Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «В поисках ветерка»
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)

Борцой Виктория Степановна

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

во второй младшей группе

 «В поисках ветерка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

во второй младшей группе

 «В поисках ветерка»

Составила и провела воспитатель:

Борцой Виктория Степановна

Санкт-Петербург

2020г

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

Задачи:

  • образовательные:

- закрепить умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления (поровну, сколько, столько же);

- упражнять в группировке предметов по форме и цвету;

- расширить и обогатить представления детей о явлениях окружающего мира через организацию экспериментальной деятельности.

  • развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику и совершенствование двигательных навыков детей через игровые упражнения «дружный хоровод», «подуем на ладошки» и др;

- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;

- продолжать развивать умение действовать по словесной инструкции педагога.

  • воспитательные:

- продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, инициативности;

- создать положительный эмоциональный настрой и игровую мотивацию детей.

Технология: игровое и развивающее обучение.

Форма проведения: групповая.

Методы и приемы проведения занятия:

- практические: сюрпризный момент, дидактические игры « Найди домик», «Поможем божьим коровкам», динамическая пауза «Дружный хоровод фигур», экспериментальная деятельность «Поймаем Ветерок»;

- наглядные: демонстрация, использование объектов и материалов.

- словесные: вопросы, рассуждения, ответы детей(индивидуальные и хоровые), объяснения, чтение стихов, похвала и поощрение детей.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Организационный момент.

Создание мотивации и эмоционального настроя к образовательной деятельности.

3 мин.

Основная часть

Актуализация знаний. Индивидуализация обучения (напоминание, наводящие вопросы). Дидактические игры « Найди домик», «Поможем божьим коровкам», динамическая пауза «Дружный хоровод фигур», экспериментальная деятельность «Поймаем Ветерок».

10 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов и оценка результатов образовательной деятельности (похвала всех детей за усердие, индивидуально за активность, высказывания, предложения и т. д.). Рефлексия. Открытый конец занятия (с видом на коллективную или самостоятельную игровую деятельность, сохранение позитивного эмоционального настроя).

2 мин.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

·  «Социально-коммуникативное развитие»;

·  «Познавательное развитие»;

·  «Речевое развитие»;

·  «Художественно-эстетическое развитие»;

·  «Физическое развитие».

Тип занятия: комплексное.

Продолжительность: 15 мин.

Участники: дети второй младшей группы.

Возраст обучающихся: 3- 4 года.
Предварительная работа: беседы, игры, упражнения на умение:

  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составлять картинки из этих фигур;
  • различать и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный;
  • обозначать количество предметов словами «много», «мало», «поровну», «столько же»;
  • пальчиковая игра «Божья коровка», подвижная игра «Ветерок», д/и «Подбери по форме», «Назови геометрическую фигуру», «Найди в группе предмет той же формы», «Цвет и форма».

Материалы и оборудование: карточки - билетики на каждого ребенка с изображением круга, квадрата, треугольника, геометрические фигурки – человечки на магните, конверт с письмом, магнитная доска, на которой из геометрических фигур составлены изображения (домики, деревья, солнышко), поляна из зеленой ткани, цветы и божьи коровки из цветного картона, клей, салфетки, полиэтиленового пакет, фонограмма «Голубой вагон» (муз. В.Шаинского).

Ход занятия.

Дети входят в группу и видят беспорядок.

Воспитатель: Ребята, пока нас не было в группе, кто-то разбросал наши игрушки. Ой, ребята, посмотрите, как колышутся занавески на окнах (в открытую форточку дует ветерок)! Незаметно для детей воспитатель подбрасывает конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетело письмо. А от кого оно, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он гуляет на просторе

И волнует сине море,

Он быстрее всех на свете!

Озорник веселый...
Дети: Ветер!
Воспитатель: Правильно, молодцы! Что же написано в письме?

Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я - Ветерок. Я гуляю круглый год. Сегодня я пролетал мимо вашего сада и мне захотелось поиграть с вашими игрушками. Но стало скучно играть одному. Полечу, в другом месте пошалю. А вы догоните и поймайте меня.»

Воспитатель: Теперь мы знаем, кто навел в группе беспорядок.

К нам в окошко ветерок

Залетел на вечерок.

Он минутку погостил, а такое натворил…

Воспитатель: Ребята, как мы можем назвать нашего гостя и почему?

Дети: Хулиган, безобразник, шалун, озорник. Он разбросал игрушки и не убрал их на место.

Воспитатель: Ребята, давайте наведем в группе порядок и отправимся за Ветерком, пока он не натворил бед.

Воспитатель: А поедем мы с вами на поезде. Ребята, а на чем еще можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолете, на корабле...

Воспитатель: Правильно, молодцы! Но чтобы сесть на поезд, нам нужно купить билеты. Получите билеты.

Воспитатель раздает детям билеты с изображением геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои билеты. Маша, что изображено на твоем билете? А на твоем, Ваня? А на твоем, Нина…? (индивидуальный опрос детей). Чтобы сесть в вагон, назовите цвет и форму геометрической фигуры на билете.

Дети называют геометрическую фигуру и отыскивают свои места по билетам (к каждому стульчику прикреплена геометрическая фигура определенного цвета).

При затруднении воспитатель помогает.

Воспитатель: Ну что, ребята, билеты у всех есть? Все заняли свои места? Тогда в путь! Чух – чух – чух, мчится поезд во весь дух!

Под музыку В. Шаинского «Голубой вагон» дети едут на поезде (едут, двигая локтями, как колесами).

Воспитатель: Вот и первая остановка. Ребята, мы с вами приехали в геометрический городок. Почему он так называется, вы поймете, если внимательно посмотрите на него (дети рассматривают собранный на магнитной доске городок из геометрических фигур).

Дети: Потому что деревья, дома, солнце, птицы собраны из геометрических фигур.

Воспитатель: Правильно, ребята. Назовите знакомые вам фигуры.

Дети: Круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Молодцы! А кто живет в этом городке?

Дети: Круглые, квадратные и треугольные человечки.

Воспитатель: Но почему они такие грустные? Кажется, я поняла. К ним прилетел Ветерок и перемешал все фигурки. Они заблудились и не могут найти дорогу к себе в домик. Ребята, как им помочь?

Дети: Надо вернуть фигурки в свои домики.

Воспитатель: Алиса, какой домик у красного треугольника? Давид, как ты думаешь, у зеленого квадрата какой домик? Лиза, а в каком домике живет желтый круг? Давайте поможем нашим фигуркам найти свой домик.

Дети «помогают» фигуркам найти свои домики. Если фигурки «вернулись» не в свой домик, необходимо предложить исправить ошибки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жители городка благодарят вас.

Динамическая пауза.

Все фигуры подружились,

В хоровод объединились.

Треугольник похвалился,

Вправо, влево наклонился.

Круг над ним похохотал

И как мячик заскакал.

Тут квадрат не удержался,

Приседанием занялся.

Все фигуры встали в ряд,

За помощь вас благодарят.

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с нашими друзьями- геометрическими человечками - и трогаемся дальше на поиски Ветерка-озорника.

Под музыку В. Шаинского «Голубой вагон» дети едут дольше на поезде (едут, двигая локтями, как колесами).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая поляна! Сколько прекрасных цветов, какая зеленая травка! Но кто это прячется в траве?

Дети: Божьи коровки!

Воспитатель: Ребята, что стало с их крылышками?

Дети: На них нет точек!

Воспитатель: Ребята, цветы мне нашептали, что недавно на поляне гулял - резвился Ветерок. Он и сдул с крылышек божьих коровок все пятнышки. И теперь они грустные прячутся в травке. Как же им помочь?

Дети: Отыщем в травке все точки и прикрепим на крылышки.

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны, пятнышки у божьих коровок

необычные – в виде разных геометрических фигур. (Дети находят и наклеивают к пустым окошкам на спинке подходящие геометрические фигурки).

Воспитатель: Ребята, давайте посадим божьи коровки на цветы, чтобы они показывали всем свои красивые пятнышки на спинке. Сколько цветов на поляне?

Дети: Много.

Воспитатель: Сколько божьих коровок?

Дети: Много.

Воспитатель: Чего больше: цветов или божьих коровок? Как мы можем узнать?

Дети: Надо посадить каждую божью коровку на цветок.

Дети выполняют задание. Воспитатель повторяет вопрос.

Дети: Каждая божья коровка села на один цветок, поэтому божьих коровок столько же, сколько и цветков.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, давайте расскажем божьим коровкам закличку.

Дыхательная гимнастика.

Божья коровка,

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Дети дуют на ладонь.

Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали, когда дули на ладони?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Значит, наш озорник Ветерок еще не улетел. Как же нам его поймать?

Дети:

- Руками!

- Сачком, как бабочку!

- Его нельзя поймать!

Воспитатель: Ребята, вы дружно подуйте на свои ладошки, а я поймаю Ветерок.

Воспитатель с помощью полиэтиленового пакета «ловит» ветер. Затем сдувает пакет и, если есть желающие, предлагает детям «поймать» Ветерок.

Воспитатель обращается к Ветерку: Вот мы тебя и поймали! Ребята, Ветерок извиняется и просит его отпустить.

Дети: А он не будет больше раскидывать игрушки? Не будет никого обижать? Будет играть дружно? Тогда отпустим!

Воспитатель: Ребята, Ветерок обещает быть добрым и ласковым. И приглашает вас поиграть на улице. Давайте его отпустим, а сами вернемся в группу. Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой вертушки и поиграйте с Ветерком.

Воспитатель сдувает пакет.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправились в необычное путешествие в поисках Ветерка. Как вы помогли жителям геометрического городка? А божьим коровкам на поляне? Что вам понравилось больше всего в этом путешествии?

Дети: Отгадывали загадки. Помогли человечкам вернуться в свои домики. Приклеили пятнышки на спинки божьим коровкам. Больше всего понравилось ловить ветер.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы были активными, дружными и внимательными. Легко, быстро, а главное, правильно справились со всеми заданиями. За это жители городка подарили вам вертушки из цветных квадратиков. Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой их и поиграйте с Ветерком.

Список использованной литературы:

1. Аверина минутки в детском саду: практическое пособие/ .- М.:Айрис-пресс, 2009.

2. Математические игры для дошкольников. Издательство: Стрекоза, 2012 г. Серия: Играем и учимся.

3. Маклакова . Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий. Издательство: Учитель, 2017. Серия: Образовательное пространство ДОО.

4. Пальчиковые игры – Издательство: Рипол-Классик, 2012 г.

Серия: Играем и учимся.

5. Физическое воспитание и развитие дошкольников. / Под ред. СО. Филипповой. – М.: Академия,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических во второй младшей группе.

Формирование элементарных математических представлений по дидактическим играм....

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) Вторая младшая группа.

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)Вторая младшая группа.Воспитатель: Бегалиева Наида Сейфулаевна....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений /вторая младшая группа/ Тема: «У ЗАЙЧИКА В ГОСТЯХ»

Программное содержание:1.  Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»2.  Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте.3.  Уточнит...

Конспект по формированию элементарных математических представлений. Вторая младшая группа.

Конспект по формированию элементарных математических представлений. Вторая младшая группа....

«Формирование элементарных математических представлений». Вторая младшая группа.

Тема: Путешествие по сказкам. Цель:  обобщить полученные ранее знания....

Конспект занятия по формированию элементарных математических познаний, вторая младшая группа

Конспект занятия по закреплению знаний по математике во второй младшей группе...