | 1 | |
3 | Сушим полотенца | 1 | 1 | |
4 | Разноцветные флажки | 1 | 1 | |
5 | Бусы. | 1 | 1 | |
6 | Числа 1 и 2 | 1 | 1 | |
7 | Строительство домов | 1 | 1 | |
8 | Число 3 | 1 | 1 | |
9 | Число 4 | 1 | 1 | |
10 | Число 5 | 1 | 1 | |
11 | Скворечник | 1 | 1 | |
12 | Дачный поселок | 1 | 1 | |
13 | Елка | 1 | 1 | |
14 | Новоселье | 1 | 1 | |
15 | Дорога к дому | 1 | 1 | |
16 | Кукла Маша | 1 | 1 | |
17 | Зайка | 1 | 1 | |
18 | Строим дорожки | 1 | 1 | |
Итого | 18часов | 18часов |
Учебный план работы с детьми старшей группы
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Цветные коврики - 2 | 1 | 1 | |
2 | Играем с цветом | 1 | 1 | |
3 | Измерение с помощь палочки - мерки | 1 | 1 | |
4 | Дополни | 1 | 1 | |
5 | Запомни | 1 | 1 | |
6 | Подбери цифру | 1 | 1 | |
7 | Цветные числа | 1 | 1 | |
8 | По порядку становись | 1 | 1 | |
9 | Магазин игрушек | 1 | 1 | |
10 | Кто где живёт | 1 | 1 | |
11 | Составь число | 1 | 1 | |
12 | Весы | 1 | 1 | |
13 | Больше - меньше | 1 | 1 | |
14 | Найди дом для палочки | 1 | 1 | |
15 | Разведчик | 1 | 1 | |
16 | Конструирование цифр | 1 | 1 | |
17 | Число - головоломка | 1 | 1 | |
18 | Что пропустили? | 1 | 1 | |
Итого | 18часов | 18часов |
Учебный план работы с детьми подготовительной группы
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Мышата и сыр | 1 | 1 | |
2 | Живые числа | 1 | 1 | |
3 | Мосты через реку | 1 | 1 | |
4 | Цвет и число | 1 | 1 | |
5 | Конструируем посуду | 1 | 1 | |
6 | Покажи, как растут числа | 1 | 1 | |
7 | Рисуем палочками | 1 | 1 | |
8 | Разноцветные вагончики | 1 | 1 | |
9 | Волшебный камень | 1 | 1 | |
10 | Отгадай загадку, выбери отгадку | 1 | 1 | |
11 | Веселые зайчата | 1 | 1 | |
12 | Винни-Пух | 1 | 1 | |
13 | Домино | 1 | 1 | |
14 | Раздели фигуры | 1 | 1 | |
15 | Составь число | 1 | 1 | |
16 | Найди дом для палочки | 1 | 1 | |
17 | Больше - меньше | 1 | 1 | |
18 | На своё место | 1 | 1 | |
Итого | 18часов | 18часов |
Методы обучения:
• словесные,
• наглядные,
• контроля, самоконтроля.
Список литературы
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
- Смоленцева А. А Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.
- Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно- методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.
- Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1996.
- Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
- Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера»,Москва, Мозаика-синтез, 2010
- Л.Д.Коварова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/15/metodika-raboty-s-blokami-e-denesha-i-palochkami-kh-kyuizenera
- Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»
- Изучение опыта педагогов ДОУ
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
(в течение года)
Утверждаю
Заведующий МДОУ д/с №28
_ _________ Е.В.Сидорова
«___» __________ 2019г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного
развития детей дошкольного возраста»
(стартовый уровень)
1 год обучения
Средняя группа(4-5 лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
сентябрь | 1.Знакомство с палочками Кюизенера2.Разноцветные палочки | 1 1 | 1 1 |
октябрь | 1. Сушим полотенца 2. Разноцветные флажки | 1 1 | 1 1 |
ноябрь | 1 Бусы. 2.Числа 1 и 2 | 1 1 | 1 1 |
декабрь | 1.Строительство домов2.Число 3 | 1 1 | 1 1 |
январь | 1.Число 4 2.Число 5 | 1 1 | 1 1 |
февраль | 1. Скворечник 2. Дачный поселок | 1 1 | 1 1 |
март | 1. Елка 2. Новоселье | 1 1 | 1 1 |
апрель | 1. Дорога к дому 2. Кукла Маша | 1 1 | 1 1 |
май | 1.Зайка 2. Строим дорожки | 1 1 | 1 1 |
Утверждаю
Заведующий МДОУ д/с №28
_ _________ Е.В.Сидорова
«___» __________ 2019г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного
развития детей дошкольного возраста»
(стартовый уровень)
2 год обучения
Старшая группа(5-6 лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
сентябрь | 1.Цветные коврики - 22. Играем с цветом | 1 1 | 1 1 |
октябрь | 1. Измерение с помощь палочки - мерки 2. Дополни | 1 1 | 1 1 |
ноябрь | 1. Запомни 2. Подбери цифру | 1 1 | 1 1 |
декабрь | 1. Цветные числа2. По порядку становись | 1 1 | 1 1 |
январь | 1. Магазин игрушек
2. Кто где живёт | 1 1 | 1 1 |
февраль | 1. Составь число 2. Весы | 1 1 | 1 1 |
март | 1. Больше - меньше 2. Найди дом для палочки | 1 1 | 1 1 |
апрель | 1. Разведчик 2.Конструирование цифр | 1 1 | 1 1 |
май | 1. Число - головоломка 2. Что пропустили? | 1 1 | 1 1 |
Утверждаю
Заведующий МДОУ д/с №28
_ _________ Е.В.Сидорова
«___» __________ 2019г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного
развития детей дошкольного возраста»
(стартовый уровень)
3 год обучения
Старшая группа(6-7 лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
сентябрь | 1. Мышата и сыр2. Живые числа | 1 1 | 1 1 |
октябрь | 1. Мосты через реку 2. Цвет и число | 1 1 | 1 1 |
ноябрь | 1. Конструируем посуду 2. Покажи, как растут числа | 1 1 | 1 1 |
декабрь | 1. Рисуем палочками2. Разноцветные вагончики | 1 1 | 1 1 |
январь | 1. Волшебный камень 2. Отгадай загадку, выбери отгадку | 1 1 | 1 1 |
февраль | 1. Веселые зайчата 2. Винни-Пух | 1 1 | 1 1 |
март | 1. Домино 2. Раздели фигуры | 1 1 | 1 1 |
апрель | 1. Составь число 2. Найди дом для палочки | 1 1 | 1 1 |
май | 1. Больше - меньше 2. На своё место | 1 1 | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....
Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста
Формирование элементарных математических представлений у детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...
Статья "Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста"
Ядром умственного развития является формирование умственных способностей ребенка, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых зад...
Тема самообразования: «Использование палочек Х.Кюизенера в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателя логопедической группы....