«Занимательные игры, как одно из средств развития познавательных способностей у детей»
методическая разработка по математике
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательные игры, как одно из средств развития познавательных способностей у детей»
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра – имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива», так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Для детей дошкольного возраста, как отмечала Н.К. Крупская, игра-учеба, игра-труд, игра - способ познания окружающего. В игре ребенок познает цвет, форму, пространственные и числовые отношения. У него развивается мышление, воображение, речь, память, внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания тогда, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, поведение. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая над темой «Занимательные игры, как одно из средств развития познавательных способностей у детей», ставлю перед собой цель. Цель: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через занимательные математические игры. Достижение цели осуществляется путем решения задач. 1. Развивать у ребенка познавательный интерес, желание узнать новое. 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. 3. Развивать речь ребенка, конструктивные способности. 4. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. 5.Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка. Развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как, без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все занимательные игры я разделила на несколько групп: 1. Игры с величиной и формой предметов, 2. Игры с пространственными и временными ориентировками, 3. Игры на количество и счет, 4. Игры на логическое мышление. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у детей очень рано, уже с младенческого возраста. Они на каждом шагу сталкиваются с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Поэтому, начиная работу, центральное место отводила обогащению сенсорного опыта детей, путем ознакомления с величиной, формой и пространством. Обучение строила по принципу постепенного движения. К началу третьего года жизни дети достаточно хорошо овладевают речью. Они понимают объяснения и задания взрослого, пытаются сравнивать предметы по цвету, форме, величине и количеству. Они усваивают отдельные слова – числительные ( два, три, пять, восемь), не всегда вкладывая в них математическое содержание. Нередко эти слова –числительные дети употребляют в значении «другой», «еще один», а то и просто признают их как аккомпанемент к действию. Например, шагает по дорожке и говорит: «Раз-два, раз – два». Ребенок, конечно, не считает, а просто произносит понравившиеся ему слова. Начиная развивать у детей интерес к счету, предлагаю поиграть в игру «Сколько шагов». Сколько шагов до двери. Давай сейчас с тобой проверим, Смотри внимательно, И все шаги мои считай, Раз, два…. Шагаем разными способами: большими и маленькими шагами, подпрыгивая. Постепенно все дети включаются в игру. Дети очень любят пальчиковые игры, играем в игру «Три котенка, три утенка».
Три маленьких котенка, На коврике лежат, Три маленьких котенка, Нам «мяу» говорят. Читая стишки, и каждый раз доходя до «три», поднимаем вверх три пальца. В следующий раз сочиняем стишки про «трех больших коров», мычащих в хлеву или «трех поросят». Первыми моими помощниками стали произведения устного народного творчества. Например. Читая потешку «Сорока - белобока», показывала, что на руке много-много пальчиков «деток сороки». А теперь спрятались детки (сжали кулачки). Но вот один ротик открыл, еще один…. Вот сколько много деток у сороки!» Так постепенно осуществляла подготовительную работу к овладению детей счету. Дети двух с половиной лет любят играть с кубиками, мячами. Из кубиков строят – накладывают друг на друга, а шары и мячи катают, не задумываясь над их особенностями. Проводила игры «Покатился, покатился, хлоп и к Диме прикатился». Дети катали мячи друг другу. Но вот на всех мячей не хватило. Предлагаю взять кубик и покатить его. А он не катится. Начинаем рассматривать его, ставим кубики друг на друга, на пол, на стол. «Везде кубик стоит. А мяч?». Так узнаем, что мяч круглый, он катится. В следующий раз на столе появляется игрушка - пирамидка. Озорник зайка Ушастик рассыпает кольца, и мы вместе с детьми ищем большое колечко, поменьше еще меньше и т.д. Знакомя детей с величиной, старалась организовать работу и во время бытовых процессов (при одевании, раздевании, подготовке к приему пищи, к прогулке). Вдруг, среди детской обуви появлялся большой и совсем маленький ботинок: «Чьи такие большие ботинки? А где твои?». Так ищем пару ботинок. Планируя работу, старалась включить математическое содержание в контекст, традиционных видов деятельности: лепим зайке большую и маленькую морковку, ищем стульчик медведям. Сказочные персонажи помогают детям понять пространственные расположения предметов: на, под, внутри, спереди, вверху, внизу. Так Мишка выполняет игровые задания вместе с ребенком: «Мишка на стуле», «Мишка под стулом» или читаю стишок, в котором дети получают представление о верхе, и низе. Красивые красочные картинки помогают детям понять, кто сидит на коне впереди, а кто сзади, кто на табуретке, кто на полу. В начале года, провела диагностику детей и выяснила, каждый ребенок научился: подбирать по форме, величине, по цвету. Это помогло мне спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей детей, создать предметно – развивающую среду, в которой использовали разнообразные картинки, матрешки, пирамидки, настольно - печатные игры типа «Подбери пару», «Составь пару», «Сложи из палочек», «Сложи цветок». Для закрепления цвета создали «Город разноцветных человечков» и город «Волшебных фонариков». Закрепляя знания о величине, составляли коллаж «Гусенички», устраивали для кукол праздник, украшая стол большими и маленькими вазами. Радость общения с взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо трехлетнему ребенку. В играх с разнообразными мозаиками определяли цвет, форму, величину, учились группировать предметы по двум признакам. Так в игре «Составь цветок», девочки выбирали все треугольники лепестки, мальчики - круглые. Затем дети менялись заданием. Для умения группировать предметы проводила игру «Укрась коврик». Конечно, не все дети одинаково справлялись с заданием, поэтому менее слабому ребенку, предлагала задания чуть легче. По сути, дети выполняли одну и ту же работу, и отстающий ребенок справлялся, так же как и все, веря в свои силы. В следующий раз он брал карточку по труднее. Дети очень любят играть в цветные счетные палочки. Строили высокий и низкий забор для матрешек, плясали вместе с ними, показывая какой высокий забор, какой низкий. В следующий раз «ходили гулять» с ними по широкой и узкой дорожке. Закреплению знаний о величине предметов помогают книги, показ сказок, например «Три медведя», «Репка», «Хвосты». Знания о величине закрепляли, одевая детей на прогулку. Так же как ботиночек, вдруг в кабинке оказывался кукольный шарфик, который пытались завязать ребенку. Выяснили, что он короткий. Трехлетний ребенок должен различать и называть части суток. Для этого проводили игры «Наш день», «Завтрак, ужин и обед», «Веселый человечек». В этом возрасте продолжали знакомить детей с формой предмета. Так в группе появился Кубарик. Вместе с Кубариком играли в игру «Кто больше увидит и назовет круглых предметов». В следующий раз Кубарик показывал детям, какой у него красивый носовой платок, и мы искали предметы квадратной формы. Еще Кубарик решил прокатиться на машине, и мы подбирали колеса к его машине. Кубарик украшал елку, и у него не хватило игрушек – гирлянд. Составляли красивую гирлянду из частей: квадратов и круга. Для индивидуальных заданий предлагали такие, как «Закрой двери в домиках», «Достань куклам конфетки». Формирование представлений о количестве у трехлеток ограничено до числовым периодом обучения. В игре «Медведь и пчелы», « Летчики», «Фонарики», «Поезд», «Сбор урожая», учились выделять один предмет и много. Гуляя на площадке, мы показывали клоунам Кузе и Маркеше, как много берез, а рябинка одна. Или Кузя находил одну шишку, а Маркеша просил найти ему тоже шишку. Объединяя Маркешины и Кузины шишки, отмечали, что их много. Дети очень любят игру, «Угадай сколько». Прятали в ладонях шарик, пуговицу, камешек, предлагали детям угадать сколько там спрятано, пользуясь словами «один», «много», «ни одного». Намечая работу на следующий год, следуя логике, остановились вначале на разделах «Величина», «Геометрические фигуры» и «Ориентировка в пространстве». Дети четырехлетнего возраста легко усваивают отношения между тремя – пятью предметами по величине. Игры «Что там?» с матрешками, «Построим домики трем медведям», помогают ребенку найти соответствующие части по величине нескольким предметам. Дети любят рассматривать картинки, раскрашивать. Предлагаем книжки – раскраски, в которых дети не только раскрашивают но и уточняют такие понятия как: толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий - низкий. Ценность таких книг в том, что у ребенка развивается мотивационная деятельность. Они раскрашивают на большой елке красные шары, на маленькой – желтые для того, чтобы удивить Снегурочку. Помогают Гномику найти гриб с толстой ножкой, и узнают, что у мухомора ножка тоненькая. Раскрашивая, сравнивали карандаши по величине: красный – длинный, желтый – короткий. В младшей группе мы знакомились с геометрическими фигурами, в средней группе учимся различать и называть их. Так в игре «Найди свое место», учимся различать геометрические фигуры и соотносить их, находить такую - же. Раскладываем на стульчиках карточки с изображением геометрических фигур, детям даем аналогичные. Бегая по группе, дети после сигнала находят свое место. Таким образом, изображение геометрических фигур служит средством для достижения цели. Постепенно игру усложняем. Геометрические изображения на карточке, например, у детей могут быть больше или меньше по размеру. Или карточки на стульчиках меняются местами. В игре «Найди свою фигуру» наиболее ярко видны достижения игрового результата по усвоению математике. Дети делятся на две группы у одних – геометрические фигуры, подобраны соответственно, на ящике; у других – конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Дети первой группы опускают в ящик геометрические фигуры – письма, а другие, ориетируясь по изображениям на своих конвертах «получают», находят свое «письмо». В этой игре дети учатся не только запоминать геометрические фигуры, но появляется речевая активность играющих умение помогать друг другу. И опять же Кубарик вводит детей в мир книжек – раскрасок, давая им различные задания, предлагает с помощью своих друзей показать сказку «Репка». Игровые задания провожу и при дежурстве по столовой. Спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность стола, хлебницы). Дети четырех лет уже лучше определяют направление от себя, учатся лучше двигаться в этом направлении. И здесь помогают такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь, что найдешь». Через эти игры дети учатся не только ориентировке в пространстве, но и на листе бумаги. Так веселый Колобок, убегая от лисы, бегает по листу бумаги, прячась за елочки, под елочкой, наверху листа, внизу, справа, слева. Или плутишка Котик «зажигает огоньки на карточке». Для закрепления представлений о времени суток провожу такие игры, как «Наш день», «Когда это бывает» и др. Дети очень любят стихи, загадки и с удовольствием играют, отгадывают, читают стихи в игре «Вчера, сегодня, завтра». Без счета дети обходятся только в младшем возрасте. На пятом году жизни появляется интерес не только к счету, но и к цифрам, порядковому счету. В игре «Сказочные ситуации» вместе с зайчатами Пифом и Пафом ищем морковки и делим их поровну, знакомимся с цифрами. Провожу такие игры как «Число, как тебя зовут», «Найди число», «Подбери цифру», «Домино». В игре «Домино» есть числовые и цифровые обозначения. Дети усваивают цифры, ищут ответ по цифрам. Дети, которые затрудняются, могут считать предметы. На прогулке дети ищут домики зверей по числовым карточкам и цифрам. Со средней группы начинаем работать в тетрадях. В своей работе я использую тетрадь Л.М. Козыревой «Как подружиться с математикой» или «Мы считаем до пяти». Порядковый счет изучаем, играя в игру «Кто за кем», показывая сказку «Козленок, который учился считать до десяти», «Теремок», « Репка». Дети любят играть машинами. Машины едут на заправку: первой едет грузовая, вторая – легковая, третьей – трактор. Спрашиваю: какая по счету легковая?». Так в игре закрепляем порядковый счет. Одеваясь на прогулку, отмечаем. Кто оделся первый, второй и т.д. Отмечая проделанную работу, нельзя остановиться на работе старшей и подготовительной группах. Программой старшей и подготовительной групп предусматривается развитие мыслительных операций: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию. Изучали натуральные числа от 1 до 10 на системе практических упражнений, раскрывали смысл арифметических действий. Ведущей деятельностью продолжает являться игра. Используя игры, учила детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот. Играя в игры, «Какой цифры не стало», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей», научились свободно оперировать числами в пределах десяти. При знакомстве с цифрами в пределах 10 проводила такие игры, как «Число как тебя зовут», «Цифры наши друзья». В этих играх дети описывали характер цифры, перечисляют ее любимые занятия. Например, у цифры 2 есть сестра двойняшка, которая похожа на нее как две капли воды. Двойняшки гордятся, что у людей две руки, две ноги, два уха, глаза и т.д. Играя, «Считай не ошибись», «В гости к Вини – Пуху», усваиваем прямой и обратный счет, порядковый счет. В младшей и средней группах дети усваивали части суток, в старших группах учились различать и называть дни недели и месяцы. Дети с удовольствием играли в игру «Живая неделя», «Лови, бросай, дни недели называй». Драматизировали стихотворение З.Александровой «Наша столовая», решали логические задачи «о чем задумалась Наташа» или задачи – шутки. Например, Света уехала к бабушке в субботу, мама обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама. Знания о временах года, помогает закрепить драматизация сказки «Двенадцать месяцев». В подготовительной группе знакомились с понятием «время». Понять и запомнить время на часах помогали такие игры, как «Машенькин день», «Который час». Вместе с Кузей и Маркешей путешествовали по времени. В своей работе использовала игры и упражнения различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Так, для закрепления геометрических форм проводила игры, как «Найди такой узор», «Кто больше назовет предметов», «Найди нестандартную фигуру», «Веселая логика». Эти игры направлены на тренировку мышления, зрительного обследования и анализа предметов. Кузя и Маркеша помогали детям строить Геометрическую площадь, устраивали веселый праздник, где дети выкладывали сюжетные фигуры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». А затем нас ждал новый город математических задач. Включала игры и упражнения в рифмованной форме. Они оживляют работу, вносят элемент занимательности. Настольные игры «Арифметика», «Веселые цифры», развивают логику, раскрывают смысл арифметических действий. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. В конце года дети умели найти самостоятельно ход решений. У них сложились положительные эмоциональные отношения к задаче, что стимулирует мыслительную активность. Детям интересна конечная цель. Математические игры обладают уникальным развивающим эффектом. Выполняя игровые задания, ребенок учится самостоятельно мыслить, рассуждать. Важно, чтобы и родители помогли малышу, были с ним рядом. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство родителей. Для родителей устраивали выставки книг «обучение с увлечением», совместно проводили математические праздники, «КВН», «Путешествие в галактику». Ставили спектакли в театре «Колобок с познавательно – математическим содержанием», «Три поросенка», «Три медведя», «Алиса в стране математике». Родители изготовляли декорации: числовые фризы, абстрактные геометрические панно, показывали математические фокусы. Устраивали конкурсы «Математический театр», «В гостях у Гнома – часовщика», «Художественное слово и математика». В уголке для родителей выставляла папки с играми, объясняя цель и ход игры, давала домашние задания, за которые дети старались получить «веселое солнышко», а не хмурую тучку с дождиком.
Заключение: Работа над темой «Занимательные игры, как одно из средств развития познавательных способностей у детей» позволила ввести детей в мир математики не только как теории, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, проявляют свою сообразительность, смекалку, учатся вести самостоятельный поиск, помогают «догнать» товарищей, воспитывает уверенность. Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
Литература.
- «Дидактические игры в детском саду» А.И. Сорокина.
- «Чего на свете не бывает» О.М. Дьяченко, Е.А. Агаева.
- «Степени творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.М. Михайлова.
- «Давайте поиграем» А.А. Столяр.
- «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеев.
- «Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А.В. Басов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квиллинг одно из средств развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
материал для доклада...
Опыт работы " Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей "
Опыт работы " Лэпбук"...
План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...
Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»
Цель проекта:Создать условия для развития у детей подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность по использованию занимательных игр математического содер...