НОД по познавательному развитию в средней с использованием Палочек Кюизенера
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе (с цветными палочками Кюизенера)
Тема: «Построим зверятам домики»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать элементарные математические представления.
Задачи:
«Познавательное развитие»: закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; представления детей о длине: самая длинная, самая короткая; порядковый счёт в пределах пяти; закрепить цвета: чёрный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, бордовый, синий, красный, жёлтый; умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; развивать у детей временные представления; умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх, посередине.
«Речевое развитие»: развивать диалогическую речь (умение слушать собеседника, излагать своё мнение), устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы (высказываться логично, связно), формировать навык образования обратных слов; расширять словарный запас именами существительными по теме.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение приводить в порядок свое рабочее место, привитие культуры общения, формировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
«Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение.
«Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки, пальчиковой гимнастики; формировать осознанное отношение к своему здоровью, следить за осанкой во время работы за столом.
Методы и приёмы:
Практические: выполнение движений в физминутке «Дом», и самомассажу «Еж», строительство домика.
Словесные: Беседа, вопросы, образец ответа, напоминания, обсуждение, отгадывание загадок, образование обратных слов, прослушивание задач в стихотворной форме.
Наглядные: рассматривание иллюстраций (картинка избушки, иллюстрации ежа, мышки, медведя), показ строительного материала.
Оборудование: Набор цветных палочек Кюизенера, мяч.
Совместная деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Дом», самомассаж «Еж» |
Игровая | Игра-приветствие «Здравствуйте», игра с мячом |
Познавательно-исследовательская | Упражнение в сравнении квадрата и прямоугольника, ступенек по длине и по цвету, счёт предметов |
Продуктивная | Строительство домика, лестницы, дорожки, |
Коммуникативная | Диалог, решение задач, игра «Наоборот» |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение загадок в стихах, логических задач |
Организационная часть:
Игра-приветствие
"Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну математики, чтобы мы очутились в волшебной стране, я прочту трижды заклинание: «Тух-диби-дух, тух-диби-дух, тух-диби-дух!»
Волшебная страна очень большая, в ней много жителей, и все они хотят поиграть с вами.
А кто же они, вы узнаете, если разгадаете мои загадки.
1.Пи-пи-пи она сказала
Сразу в норку убежала
Что же это за малышка,
Это маленькая (мышка)
2. Кто в берлоге до весны.
Днем и ночью смотрит сны? (медведь)
3.Под кустом, под ёлкой, катится клубок с иголками (ёж).
На доске появляется изображение зверей.
Воспитатель: Мышка предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот»
Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросает обратно и называет, наоборот, названному понятию.
День-ночь;
Большой-маленький;
Высокий-низкий;
Длинный-короткий;
Белый-черный;
Один-много;
Далекий-близкий;
Тяжелый-легкий;
Чистый-грязный.
Воспитатель: Мишка косолапый предлагает решить «Логические задачки»
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один и уселся рядом с ним
Сколько стало щенят? (2)
2. Карандаш 1 у Пети,
Карандаш 1 у Саши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?(2)
3. У домика утром 2 зайца сидели
И дружно веселую песенку пели
Один убежал, а другой вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
4. Известно, что кошки не носят сапожки
Но мама купила сапожки кошке
Сколько сапожек мама купила
Чтоб кошка лапок не замочила? (4)
Основная часть:
Воспитатель: Ёжик хочет вам рассказать историю про себя и своих друзей. Садитесь скорее и слушайте внимательно. (Дети садятся на стульчики).
В лесу в избушке с окошком жили Ежонок, Мышонок и Мишка Косолапый.
(изображение избушки)
Жили они дружно. Ежонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка Косолапый дрова рубил, воду из колодца носил, а Мышонок дома прибирал, еду готовил. Вот однажды сидели друзья в домике, вдруг подул сильный ветер и сломал домик (убрать изображение домика). Еле успели из него выскочить Мышонок, Ежонок и Мишка Косолапый.
Сели они на пенёк и стали думать, что же им дальше делать. Думали, думали и решили построить новый дом, лучше прежнего. Но строить мы не умели. Мы можем им помочь, ребята? Мы с вами построим дом для наших лесных друзей, строить мы будем из цветных палочек. Согласны? (да)
Воспитатель:
Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)
- Стены готовы.
- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)
- Постройте крышу из трёх синих палочек.
- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)
- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому что есть 3 угла)
- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)
- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.
- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)
- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.
- Какой формы получилось окно? (окно получилось прямоугольное)
- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)
- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.
- Молодцы! Теперь можно пригласить наших зверят в дом? (Да)
Физкультминутка: «Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
Воспитатель: домик для зверей мы построили, но им очень неудобно заходить в дом, так как нет лестницы. Мы должны помочь Ежонку, Мышонку и Мишке Косолапому построить для них ступеньки.
- Возьмите по одной палочке: чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.
-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.
- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.
- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька розового цвета)
- Какого цвета ступеньки находятся в середине?
(В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)
- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)
- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу вверх.
- Какого цвета ступенька первая? (Первая ступенька чёрного цвета)
- Вторая? (Вторая ступенька фиолетового цвета)
- Третья? (Третья ступенька жёлтого цвета)
- А красная ступенька какая по счёту? (Красная ступенька четвёртая)
- А розовая? (Розовая ступенька пятая)
- Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)
Воспитатель: молодцы, и с этим заданием справились.
Ребята, Мышонок, Ёж и Мишка Косолапый очень хотят на новоселье пригласить гостей. Только они боятся, что гости не смогут их домик в лесу найти. Давайте из палочек построим дорожку. По этой дорожке все смогут дойти до домика друзей, никто не заблудится. Стройте дорожки одного любого цвета с правой стороны от дома, там, где лестница.
Какого цвета твоя дорожка?
Самомассаж су-джоком «Еж»
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда
Мне щекотно да-да-да
Уходи, колючий еж
В темный лес, где ты живешь!
Воспитатель: вот мы с вами и построили дома нашим жителям волшебной страны математики. Пора нам возвращаться в садик наш, Тух-диби-дух, тух-диби-дух, тух-диби-дух!
Рефлексия:
- Вам понравилось путешествие?
- Какие задания мы выполняли?
-Что мы строили?
- Из чего строили?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое самым лёгким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка«Использование палочек Кюизенерав познавательно-речевом развитии детейсредней группы на занятиях по математике»
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...
Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера
КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдетей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера Подготовила Попова Е.А. – воспитатель...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Практико – ориентированная разработка...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА
Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка практически с рождения. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во вре...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей с использованием палочек Кюизенера»
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...