Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»
материал

Заболотских Ольга Владимировна

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка с одного года в детском саду. Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.

Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

Важно  убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.  Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных  форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Цель работы – использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Главными задачами работы являются:

1.     Изучить литературу и опыт работы других педагогов по данной теме, уделить особое внимание тем формам, которые подходят для работы с детьми раннего возраста.

2.     Создать условия для взаимодействия с родителями, используя нетрадиционные формы работы.

3.     Установить теплые, неформальные отношения между педагогами  и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми.

4.     Создать эмоциональный комфорт в группе, тем самым повысить престиж ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы44.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД  № 1

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  С ПРИОРИТЕТНЫМ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАННИКОВ»

«Нетрадиционные формы работы с детьми

раннего дошкольного возраста

  и  их  родителями в ДОУ»

Заболотских Ольга Владимировна

воспитатель 1 квалификационной категории

2018 год

город Озерск

Содержание:

  1. Введение.
  2. Нетрадиционные формы работы педагога с родителями.
  3. Практическое использование нетрадиционных форм работы

с родителями в ДОУ.

  1. Тематические праздники и развлечения с детьми

раннего дошкольного возраста.

  1. Проектная деятельность, как нетрадиционная форма работы

с родителями.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.


Введение.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка с одного года в детском саду. Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.

Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

Важно  убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.  Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных  форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Цель работы – использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Главными задачами работы являются:

  1. Изучить литературу и опыт работы других педагогов по данной теме, уделить особое внимание тем формам, которые подходят для работы с детьми раннего возраста.
  2. Создать условия для взаимодействия с родителями, используя нетрадиционные формы работы.
  3. Установить теплые, неформальные отношения между педагогами  и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми.
  4. Создать эмоциональный комфорт в группе, тем самым повысить престиж ДОУ.

  1. Нетрадиционные формы работы педагога с родителями.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал:  «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» (1, с. 125).

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические,
  • досуговые,
  • познавательные,
  • наглядно-информационные.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье  каждого воспитанника. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, тогда и организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводится беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Это позволяет судить об  общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении  в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого – педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

        Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.  Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми.  Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения с педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с  особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков.  Основная роль продолжает  принадлежать таким  коллективным формам и методам общения как  собрания,  групповые консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;  участие родителей  в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно -  развивающей среды; работа  с родительским комитетом; беседы с детьми и родителями, обмен литературой.

Данные формы  использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагога и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

 Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценить деятельность педагогов в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего  воспитания; объективнее увидеть деятельность воспитателя. К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Заменить открытые просмотры могут современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий  с детьми или других видов деятельности на цифровые носители. Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки; папки – передвижки, семейные и групповые альбомы; фотовыставки. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Данные формы рассматриваются как нетрадиционные, так как родители  становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом. В результате повышается уровень воспитательно – образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

Изучив литературу и опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что в раннем возрасте наиболее эффективными формами являются досуговая и познавательная деятельность, так как  родители принимают активное участие в педагогическом процессе.


  1. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ.

Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе МБДОУ ДС №1  структурного подразделения  «Аленушка» работа проводилась в течении двух лет с родителями группы раннего возраста.

Работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, индивидуальные беседы и консультации.

Затем мы провели анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

На вопрос «Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?» большинство родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители  плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: «Читаете ли Вы педагогическую литературу?», «Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?» 60%, не читают педагогические и периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.

Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 30% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях.

85% родителей интересуются, какие занятия проводятся в группе, но большинство родителей готовы переложить воспитание и обучение детей  на ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями:

  1. Уделить  внимание тем формам взаимодействия  с родителями, которые подходят для работы с детьми раннего возраста.
  2. Создать условия для взаимодействия с родителями, используя нетрадиционные формы работы.
  3. Установить теплые, неформальные отношения между педагогами  и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми.
  4. Создать эмоциональный комфорт в группе, тем самым повысить престиж ДОУ.

В нашем детском саду   педагогами уделяется большое внимание познавательно – речевому развитию  детей. Педагогический коллектив работает с детьми раннего возраста (возраст детей от одного года до трех лет), используя различные творческие инновационные технологии и нетрадиционные формы работы с детьми и родителями ДОУ.

Учитывая требования ФГОС, региональный компонент, приоритетное направление и  потребности дошкольного образовательного учреждения, программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, основную образовательную программу ДОУ, изучение парциальных программ «Ладушки», авторов Новоскольцевой И., Каплуновой И., педагогическим коллективом ДОУ было выбрано инновационное направление: нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста и их семьями.

Основная Программа  «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Веракса предусматривает для детей раннего возраста с 1,0 – 3 ,0 проведение  календарных праздников по временам года.

Большую роль в развитии познавательного интереса малышей оказывают праздники, тематические развлечения и проектная деятельность, с участием родителей которые не предусмотрены основной образовательной программой. Поэтому мы решили уделить особое внимание досуговой форме работы с детьми и родителями и  проектной деятельности.  

Досуговые  формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между  родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах праздников и досугов, выставки совместных работ детей и родителей. Такие мероприятия  помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении.

Проектная деятельность:  

  • Даёт возможность  активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.
  •  Помогает осваивать детьми окружающую действительность.
  •  Способствует развитию творческих способностей,  умению наблюдать, слушать,  развитию мышления, внимания,  воображения.
  •  Развивает, память, речь.
  • Способствует сотворчеству детей и родителей.

  1. Тематические праздники и развлечения с детьми раннего дошкольного возраста.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

  1. « В гостях  у елочки». Самый любимый праздник для детей – Новый год. Мы готовимся к нему заранее. Придумываем подарки для детей. Вместе с детьми на занятиях изготавливаем гирлянды и игрушки  для украшения группы. Учим стихи, песни, танцы к новогоднему празднику. В совместной деятельности с детьми читали художественную литературу, проводили беседы, рассматривали иллюстрации на новогоднюю тему.  Для привлечения родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада мы организовали тематическое развлечение «Скоро праздник Новый год!»

Родители вместе  с детьми на данном мероприятии наряжали елочку, водили хороводы и пели новогодние песни. На празднике у детей и родителей было радостное новогоднее настроение. Все участники образовательного процесса остались очень довольны совместным праздником, дети украшенной елочкой и сладким подарком, родители общением с детьми и педагогами, педагоги  проведенным праздником и позитивной эмоциональной атмосферой, которая сложилась в группе. Данное мероприятие помогло нашим родителям сблизиться друг с другом.

  1. В нашем ДОУ  сложилась традиция проводить тематические развлечения  для пап, дедушек, на которых дети  с 2,0 – 3,0 лет читают стихи, поют доступные для их возраста песенки, исполняют пляску « Яблочко»,  играют в игры, дарят подарки папам, дедушкам. Предварительная работа проводится воспитателем  в группе, которая  знакомит  детей с доступными для них различными воинскими званиями, рассказывая и показывая иллюстрации. В группе дети рассматривают детали военной формы, атрибуты, военную технику, приносят из дома свои игрушки: танки, военные машины.

Родители вместе с детьми изготавливают поздравительные семейные газеты о папах и дедушках. Этим мероприятием пытались привить детям патриотические чувства, пытались объяснить, что мальчики  не только защитники отечества, но защитники своих родных и близких.

  1. Каждый год в марте мы отмечаем праздник 8 Марта, на который мы приглашаем мам и бабушек.  Мама – это источник жизни, основа семьи. Поэтому отношение к матери необходимо воспитывать с первых дней жизни. Данное мероприятие направлено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку, пополнение знаний о праздники 8 марта. Этот праздник также требует  большой предварительной подготовки:
  • Проводились беседы с детьми о предстоящем  празднике « Что за праздник 8 марта», просмотр иллюстраций о маме, профессиях, о весне).
  • Читали с детьми художественную литературу о маме, бабушке.
  • Занимались продуктивной деятельностью: рисование «Цветы для мамы», лепка  «Веточка мимозы для мамы», коллективная аппликация «С праздником любимые мамочки!»
  • Разучивали стихи, песни, танцы.
  • Изготовили подарочные  открытки для мамы.

На самом празднике дети читали для мам и бабушек стихи, пели и танцевали вместе с ними, а также с удовольствием играли в различные игры. Особенно  малышам понравилась игра «Наряди маму». В результате в группе установились теплые, доверительные, неформальные отношения, эмоциональные контакты между педагогами, родителями и детьми. Родители стали более открытыми для общения.

  1. В нашем детском саду особое внимание уделяется безопасности детей на улицах и дорогах города. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста.

С элементарными правилами дорожной безопасности, светофором, пешеходным переходом – зеброй знакомим малышей  на тематической неделе  «Безопасность   малышей», итогом которой является музыкальное развлечение «Дорожная азбука для малышей».

Данное мероприятие также требует большой подготовки со стороны педагога. С детьми проводились:

  • беседы «Мой друг – светофор», «Осторожно дорога»,
  • чтение художественной литературы, заучивание стихотворений на данную тему,
  • делали аппликацию «Светофор», рисовали пешеходную дорожку.

Главная цель работы педагога по профилактике детского дорожного травматизма – создать условия для взаимодействия работы ДОУ и семьи, направленное на усвоение и закрепление знаний детей  и их родителей правил дорожного движения.

На информационных стендах для родителей размещены памятки «Правила перевозки детей в автомобиле», папка – передвижка «Правила дорожного движения  в стихах».

На музыкальном развлечении «Дорожная азбука для малышей», дети собирали макет светофора, пели песни,  играли в подвижную игру «Перейди дорогу», читали стихи о светофоре, учили зайку правильно переходить дорогу.

В ходе тематической недели мы максимально использовали авторитет семьи в усвоении детьми не только правил,  но и навыков безопасного поведения на улице.

  1.  Совместно с воспитателем проводим тематическое развлечение ко Дню  Победы, на котором вместе с детьми играем в военные игры: помогаем перевязать «воина», играем с детской военной техникой, поём и исполняем различные пляски. Родители помогли оформить в детском саду «Бессмертный полк»
  2. Заключительным праздником в ДОУ  является  выпуск малышей в детский сад. Это событие знакомит детей с явлениями общественной жизни.  Воспитатель заранее знакомит малышей с  тем,  что они уже подросли и пойдут скоро в садик. Этот праздник требует большой подготовки. Родители оказывают помощь в  праздничном оформлении музыкального зала. На празднике  дети  показывают родителям концерт: читают стихи, поют песни, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, совместно с родителями участвуют в  различных играх.

  1. Проектная деятельность, как нетрадиционная форма работы с родителями.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание  выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В группе были осуществлены два образовательных проекта «Домашние  животные», «Овощи и фрукты»,  в которых родители принимали активное участие и оказали огромную помощь.

Проект «Домашние животные».

Для реализации данного проекта мы с  помощью родителей постарались создать предметно – развивающую среду:

  • группу и приемную оформили в стиле названия группы «Полянка», родители приобрели баннер «Полянка» с изображением  домашних  животных.
  • Приобрели художественную литературу.
  • Оформили выставку «Домашние животные и птицы»
  • Изготовили варежковый театр.
  • Изготовили макеты «Ферма»  и  «Птичий двор», приобрели фигурки домашних животных и птиц.
  • Родители подготовили рассказ о домашнем любимце и в группе оформили фотовыставку «Любимое домашнее животное»

Родители настолько увлеклись данным проектом, что согласовав с медиками и руководителем детского сада,  принесли кролика, хомяка и черепашку.  Они жили на веранде, дети ухаживали за ними, заботились, а сколько разговоров было дома, дети рассказывали родителям, как они выглядят, что они кушают, и как за ними ухаживать.

Мы с детьми и родителями ходили на экскурсию в зоомагазин, наблюдали за рыбками.

Проект «Овощи и фрукты»

        Для проекта родители изготовили макет «Сад – огород», были приобретены муляжи овощей и фруктов. Также родителями была оказана помощь в создании мини – огорода, привезли земли, купили лейки и лопатки. Родители приняли активное участие в оформлении выставки поделок из овощей и фруктов  «Дары осени».

В ходе проекта родители с детьми подготовили рассказы и создали фотовыставку «Во саду, ли в огороде», где рассказали как выращивают фрукты и овощи у себя на  дачном участке. Был создан сборник сказок собственного сочинения об овощах и фруктах.

В результате проделанной  работы мы получили положительный опыт совместной  деятельности с родителями и детьми, обогатился родительский опыт в воспитании и обучении детей.


  1. Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Систематическое  применение  в работе  нетрадиционных форм ведет к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума  знаний, и таким образом, повышению педагогической культуры.

В  конце года мы опять провели повторное анкетирование.  Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам:

  • Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада.
  • Родители стали свободнее обмениваться опытом семейного воспитания.
  • Родители чаще стали читать педагогическую литературу, посвященную проблемам воспитания дошкольников.
  • Стали активно участвовать в мероприятиях, выставках, оформлении группы.
  • Родители изъявили желание  продолжать работу по проектной деятельности и принимать активное участие в досуговой деятельности.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий.

В результате последовательной работы  у родителей:

  • повысился интерес, отзывчивость, взаимопонимание  и компетентность  в вопросах  воспитания и развития детей.
  • повысилась психолого-  педагогическая культура родителей.
  • родители стали активными участниками педагогического процесса в ДОУ, непременными помощниками педагогам и научились взаимодействовать друг с другом.
  • В группе установились теплые, неформальные отношения между  педагогами и родителями.

Работа по внедрению  нетрадиционных  форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты   родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.


Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы/ Ю.П. Азаров – М.: Топикал, 1994. – 608 с.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/23/netraditsionnye-formy-raboty-s-roditelyami
  2. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.
  3. Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
  4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
  5. Е.В.Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Опыт работы на тему" Нетрадиционные формы работы с родителями"

laquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...

Опыт работы на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования сдетьми  дошкольного возраста...