Тема самообразования: «Использование палочек Х.Кюизенера в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Дурман Наталья Владимировна

План по самообразованию воспитателя логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №35» Уссурийского городского округа

План по самообразованию педагога

«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель логопедической группы Дурман Наталья Владимировна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
  • формирование познавательной мотивации обучения;
  • формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие речи детей, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
  • развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
  • развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
  • вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»
  • создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера.

Джордж Кюизенер – бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие "Числа и цвета" , в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней. Зададимся вопросом: Что из себя представляют палочки Кюизенера?

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные палочки позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
  • Познакомить со свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений проблемы умственного развития детей (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Различают и классифицируют палочки по цвету;
  • Ознакомлены с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоен прямой и обратный счет;
  • Делят целое на части и измерять объекты;
  • Познакомлены с понятием величины, длины, высоты, ширины;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие овладения арифметическими действиями.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

План саморазвития воспитателя

Месяц

Индивидуальная работа(педагогическая деятельность, самореализация по теме)

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь -

Октябрь

Изучение методической литературы, статьи, ЭОР:

  1. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
  2. Смоленцева А. А Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.
  3. Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000.
  4. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно- методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.
  5. Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
  7. Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб
  8. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера»,Москва, Мозаика-синтез, 2010
  9. Л.Д.Коварова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008
  10. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч»

  1. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Ноябрь

Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы)

Создание собственного сайта.

Конструирование с помощью элементов набора палочек.

Решение задач для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Задание на закрепление эталона цвета.

Д/Игра: «Цветные числа»

Д/Игра: «Подбери цифру»

Д/Игра: «Дополни»

Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург.

Консультация по теме самообразования.

Методические советы по использованию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера».

Декабрь

Обогащение РППС

Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.

Задание на измерение.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Задача на развитие количественных представлений.

Д/Игра: «Кто где живёт»

Д/Игра: «Магазин игрушек»

Д/Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки»

Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера»

Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера».

Январь

Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Д/Игра: «Составь число»

Выставка – презентация развивающих игр.

Семейный досуг

«На улице разноцветных палочек»

Выставка картотеки игр со счетными палочками Кюизинера

Февраль

«Шаг за шагом» подбор презентаций по теме самообразования.

Логические задачи с палочками.

Д/Игра: «Разведчик»

Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера.

Март

Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада.

.

Д/Игра: «Конструирование цифр»

Д/Игра: «Число — головоломка»

Д/Игра: «Что пропустили?»

Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера»

Посещение педагогами кружка "Палочки Кюзинера"

Апрель

Работа с ИКТ: оформление буклетов по теме самообразования

Занятие с детьми «Мир творчества»

КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».

Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор».

Май

Самоанализ (Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию).

Игры с детьми«Играем вместе», «Наши открытия».

Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.

Презентация на педсовете ДОУ «Обобщение опыта работы по изучаемой теме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

«Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста»

laquo;Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития  детей дошкольного возраста»...

Статья "Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста"

Ядром умственного развития является формирование умственных способностей ребенка, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых зад...

«Использование Tunnel book в речевом и познавательном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Использование Tunnel book в речевом и познавательном развитии детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игр В.Воскобовича в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В.В. Воскобовича при организации работы с детьми дошкольного возраста....