Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи по теме
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintaciya_ekologicheskie_igry_2.pptx | 113.15 КБ |
razvitie_rechi.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы: Проблемы: Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Научно-методические обоснования актуальности темы: Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. . .
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудная и ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Игра способствует активному развитию речевого процесса. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственны чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Гипотеза педагогического исследования: Используя экологическую игру как метод в процессе речевого развития дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении знаниями, воспитанию бережного отношения к природе, тем самым способствовать развитию речи ребёнка. Предмет исследования: использование игры для развития речи дошкольников.
Способствовать развитию речи дошкольников, используя в образовательном процессе экологические игры. Цель:
Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи. Развивать у детей слуховое восприятие, фонематический слух. Приучать дошкольников точно выполнять данные им игровые поручения. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать. Задачи:
Направления работы в рамках методической темы: 1. Создание развивающей экологической среды 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями
Предметно-развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини- огород Календарь природы Экологи-ческие игры Мини-лабора-тория Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов
Работа с детьми: Занятия. Совместная деятельность. Организация развивающей предметной деятельности.
Экологические игры Творческие С правилами 1.Сюжетно-ролевые 2.Имитационные 3.Строительные 4.Игры-путешествия 1.Дидактические 2.Соревновательные
Системность. Развивающее обучение. Доступность. Принцип опоры на ведущую деятельность детей. Принципы экологической игры
Использование экологических игр на занятиях. - По развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей). - По ознакомлению с окружающим ( в наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Работа с родителями: Привлечение к оформлению развивающей среды группы. Родительские собрания . Привлечение родителей к участию в экологических выставках. Участие в праздниках и развлечениях. Индивидуальные беседы, консультации. Стендовые консультации. Анкетирование.
Оценка результатов исследования: Для диагностики уровня экологических представлений детей у дошкольников использовала метод индивидуальной беседы. В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии: представления о сезонных изменениях; представления о домашних животных; представления о диких животных; знания деревьев и кустарников; знания об особенностях родного края; знания об овощах и фруктах; умение называть предметы окружения, их назначения и свойства; бережное отношение к природе; навыки ухода за растениями и животными; знания о правилах поведения в природе; знание экологических игр.
Средняя группа: Высокий уровень развития: 33,3% Средний уровень развития: 63,9% Низкий уровень развития: 2,8% Старшая группа: Высокий уровень развития: 76% Средний уровень развития: 23% Низкий уровень развития: 1% Уровень речевого развития детей на 2009 – 2010 учеб. год и 2010 – 2012 учеб. год
Предполагаемые результаты педагогической деятельности : Дети имеют представления о законах природы. Повышен интерес к речевым явлениям, выработано внимательное отношение к своей речи, к речи других. Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать. Дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними. У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры. Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны.
Научно-методическая литература: « Азбука общения» Л.М.Шиницина, О.В.Защиринская, А.П,Воронова. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева, Н.Л.Ноткина, В.И.Логинова « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.Я.Дрязгунова « Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Иванова «Как знакомить дошкольников с природой» Л.А. Каменева «Родной край» С.А.Козлова, Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Г.Чистякова «Юный эколог» С.Н.Николаева « Юный эколог. Система работы в старшей группе детей детского сада» С.Н.Николаева
Вывод: Таким образом, по результатам диагностики видно, что использование игрового метода в процессе речевого развития детей дошкольного возраста способствует обогащению и активации словарного запаса детей, развитию их мышления, памяти, воображения.
Предварительный просмотр:
Использование экологической игры в процессе речевого развития.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ре Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Игра способствует активному развитию словаря нормализуется грамматический строй, Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственны чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры н/р. игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений
К ним относятся: конкурсы, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т.д.
В работе е дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где, живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое –неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что с что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения –ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
В своей работе я использую такие дидактические игры.
«Рассели животных по Земле» (знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.
Содержание игры:
Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает больше фишек.
Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте миг ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший правильно исправивший большее количество ошибок.
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Содержание: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия. Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно паз одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Г кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
«Какого животного не стало?»
На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети и запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь. Дети достают, угадывают, для кого. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игра с мячом «Я знаю».
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша напр., волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю.
Игра « Кто, где живет»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карт воспитателю.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове "зайчик" начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Игра «Эколуноход»
Возраст: 5 лет и старше.
Время: от 5 до 12,5 мин.
Место: любое.
Материалы и оборудование: не требуются.
Ход игры.
Все становятся вкруг. Один участник заходит в круг, становится на четвереньки и, ползая по кругу, подражает повадкам какого-либо животного и рассказывает о нем, например: я медведь, я косолапый, зимой я сплю в берлоге, а летом ем малину и ищу мед...
Первый засмеявшийся участник из числа стоящих в кругу тоже входит в круг, пристраивается на четвереньках сзади ползающего участника и, подражая повадкам другого животного, рассказывает об этом животном. Игра продолжается пока стоящим останется только один самый серьезный и выдержанный участник. Тогда все вновь выстраиваются в круг, а самый серьезный участник становится на колени и на четвереньках ползет по кругу, рассказывая о своем животном.
Обобщения -дикие животные наших лесов.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, к нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них. Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? ( Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называют их, каким признакам можно отличить оленя от лося?
Обобщения -дикие животные жарких стран.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах).
Спросите ребенка, что он знает об этих животных.
Попросите ответить на вопросы: «Какие из них живут около воды?» (Бегемот и крокодил). «На кого из животных наших лесов похож кенгуру?» (На зайца). «Какая особенность есть у этого животного» Носит детеныша в сумке). «Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?» (Слон).
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно- методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.-128 С.: ил.
«Мы» программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург. 2001 г.
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду .- Мозаика – Синтез, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста».
Родительское собрание...
Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнк...
«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»
В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов програ...
Родительское собрание: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".
Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста"....
«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)
АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....