«Семейный бюджет» «Доходы и расходы»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Смирнова Ольга Александровна

Занятие по финансовой грамотности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Семейный бюджет», «Доходы и расходы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

Занятие по финансовой грамотности

  в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Семейный бюджет»

«Доходы и расходы»

Воспитатель

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР:

                                                                                                                                                     Смирнова

Ольга

Александровна

03.02 .2022 г.

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники. Доходы (заработная плата, стипендия, пенсия), расходы (обязательные и необязательные).

Задачи: Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают. Воспитывать в детях бережное отношение к деньгам.

Ход занятия:

– Дети, подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу. (Ответы детей)

А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? (Ответы детей)

 На что ваша семья расходует деньги?

(Ответы детей)

Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (Ответы детей)

Знакомлю детей с понятиями «доходы» и «расходы».

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи.  К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа  с огорода картофеля, яблок.

(Раскладываю на столе  карточки с названиями доходов)

Но, ребята, в каждой семье есть и расходы.

Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?  Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи.

(Раскладываю на столе  картинки -карточки с расходами , рассматриваем  их)

И  за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Рассматриваю с детьми схему «Доход-расход».

Дети, посмотрите на эти тучки.

( Показываю  детям схему дохода)

 Ребята, представьте, что тучки – это бюджет.  На тучку капают капли (присоединяю  капли к тучке), эта тучка стала больше, значит  бюджет семьи увеличился  и это - доходы.  Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

-Повторите, что такое доходы. (Ответы детей)

(Показываю детям схему расхода)

А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убираю капли), эта тучка стала меньше,  значит, бюджет семьи  уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.

Повторите, что такое расходы (ответы детей)

Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы  увеличились, и было меньше расходов? (Ответы детей)

Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду вам по очереди бросать мяч и называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

                                        Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять                 -шаги на месте

Будем мы в бюджет играть!

Раз – зарплата папы,                         - чуть-чуть присесть

Два – зарплата мамы,                        -присесть ниже

Три – бабушкина пенсия,                  -присесть ещё ниже

Четыре – братика стипендия.            -присесть ещё ниже

Ну а пять – ещё мал,                         -присесть на корточки

Не имеет капитал.                              -развести руки в стороны

Он как только подрастёт –               -медленно подниматься

Будет приносить доход.

   

Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

  • -маме очень хотелось купить новую шубку,
  • -папа вступил в союз охотников -  нужно ружье,
  • -бабушка заболела – нужны лекарства,
  • -у дедушки сломались очки – нужны новые
  • -брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
  • -сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

(Ответы детей)

Верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите 

Правильно, это новая шуба, перчатки, новая кукла.

Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

 Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

 Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?

 Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.

Кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?

 Какие расходы мы называем основными? А неосновными?

 Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Семейный бюджет, доходы и расходы»

 В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача пов...

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >> Образовательная область:...

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....

Семейный бюджет. Доходы и расходы.

Цель: Продолжить формирование представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные (основные) и необязательные (неосновные))....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...