«Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста"(школа молодого воспитателя)
консультация по математике

Иванова Марина Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_konsultatsiya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

        «Занимательный материал по математике и его использование

                                 при организации регламентируемой

         и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

                                       (школа молодого  воспитателя)

    Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.

Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

 Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

                                                                                                          В.А. Сухомлинский.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.   

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.

Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

В самом начале занятия, в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Разнообразный элементарный занимательный материал может классифицировать, выделив в нём условно три основные группы:

Развлечения;

Математические игры и задачи;

Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Занимательный математический материал:

это развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы).

Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех», «Вьетнамская игра» и т.д.

Математические игры логические задачи и упражнения (шашки, шахматы, словесные и т.д.)

Дидактические игры и упражнения (с наглядными материалами, словесные игры).

В детском саду, в утреннее и вечернее время, можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Организация уголков занимательной математики, возможна в группах начиная со среднего дошкольного возраста. В уголке помещаются разнообразный занимательный материал, с тем чтобы, каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы», и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Все они интересны и занимательны. В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал.

Вывод:

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

        Литература:

  • 1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений.
  • М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • 2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
  • 3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
  • 4. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
  • 5. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
  • 6. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
  • 7. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
  • 8. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.
  • 9.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1997.
  • 10. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
  • 11. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4.
  • 12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 156 с.
  • 13. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
  • 14Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
  • 15. Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск зн...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей«Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.  С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исс...

Консультация для молодых специалистов "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Консультация для молодых специалистов "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"...