«Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников» 2020 г.
материал по математике (подготовительная группа)

Завгородняя Оксана Владимировна

Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУ

Завгородней Оксаны Владимировны 24 марта 2020 г. (пр. №177 от 03.03.2020 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ПДС20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская обл.,                                                                                      тел./факс (42433)2-01-98 

г. Холмск, Восточный пер., дом 18                                                                                E-mail:dou-2skazka@mail.ru

Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУ

Завгородней Оксаны Владимировны

24 марта 2020 г. (пр. №177 от 03.03.2020 г.)

Тема: «Результативность применения дополнительных образовательных  программ в математическом образовании дошкольников»

 Холмск

2020 г.

        Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития ребёнка.

        Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует его общему умственному воспитанию.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Внедрение дополнительной авторской  программы «Математические ступеньки» Е.В Колесниковой в учебный процесс даёт возможность более углубленно развить интерес к математике, учит логически мыслить, способствует  познавательной активности.

Второй учебный год я применяю программный материал из неё на занятиях по формированию элементарных математических представлений с периодичностью  1 раз в неделю, по 20 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой программы и ее практического применения заключается в том, что  она представляет систему увлекательных игр и упражнений  для детей с цифрами, геометрическими фигурами, помогает развиться логическим формам мышления ребенка и к конце концов решить педагогическую задачу - качественной подготовки детей к школе. Организуя учебную деятельность на увлекательном математическом материале стимулируется  желание детей заниматься математикой.

Целью практической  работы является развитие детского интереса к математической науке и желание  творчески применять полученные знания.

Основные задачи:

- развивать интеллектуальные способности,  логическое  мышление и основные мыслительные операции;

- способствовать развитию математических навыков  и склонностей;

- осуществить качественную  подготовку ребенка к школе;

-достичь развития  личностных качеств:  навыков самоконтроля и самооценки.

Программа «Математические ступеньки» состоит из разделов:

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение логических задач»

 Программа обеспечена следующими дидактическими пособиями: загадки, считалки, пословицы и поговорки на математические темы, арифметические  задачи в стихах, стихи-шутки, счетные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия             (плакаты, таблицы, рабочие тетради), дидактические игры, лото. 

. Направленность дополнительной образовательной программы

       Программа реализуется в рамках   интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 7 лет.

Актуальность программы    

      Данная программа позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие математических понятий. В ней прослеживается постепенный,  последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Состоит в том, что Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; ориентироваться во времени. У детей быстрее развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.  

 Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто механически учится считать, а овладевает элементами логических действий: сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.    Содержание программы построено на  занимательном материале,   имеет систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.  

 Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование изучаемого материала представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

Программа « Математические ступеньки» обеспечивает решение триединой задачи:

Образовательные        

1.Закреплять счет в пределах 10,  понимание отношений между числами.

2. Упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание.

3. Знать числа второго десятка и записывать их цифрами.

4..Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

5. Обучать ориентировке  во времени, пространстве, на плоскости.

Воспитательные        

1.Воспитывать познавательную активность, испытывать потребность в математических занятиях.

2.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества работая подгруппами.

Развивающие        

1. Развивать логическое мышление и  мыслительную активность: умение наблюдать, анализировать, делать выводы

2. Способствовать развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля, самооценки и активности личности  в целом.        

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ по математическому развитию заключена в доступности изложения изучаемого материала, простоте методических указаний. Ценна она также тем, что включает не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирует предпосылки к учебной деятельности.

 Для лучшего восприятия изучаемого  в группе организован математический уголок,  в котором  находятся  геометрические фигуры, счётный материал,  дидактические игры математического содержания, схемы - модели. 

 

Данная дополнительная программа ведется в группе «Ромашки»  второй учебный год, с 2018 года по настоящее время. За прошедший период получены следующие результаты: 93%  детей научились писать цифры от 1 до 20 в клетке, понимают независимость числа от величины и пространственного расположения предметов, от направления счета,  используют математические знаки  ( <  > = + -) в арифметических вычислениях. Используя уже имеющиеся знания, дети научились соотносить число, предмет, цифру. Дети умеют преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путём складывания, разрезания). Ребята усвоили измерение линейкой отрезков и умеют записывать результаты измерения. Также научились изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Воспитанники определяют время с точностью до получаса, умеют ориентироваться на листе бумаги и решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, владеют анализом и синтезом.  Дети знают различные виды многоугольников, определяя их углы, вершины, стороны. А также с использованием счётных палочек моделируют и преобразовывают геометрические фигуры.

. Таким образом, программа мною апробирована, даёт положительный эффект не только в развитии математических способностей детей, но решает задачи из многих областей человеческих знаний.

 Каждое занятие соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.к. построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. До конца учебного года еще есть время на закрепление изученного материала и выявление пробелов в знаниях детей с помощью диагностического обследования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в музыкальном образовании дошкольников

Это универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада....

Методическая разработка математическое образование дошкольника "освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира."

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Д\с № 14» Дошкольное образование.        Методическая разработкаМатематическое образование ...

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в рамках реформирования системы отечественного дошкольного образования продолжается активный процесс создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений...

Применение игровых практик в современном образовании дошкольников.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно – правовые документы.При реализации ФГОС и при определенных требованиях общеобразоват...

Конспект ООД по применению STEAM - технологий в математическом развитии дошкольников "Путешествие в страну Математики"

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие....

Презентация по теме "Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников 2020 г.

Авторская программа Е.В. Колесниковой. Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие математических понятий. В ней прослеживается постепе...