Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием палочек Кюизенера.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе
с использованием палочек Кюизенера.
Подготовила воспитатель подготовительной группы:
Доронина Татьяна Васильевна.
«Математическая школа»
Программное содержание
Обучающие задачи:
Закреплять знания детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже).
Составлять число из единиц в пределах 10; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»
Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);
Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математике.
Материал демонстрационный:
рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, рисунок - футбольное поле, мяч, комплект цветных полосок Кюизенера, чудесный мешочек.
Раздаточный материал:
набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка, цифры от 1 до 10.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети выстраиваются полукругом на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
«Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.
(произносить слова, показывая движения)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года? (осень)
Первый осенний месяц? (сентябрь)
27 сентября, какой праздник в нашем саду? (день воспитателя)
Сегодня у нас день открытых дверей. К нам пришло много гостей. Им очень интересно, чем мы занимаемся на занятиях.
Мы на следующий год пойдём в первый класс.
Я приглашаю всех в математическую школу.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в математическую школу, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
Задачи – шутки. Ответь на вопросы
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10.Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы
И теперь мы можем идти в математическую школу.
Нас здесь ждут конверты, а в них есть задания.
Давайте откроем первый белый конверт.
Воспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера. Цветные палочки хотят с нами поиграть.
Физкультурная минутка
« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной
Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,
третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,
пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,
седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,
десятая - оранжевый апельсин».
Садятся за столы
Задание № 1 Числовая лесенка
Педагог предлагает детям сделать лесенку из 10 ступенек,
начиная с белой ступеньки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ступеньки?
– Сколько палочек пошло на лесенку?
– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?
– Сколько всего ступенек?
– По этим ступенькам можно подняться по лесенке.
Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.
– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.
– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.
– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться?
Слева или справа?
– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.
(С помощью оранжевой палочки измерьте ширину крышки стола.
Сколько вошло полных оранжевых палочек?)
Воспитатель: Давайте откроем второй конверт. Какого цвета конверт?
Дети: Красного
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.
Задание №2. Сделай фигуру
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.
Пальчиковая гимнастика
Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке
Сушку – Грише, сушку - Мише,
есть сушки Проше, Васюше, Антоше,
ещё три сушки Паше, Танюше, Ванюше.
Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задания нас ждут в математической школе? Давайте откроем конверт, который расположен между красным и синим. Какого он цвета?
Дети: Желтый.
Задание № 3 Полосатая салфетка
Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».
– Какого она цвета? (Фиолетового.)
– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.
– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?
– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)
– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.
– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)
– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.
Вопросы
– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?
– Как вы составили число шесть? Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.
– Какое число вы составили?
– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?
Давайте откроем конверт, который расположен за жёлтым. Какого он цвета? Дети: Синий.
Задание № 4 Чудесный мешочек
На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10.
Воспитатель достает из мешка любую палочку и показывает ее, не называя числового значения. Дети выбирают цифру, соответствующую значению палочки, и называет ее.
Вариант игры
На столе лежит набор палочек. Ведущий достает из мешка и показывает палочку, а дети составляют из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывают, как оно составлено.
Но у нас есть еще конверт розовый. Давайте посмотрим, что же находится в этом конверте. А здесь мячик.
Давайте поиграем с мячиком.
Задание № 5 Дидактическое упражнение «Не ошибись»
Мяч катится по футбольному поле, дети называют, куда покатился мяч: в верхний левый угол, в нижний правый угол. Если мяч попадает в ворота, все кричат: «Гол!» И хлопают в ладоши.
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям наклейки).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе
с использованием палочек Кюизенера.
Подготовила воспитатель подготовительной группы:
Доронина Татьяна Васильевна.
«Математическая школа»
Программное содержание
Обучающие задачи:
Закреплять знания детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже).
Составлять число из единиц в пределах 10; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»
Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);
Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математике.
Материал демонстрационный:
рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, рисунок - футбольное поле, мяч, комплект цветных полосок Кюизенера, чудесный мешочек.
Раздаточный материал:
набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка, цифры от 1 до 10.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети выстраиваются полукругом на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
«Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.
(произносить слова, показывая движения)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года? (осень)
Первый осенний месяц? (сентябрь)
27 сентября, какой праздник в нашем саду? (день воспитателя)
Сегодня у нас день открытых дверей. К нам пришло много гостей. Им очень интересно, чем мы занимаемся на занятиях.
Мы на следующий год пойдём в первый класс.
Я приглашаю всех в математическую школу.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в математическую школу, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
Задачи – шутки. Ответь на вопросы
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10.Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы
И теперь мы можем идти в математическую школу.
Нас здесь ждут конверты, а в них есть задания.
Давайте откроем первый белый конверт.
Воспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера. Цветные палочки хотят с нами поиграть.
Физкультурная минутка
« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной
Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,
третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,
пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,
седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,
десятая - оранжевый апельсин».
Садятся за столы
Задание № 1 Числовая лесенка
Педагог предлагает детям сделать лесенку из 10 ступенек,
начиная с белой ступеньки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ступеньки?
– Сколько палочек пошло на лесенку?
– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?
– Сколько всего ступенек?
– По этим ступенькам можно подняться по лесенке.
Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.
– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.
– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.
– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться?
Слева или справа?
– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.
(С помощью оранжевой палочки измерьте ширину крышки стола.
Сколько вошло полных оранжевых палочек?)
Воспитатель: Давайте откроем второй конверт. Какого цвета конверт?
Дети: Красного
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.
Задание №2. Сделай фигуру
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.
Пальчиковая гимнастика
Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке
Сушку – Грише, сушку - Мише,
есть сушки Проше, Васюше, Антоше,
ещё три сушки Паше, Танюше, Ванюше.
Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задания нас ждут в математической школе? Давайте откроем конверт, который расположен между красным и синим. Какого он цвета?
Дети: Желтый.
Задание № 3 Полосатая салфетка
Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».
– Какого она цвета? (Фиолетового.)
– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.
– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?
– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)
– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.
– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)
– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.
Вопросы
– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?
– Как вы составили число шесть? Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.
– Какое число вы составили?
– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?
Давайте откроем конверт, который расположен за жёлтым. Какого он цвета? Дети: Синий.
Задание № 4 Чудесный мешочек
На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10.
Воспитатель достает из мешка любую палочку и показывает ее, не называя числового значения. Дети выбирают цифру, соответствующую значению палочки, и называет ее.
Вариант игры
На столе лежит набор палочек. Ведущий достает из мешка и показывает палочку, а дети составляют из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывают, как оно составлено.
Но у нас есть еще конверт розовый. Давайте посмотрим, что же находится в этом конверте. А здесь мячик.
Давайте поиграем с мячиком.
Задание № 5 Дидактическое упражнение «Не ошибись»
Мяч катится по футбольному поле, дети называют, куда покатился мяч: в верхний левый угол, в нижний правый угол. Если мяч попадает в ворота, все кричат: «Гол!» И хлопают в ладоши.
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям наклейки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.
Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе с использованием палочек Кюизенера «В гости к паровозику»
Цель: формировать элементарные математические представления детей.Задачи:- Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера; в установлении отношений эквивалентности: цифра – цвет; в соотн...
Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...
Конспект совместной деятельности во 2 младшей группе с использованием палочек Кюизенера "Солнышко и тучка"
Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с палочками Кюизенера. Закрепить понятия вверху, внизу, много, один. Закреплять знания детей о цветах: голубой, черный, белый, желтый, ...
Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)
Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера « Простая геометрия с цветными палочками»
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
НОД по познавательному развитию в средней с использованием Палочек Кюизенера
Палочки Кюизенера...