Статья "Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста"
статья по математике
Ядром умственного развития является формирование умственных способностей ребенка, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_schetnoy_palochki_h.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование палочекХ.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста
«Ум – хорошо организованная система знаний,
способность видеть мир в действенности и многообразии».
К. Д.Ушинский
Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития.
Ядром умственного развития является формирование умственных способностей ребенка, т. е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.
С понятием умственных способностей тесно связано понятие «Математические способности». Это такие специфические особенности мыслительного процесса, как: неординарность; умение варьировать способы решения познавательных проблем; легкость перехода от одного пути решения к другому; умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы; умение проникать в сущность каждого изучаемого факта; умение видеть их взаимосвязи с другими фактами; выявлять специфические особенности в изучаемом материале; способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т. е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной для развития математических представлений дошкольников.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Эффективность использования наглядных пособий в качестве средств математического обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей.
Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с палочками Кюизенера.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.
С помощью цветных палочек, детей легко подвести к осознанию соотношений: «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений; научить делить целое на части и измерять объекты; показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости; поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел; помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальнаяработа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:
- Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»
- Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»
- Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 лет
- Игра «Крестики» математикам 4-7 лет
- Игра «На златом крыльце сидели».
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
- Для того чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
- Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
- Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
- Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
- Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление,интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
- Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении.
Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
При использовании в работе “цветные числа” позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.
Таким образом, игры на основе Палочек Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений. Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера, для закрепления полученных знаний дома.
Список литературы:
- Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера, как средство предматематической подготовки дошкольников.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников
- Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет/Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 1991 — 80 с.
- Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. — М.: Новая школа, 1996. — 288 с
- Математика от трех до шести: Учебн.-метод, пособие дня воспитателей детских садов / Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 19с.
- Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
- Тренируйте ум детей: Альбом. — Клев: Родянська школа 1983.-72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....
«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста»
laquo;Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста»...
Тема самообразования: «Использование палочек Х.Кюизенера в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателя логопедической группы....