Бюджет семьи. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Данное занятие расширяет представление детей старшего дошкольного возраста о том, как складывается семейный бюджет. В ходе мероприятия для дошкольников раскрываются понятия "семейный бюджет" и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия). Воспитанники знакомятся с с новым понятием "расходы", тем, какие они бывают и как осуществляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhet_semi.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Бюджет семьи
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Юрга
2020
Цель: расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «семейный бюджет» и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия);
2. Познакомить старших дошкольников с новым понятием «расходы», и тем, как они происходят (расходы на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги), какие они бывают (обязательные и необязательные).
3. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А.Кравченко «Больше знать, больше уметь». Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Материалы и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка, цветная схема (круг и сектора - составляющие семейного бюджета), сюжетно - ролевая игра «Супермаркет».
Ход занятия
Ведущий: - Ребята, добрый день! Я очень рада вас видеть, и предлагаю встать в круг и поздороваться друг с другом.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ведущий: - Ребята, присаживайтесь на стульчики и давайте мы сегодня поговорим с вами о семье. У каждого из вас есть семья.
- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.).
- Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу.
- У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.).
- Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
- Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.).
- Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.).
- Что делает дедушка?
- Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).
Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. (Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия)
Ведущий: - Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство). То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
- Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.) Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Рассказы детей (Папа и мама работают.).
- Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
- Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)
- Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).
- Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
- Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Ведущий показывает на доске цветную схему (круг и сектора), демонстрирующую части и весь бюджет семьи.
- Запомните это, ребята.
- Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
- Перед тем как мы с вами, ребята, поговорим о «расходах», о том, куда и на что тратится семейный бюджет, я предлагаю вам заглянуть вместе со мной в магазин. Выходите вот сюда (показ места), слушайте и повторяйте за мной.
Физ.минутка «Магазин»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки
Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр»
соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с
Яблоки и виноград. больших пальчиков, при этом запястья обеих
рук плотно прикасаются друг к другу)
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»-
запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и
наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно).
Беседа «Расходы»
- Ребята, а теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
- Скажите, пожалуйста, на что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
- За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Ведущий обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей.
Ведущий обращается к детям с вопросом: - Прав ли Незнайка?
Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.
Ведущий: - Ребята, очень важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются и могут закончиться в тот момент, когда нам нужно будет купить что - то важное.
- Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, или порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько, нам хватит мороженого? Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.
Ведущий: - Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)
- А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
- Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, тепло). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Ведущий: - Ребята, вы сегодня вместе с Незнайкой познакомились с новыми для вас понятиями.
- Напомните, что же такое семейный бюджет?
- Что такое расходы?
- Какими бывают они?
- Молодцы, ребята!
- А ты, Незнайка, всё запомнил, во всём разобрался?
Незнайка благодарит ребят за полезное общение и убегает по делам.
Ведущий: - Ребята, а мы с вами давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу.
- Каждому для этого нужно «приобрести» необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства: из каких продуктов, что можно приготовить.
- Но для начала, мы все отправимся в супермаркет.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"
Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....