Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.konspekt_zayushkina_izbushka.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
комплексного занятия
по логико-математическому развитию на основе
развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»
для детей средней группы (4-5 лет)
на тему:
«Заюшкина избушка».
Выполнила:
слушатель курсов ПП по ДПП « Педагогика и методика дошкольного образования»
Яковлева Э.А.
2 группа
Саратов 2015
Образовательная программа: примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».
Возрастная группа: средняя, дети 4-5 лет.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Волшебный мир сказок».
Тема НОД: «Заюшкина избушка».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников, формирования элементарных математических представлений и умений.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей навыки работы с палочками Кюизенера, вызвать интерес к игре с палочками и желание действовать с ними;
формировать у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая); развивать использование в речи слов: столько же, один, много; развивать счет в пределах 5; формировать ориентацию в пространстве (слева, справа).
Развивающие: формировать понимание поставленной задачи и развивать умение решить ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства заботливости и сопереживания; поощрять желание помочь сказочным героям; воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, изготовление продукта детского творчества (домик и забор, лавочка из палочек Кюизенера, дорожка из блоков Дьенеша, разукрашивание раскраски «Зайчик»), физминутка «Весело в лесу», пальчиковая игра «Дом на горе».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, наборы цветных палочек Кюизенера, блоки Дьенеша – по одному комплекту на каждого ребенка, по одному зайчику - раскраске и коробке карандашей на каждого ребенка, игрушка – зайчик, книга «Сказки».
Планируемый результат: развивать у детей знания основных геометрических форм, базовых цветов и оттенков, представлений о длине; понятий «право» и «лево».
Методы и приемы:
Наглядные: показ, рассматривание.
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение, сравнение.
Практические: конструирование по заданию воспитателя, физминутка «Весело в лесу», пальчиковая игра «Дом на горе», изобразительная деятельность – разукрашивание карандашами раскраски.
Наглядные средства обучения: слайды с иллюстрациями к сказке «Заюшкина избушка».
Словарная работа: колышки, гостинцы.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка».
Структура
I.Вводная часть.
Отгадывание загадки о зайце.
Создание проблемной ситуации.
II.Основная часть.
Конструирование дома и лесенки.
Физминутка «Весело в лесу».
Конструирование забора.
Пальчиковая игра «Дом на горе».
Конструирование лавочки, дорожек.
III.Заключительная часть.
Подведение итогов.
Разукрашивание бумажных зайчиков.
Ход занятия.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
I. Вводная часть | ||
Детей встречает воспитатель с книгой «Сказки». - Здравствуйте, ребята! - Посмотрите, что это за книжка у меня в руках? - Дети, а вы любите сказки? - А какие сказки о животных вы знаете? Назовите их. - А в какой сказке лисичка присвоила себе чужой домик? Как называется эта сказка? Воспитатель показывает слайды – иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка». - Верно отгадали, молодцы! К нам сегодня пришел гость из этой сказки, а вот кто это, вы сейчас попробуете отгадать! Загадка: Что за зверь лесной, По полю скачет - ушки прячет, Зверь ушастый, летом серый, Воспитатель берет игрушку – зайчика. - Верно! Давайте поздороваемся с гостем! - Зайчик очень расстроился, потому что лисичка выгнала его из дома, он просит вас о помощи. Его зайчатам негде жить! Скажите, а как мы сможем помочь зайчику и его деткам? - Давайте построим для зайчика и его маленьких зайчат дома из цветных палочек. | Дети заходят в группу. Дети здороваются и садятся на стульчики. Дети отвечают, что это книга, в которой собраны сказки. Дети отвечают: «Да!». Дети перечисляют названия сказок о животных. Дети отвечают, что это сказка «Заюшкина избушка». Дети отгадывают (Заяц). Дети здороваются с героем. Дети предлагают решение проблемной ситуации (выгнать лису, построить новый дом для зайцев). | |
II. Основная часть | ||
Конструирование домика и лесенки. - Итак, приступаем к строительству. Возьмите две синие палочки и две оранжевые и постройте стену дома. Какой формы получилась стена? - Из двух оранжевых палочек постройте крышу дома. Какой формы получилась крыша у дома? - Стены и крыша готовы. А что еще бывает у дома? - Из четырех розовых палочек сделайте окно, а из двух желтых палочек – дверь. - А что может быть на крыше дома? Сделайте из одной красной палочки трубу. - Что идет из трубы? Подумайте, из каких палочек можно сделать дым? - Сколько палочек понадобилось? - Дети, зайчикам очень хочется войти в дом. Что нужно пристроить к дому? - Давайте построим лесенку из желтой, красной и розовой палочки. Воспитатель раздает бумажных зайчат детям. - А вот и маленькие зайчата! Пустите их в домики. Поставьте зайчика на самую низкую ступеньку лестницы. Молодцы! Поставьте зайчика на самую верхнюю ступеньку лестницы. Поставьте зайчика на ступеньку, которая находится посередине лестницы. А теперь поставьте зайчика на самую длинную ступеньку лестницы, на самую короткую ступеньку. Вы замечательно потрудились, а теперь пришло время отдохнуть. Сейчас зайки научат нас интересной игре. | Дети конструируют по предложенной воспитателем схеме. Дети отвечают, что получилась прямоугольная стена. Дети отвечают – треугольная. Дети отвечают – окна, двери. Дети конструируют. Дети отвечают – труба. Дети конструируют. Дети отвечают – дым. Дети по собственному замыслу конструируют дым. Каждый ребенок считает, сколько и каких палочек он использовал для конструирования дыма. Дети отвечают – лесенку. Дети конструируют лесенку. Дети выполняют просьбы воспитателя, играя с бумажными зайчиками. | |
Физминутка «Весело в лесу» Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? Вот лиса идёт по лесу: Кто ж там скачет интересно? Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчишки убегают. Вот голодная лисичка Грустно смотрит в небеса. Тяжело вздыхает, Садится, отдыхает. | Дети повторяют движения за воспитателем. Прыжки на месте. Ходьба на месте. Потягивание - руки вперёд. Потягивание на цыпочках. Бег на месте. Ходьба на месте. Потягивание - руки вверх. Глубокий вдох и выдох. Дети садятся отдыхать на свои места. | |
Конструирование забора. - Дети, а как мы можем защитить наших зайчиков от лисы? - Для того чтобы зайчики были защищены, построим забор из высоких и низких колышек – по вашему желанию. - Вот и забор у дома есть. Сколько высоких колышек получилось у каждого из вас? Сколько низких? Какого цвета высокие колышки? Какого цвета низкие колышки? - А теперь давайте опять немного отдохнем и поиграем! | Дети предлагают решение проблемной ситуации. Дети конструируют забор по собственному замыслу, используя палочки разной длины. Дети отвечают. | |
Пальчиковая игра «Дом на горе» На горе мы видим дом. Много зелени кругом. Вот – деревья, вот – кусты. Вот – душистые цветы. Окружает все забор. За забором чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем. В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук… В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли! | Дети повторяют движения за воспитателем. Кисти рук сложить «домиком». Волнообразные движения кистями рук. Руками показать «деревья» и «кусты». Пальцами показать «бутон». Пальцами показать «забор». Погладить ладонями стол. Кистями рук показать «ворота». Пальцами «пробежаться» по столу. Постучать кулаками по столу. Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь. Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то. | |
Конструирование лавочки и дорожек. - Чтобы зайчик мог отдыхать возле дома, построим лавочку из любых палочек слева от домика. - Сколько взяли палочек, бревнышек? Какого цвета? - Дети, как же зайчики будут ходить друг другу в гости? - Может, помогут дорожки? Выложите справа от домика дорожку из камешков – любых блоков, но так, чтобы одинаковых камешков не было рядом. | Дети садятся на свои места. Дети конструируют лавочку по собственному замыслу. Каждый ребенок анализирует, сколько палочек и какого цвета он взял. Дети предлагают решение – построить дорожки. Если такого ответа не прозвучало, воспитатель подсказывает. Дети выкладывают дорожки из блоков Дьенеша. | |
III. Заключительная часть | ||
- Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими зайчиками! Зайчик идет по дорожке. Какого цвета и какой формы камешки? Поднялся по лесенке вверх. Спустился вниз, постоял у лавочки, посидел. Как вы думаете, дети, понравились зайчатам ваши домики? - Я думаю, что зайчики будут жить в ваших домиках с удовольствием. Вы сегодня замечательно потрудились. Зайчики говорят вам спасибо! А теперь возьмите наши волшебные карандаши и разукрасьте своих зайчат! | Дети играют. Дети отвечают, из каких блоков они сложили дорожки. Дети отвечают – да. Дети разукрашивают бумажных зайчиков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.
Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».
Логические блоки Дьенеша - игра, которая ненавязчиво, но серьезно развивает математические способности ребенка....
Интегрированное занятие с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР
Занятие разработано для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Проводится совмесно учителем-логопедом и воспитателем....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».
Цель: Способствовать развитию математических представлений на основе использования блоков Дьенеша.Задачи:формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельност...
Картотека игр и упражнений с Блоками Дьенеша для детей средней группы
Картотека игр и упражнений с Блоками Дьенеша для детей средней группы...
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...