НОД по познавательному развитию в средней с использованием Палочек Кюизенера
план-конспект занятия (средняя группа)

Хертек Шончалай Васильевна

Палочки Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_v_sredney_gruppe_palochki_kyuizenera.docx420.52 КБ

Предварительный просмотр:


Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе (с цветными палочками Кюизенера)

Тема: «Построим зверятам домики»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формировать элементарные математические представления.

Задачи:

«Познавательное развитие»: закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; представления детей о длине: самая длинная, самая короткая; порядковый счёт в пределах пяти; закрепить цвета: чёрный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, бордовый, синий, красный, жёлтый; умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; развивать у детей временные представления; умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх, посередине.

«Речевое развитие»: развивать диалогическую речь (умение слушать собеседника, излагать своё мнение), устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы (высказываться логично, связно), формировать навык образования обратных слов; расширять словарный запас именами существительными по теме.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение приводить в порядок свое рабочее место, привитие культуры общения, формировать умение действовать в коллективе согласно правилам.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение.

«Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки, пальчиковой гимнастики; формировать осознанное отношение к своему здоровью, следить за осанкой во время работы за столом.

Методы и приёмы:

Практические: выполнение движений в физминутке «Дом», и самомассажу «Еж», строительство домика.

Словесные: Беседа, вопросы, образец ответа, напоминания, обсуждение, отгадывание загадок, образование обратных слов, прослушивание задач в стихотворной форме.

Наглядные: рассматривание иллюстраций (картинка избушки, иллюстрации ежа, мышки, медведя), показ строительного материала.

Оборудование: Набор цветных палочек Кюизенера, мяч.

Совместная деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Дом»,

самомассаж «Еж»

Игровая

Игра-приветствие «Здравствуйте», игра с мячом

Познавательно-исследовательская

Упражнение в сравнении квадрата и прямоугольника, ступенек по длине и по цвету, счёт предметов

Продуктивная

Строительство домика, лестницы, дорожки,

Коммуникативная

Диалог, решение задач, игра «Наоборот»

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Чтение загадок в стихах, логических задач

Организационная часть:

Игра-приветствие

"Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну математики, чтобы мы очутились в волшебной стране, я прочту трижды заклинание: «Тух-диби-дух, тух-диби-дух, тух-диби-дух!»

Волшебная страна очень большая, в ней много жителей, и все они хотят поиграть с вами.

А кто же они, вы узнаете, если разгадаете мои загадки.

1.Пи-пи-пи она сказала

Сразу в норку убежала

Что же это за малышка,

Это маленькая (мышка)

2. Кто в берлоге до весны.

Днем и ночью смотрит сны? (медведь)

3.Под кустом, под ёлкой, катится клубок с иголками (ёж).

На доске появляется изображение зверей.

Воспитатель: Мышка предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот»

Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросает обратно и называет, наоборот, названному понятию.

День-ночь;

Большой-маленький;

Высокий-низкий;

Длинный-короткий;

Белый-черный;

Один-много;

Далекий-близкий;

Тяжелый-легкий;

Чистый-грязный.

Воспитатель: Мишка косолапый предлагает решить «Логические задачки»

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок,

Прибежал еще один и уселся рядом с ним

Сколько стало щенят? (2)

2. Карандаш 1 у Пети,

Карандаш 1 у Саши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?(2)

3. У домика утром 2 зайца сидели

И дружно веселую песенку пели

Один убежал, а другой вслед глядит

Сколько у домика зайцев сидит? (1)

4. Известно, что кошки не носят сапожки

Но мама купила сапожки кошке

Сколько сапожек мама купила

Чтоб кошка лапок не замочила? (4)

Основная часть:

Воспитатель: Ёжик хочет вам рассказать историю про себя и своих друзей. Садитесь скорее и слушайте внимательно. (Дети садятся на стульчики).

В лесу в избушке с окошком жили Ежонок, Мышонок и Мишка Косолапый.

(изображение избушки)

Жили они дружно. Ежонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка Косолапый дрова рубил, воду из колодца носил, а Мышонок дома прибирал, еду готовил. Вот однажды сидели друзья в домике, вдруг подул сильный ветер и сломал домик (убрать изображение домика). Еле успели из него выскочить Мышонок, Ежонок и Мишка Косолапый.

Сели они на пенёк и стали думать, что же им дальше делать. Думали, думали и решили построить новый дом, лучше прежнего. Но строить мы не умели. Мы можем им помочь, ребята? Мы с вами построим дом для наших лесных друзей, строить мы будем из цветных палочек. Согласны? (да)

Воспитатель:

Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)

- Стены готовы.

- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)

- Постройте крышу из трёх синих палочек.

- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому что есть 3 угла)

- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)

- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.

- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)

- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.

- Какой формы получилось окно? (окно получилось прямоугольное)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)

- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.

- Молодцы! Теперь можно пригласить наших зверят в дом? (Да)

Физкультминутка: «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).

Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).

В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).

Воспитатель: домик для зверей мы построили, но им очень неудобно заходить в дом, так как нет лестницы. Мы должны помочь Ежонку, Мышонку и Мишке Косолапому построить для них ступеньки.

- Возьмите по одной палочке: чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.

-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька чёрного цвета)

- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька розового цвета)

- Какого цвета ступеньки находятся в середине?

(В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)

- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)

- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)

- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу вверх.

- Какого цвета ступенька первая? (Первая ступенька чёрного цвета)

- Вторая? (Вторая ступенька фиолетового цвета)

- Третья? (Третья ступенька жёлтого цвета)

- А красная ступенька какая по счёту? (Красная ступенька четвёртая)

- А розовая? (Розовая ступенька пятая)

- Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)

Воспитатель: молодцы, и с этим заданием справились.

Ребята, Мышонок, Ёж и Мишка Косолапый очень хотят на новоселье пригласить гостей. Только они боятся, что гости не смогут их домик в лесу найти. Давайте из палочек построим дорожку. По этой дорожке все смогут дойти до домика друзей, никто не заблудится. Стройте дорожки одного любого цвета с правой стороны от дома, там, где лестница.

Какого цвета твоя дорожка?

Самомассаж су-джоком «Еж»

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда

Мне щекотно да-да-да

Уходи, колючий еж

В темный лес, где ты живешь!

Воспитатель: вот мы с вами и построили дома нашим жителям волшебной страны математики. Пора нам возвращаться в садик наш, Тух-диби-дух, тух-диби-дух, тух-диби-дух!

Рефлексия:

- Вам понравилось путешествие?

- Какие задания мы выполняли?

-Что мы строили?

- Из чего строили?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое самым лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях по математике»

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдетей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера Подготовила Попова Е.А. – воспитатель...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА

Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка практически с рождения. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во вре...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей с использованием палочек Кюизенера»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...