Мастер-класс «Семейный бюджет, доходы и расходы»
проект по математике (подготовительная группа)
В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения – это распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017 - 2023 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_master_klass.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» «Солнышко» г. Надыма»
Мастер-класс
«Семейный бюджет, доходы и расходы»
педагог-организатор
Алябьева Светлана Викторовна
г. Надым
2020 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения – это распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017 - 2023 гг. ссылка
Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Уже с детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков и эти навыки помогут развить умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Цель занятий по финансовой грамотности – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать простые экономические знания.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- Развитие познавательного интереса у дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. - Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
- Определять разницу между "хочу" и "надо".
Наши занятия проходят в виде факультатива «Бизнес проект «Бюджет дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста.
Формы работы:
- Деловые, сюжетно-ролевые игры;
- Анализ поступков героев художественных;
- Беседы с детьми;
- Ситуационные задачи;
- Викторины и конкурсы;
- Мини-спектакли;
- Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
- Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.
Практическая часть
Добрый день уважаемые коллеги!
Внимание на экран. (Показ мультфильма «Бурый и белый медведь»).
После просмотра мультфильма вопросы залу.
- Скажите, пожалуйста, сколько вчера вы потратили денег?
- Были ли эти покупки необходимыми и запланированными?
- А сегодня вы совершили бы эти покупки или отчасти трат отказались?
- Как бы вы сегодня распорядились финансами, которые вы потратили вчера?
Сегодня вашему вниманию я предлагаю вам несколько финансовых игр – заданий.
- И так начнем с разминки. «Кто по профессии?»
На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.
- Печкин-почтальон.
- Айболит-доктор
- Винтик и Шпунтик-механики
- Старик-рыбак
- Храбрый портняжка-портной
- Дядя Стёпа-милиционер
- Фрекен Бокк- домоучительница, няня
- Три поросенка- строители
- Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
- Скрудж Макдак - бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
- Белка и Стрелка- космонавты
- Тюбик-художник
Кто дал первый и правильный ответ, получает бумажную банкноту номиналом в 100р и 200р по очереди. (таким образом формируются 2 фокус-группы)
Вот и сформировались наши фокус-группы, назовём их условно семья Ивановых и семья Кузнецовых.
Приглашаю семьи занять места за столиками с соответствующей купюрой.
-А вы знаете, что такое бюджет?
(Ответы)
-Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.
-Что такое доходы и откуда они берутся?
(Все деньги, которые приходят в семью: зарплата, пенсия, стипендия, пособия)
- Что такое расходы, и какими они бывают?
(траты денег - необходимые (надо) и желательные (хочу), есть еще и лишние расходы, такие как вторая помада или шуба)
-Уважаемые члены семьи, я предлагаю вам составить семейный бюджет. Семья Ивановых составляет кошелек доходов, а семья Кузнецовых корзину расходов.
(Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на соответствующие места бюджета семьи).
(Должно получиться 15 доходов и 15 расходов)
Доходы Расходы
Заработная плата ЖКХ
Пенсия Продукты
Стипендия Лекарство
Пособия Оплата за д/с
Наследство Путешествия
Лотерея Развлечения
Призы и подарки Обучение
Гранд Транспорт
Доход от сдачи в аренду Ипотека
Помощь Лечение
Доход от приусадебного
хозяйства Игрушки
Доход от продажи недвижимости Услуги
Бизнес Налоговые платежи
Проценты по вкладам в банк Игрушки
Предпринимательство Одежда
Пока команды составляют бюджет семьи, идет работа с залом.
«Угадай сказку»
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
(на воздушном шарике прикреплены загадки. Педагоги отрывают загадку, отгадывают и передают шар другому педагогу).
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
«Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
«Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
«Золотая антилопа»
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
«Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
«Кот в сапогах»
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Я вижу, наши семьи готовы, и мы попросим озвучить свои результаты. (После озвучивания результатов команды получают по 15 монет)
Вывод: Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи, который складывается в основном из зарплаты родителей, пенсии и пособий. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, в каждой семье должен быть план доходов и расходов.
А теперь я предлагаю нашим семьям поиграть в «Семейный бюджет».
Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты.
Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.
Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.
Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.
Сектор «сюрприз».
Время на выполнение: 2 мин
Пока работают команды работа с залом.
- Вы знакомы с такими понятиями как товары и услуги? Давайте, я вам напомню.
Для того, чтобы удовлетворить все ваши потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные.
Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить.
Вы должны похлопать в ладоши, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – потопать.
Игрушки – Т.
Парикмахерская – У
Одежда – Т.
Почта – У
Кукла – Т.
Духи - Т
Мастерская – У
Книга – Т.
Фломастеры – Т
Фитнес-зал- У
Детский сад «Солнышко» - У
Шоколад «Алёнка» - Т
Бассейн «Дельфин» - У
Сосиски «Боярские» - Т
Центр «Домашний очаг» - У.
После выполнения задания и прослушивания ответов, предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.
После выполнения педагоги делают выводы.
- Наша семья составила семейный бюджет, я попрошу ниши семьи пройти на свои места и всем вместе пройти экономическую викторину.
«Экономические загадки – добавлялки»
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.
(Загадываю экономические загадки – добавлялки).
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. В своей работе я использую методические пособия Алма «Финансовая грамотность»; «Занимательные финансы» Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская, «Комплект учебно-методических материалов образовательного курса для дошкольников «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики.
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Большое все спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.
Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >> Образовательная область:...
«Семейный бюджет» «Доходы и расходы»
Занятие по финансовой грамотности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Семейный бюджет», «Доходы и расходы»...
Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....
ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....
Семейный бюджет. Доходы и расходы.
Цель: Продолжить формирование представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные (основные) и необязательные (неосновные))....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»
Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...