Конспект организованной образовательной деятельности в области "Познавательное развитие". Формирование элементарных математических представлений на тему: "Множество"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Учить детей выделять множества из окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mnozhestvo.docx | 97.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа «Кузьминки»
Дошкольные группы «Первоцвет»
Старшая группа «Росинка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
в области «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
на тему:
«Множество»
Конспект составила и провела
Воспитатель: Абрамян К. Н.
г. Москва, 2018 г.
Цель:
Умение выделить признак для объединения предметов в одну группу, которая обозначается одноименным названием всех предметов.
Задачи:
1.Образовательные
1.1. Развивать умение оперировать с множествами и операциями над ними.
1.2. Овладевать составлением групп из игрушек, из геометрических фигур.
1.3. Учить детей с ОВЗ выделять множества из окружающего мира.
1.4. Дать понятие о пустом множестве.
1.5. Ввести цифру 0.
1.6. Закреплять область знаний о сохранении количества, о неизменности числа при условии различий в суммировании на примере цифры 3.
1.7. Деление одного множества на подмножества.
1.8. Овладевать знаниями о монетах.
1.9. Учить складывать кошелек из бумаги.
2.Развивающие
2.1. Развивать у детей логическое мышление.
2.2. Развивать у детей мыслительные операции, сообразительность, математические способности, счет.
2.3. Развивать у детей с ОВЗ гибкость мышления, воображения, интерес к математическим знаниям.
3.Воспитательные
3.1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до результата труда.
3.2. Содействовать получению удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.
3.3. Воспитывать у детей с ОВЗ трудолюбие и получать радость от успеха.
Словарная работа: множество, признак, группа, пустое множество, монета.
Предварительная работа:
Рисование одного множества из 8 предметов.
Индивидуальная работа по теме: «Составление множеств».
Наглядный материал: игрушки, рисунки из 8 предметов, Незнайка-игрушка, мольберт.
Раздаточный материал:
Листы бумаги, игрушки, монетки.
Ход образовательной деятельности:
Мотивация или I часть:
Общая игра; «Теремок» - цель: умение найти признак, по которому образовано множество.
В. Дети, сколько в сказке персонажей? Давайте перечислим всех: мышка, муха, лягушка, петушок, зайчик, лисичка, волк, медведь – 8 персонажей.
А можно сказать, что это одно множество?
Дети: Можно.
В. Образованно по какому признаку?
Дети: По признаку животных.
В. Молодцы!
В. Дети, давайте поделимся на 3 команды, для этого каждый из вас встанет около своего места за столом и у нас будет первая, вторая и третья команды. У вас на столе лежат разные геометрические фигуры, смогли бы вы составить группы из этих фигур?
Дети: В группе 3 больших треугольника, 3маленьких, а также 3 разные желтые геометрические фигуры.
В. Вы составили множество из треугольников по признаку большие треугольники и по признаку маленькие треугольники, а также множество желтых геометрических фигур по признаку цвета. Сколько фигур в каждой группе?
Дети: по 3.
Основная или II часть:
Незнайка: Я вам принес коробку.
В. Что, ты сказал, Незнайка? Принес нам коробку? А что там? Посмотрим, дети?
(Открываем одну коробку)
Дети: Да это же наши рисунки, мы рисовали по 8 одинаковых предметов: кто мячи, кто бабочки, кто яблоки.
(В. Развешивает рисунки на мольберте.)
В. Т.е. каждый из вас нарисовал 8 одинаковых предметов. Как можно назвать это одним словом?
Дети: Множество.
В. Настя, твое множество составлено по какому признаку?
Настя: по признаку бабочек.
В. А у тебя, Кирилл?
Кирилл: мячей
В. И из скольких мячей состоит это множество?
Кирилл: из 8
Незнайка: Я что-то не понял, вы рисовали мячи, бабочки, или множества?
Дети: Мы рисовали по 8 бабочек, 8 грибочков, т.е. можно сказать, что это множество бабочек, грибочков.
В. Правильно, дети. А если множество состоит, например, из коров, то как называют такое множество?
Дети: Множество коров.
В. Стадо. А если множество лошадей, то говорят … табун, или по-другому… множество лошадей.
В. Вот вы сейчас все вместе как называетесь? – Дети, или… множество из детей. А можно сделать 2 множества из детей?
Дети: Можно. Множество из девочек и множество из мальчиков.
В. Значит, у нас сначала было одно множество по одному признаку «детей». А потом образовалось два множества – одно по признаку «мальчиков» и другое по признаку «девочек», т. е. по двум признакам. Молодцы!
Незнайка. Я теперь понял. И за это я дам каждому из своего кошелька по монетке.
В. Ребята, возьмите по монетке. А куда вы их положите? Может, и мы сделаем себе каждый по кошельку? Давайте возьмем стульчики и поставим их каждый на свое место. Встаньте, пожалуйста, по краю ковра и посмотрите внимательно, как я буду складывать бумагу, а потом вы возьмете по одному листу бумаги и сделаете себе кошелек.
Незнайка. Ой, какие красивые у вас получились кошельки. Вот вам за это еще 2 монетки.
В. Ребята, сколько сейчас у вас монет?
Дети: Три.
В. Да, правильно, у вас было сначала по одной монетке, потом вы получили еще по 2 монетки и получилось 3 монетки. Т.е. математически это можно записать:
(В. Записывает на доске: 1+1+1=3)
В. А кто-нибудь хочет поменять свои три монетки на одну? Вот у меня есть одна монетка, если кто хочет, подойдите, я вам поменяю. Как вы думаете, три монеты, достоинством в 1 и одна монета, достоинством в 3 одно и тоже? Конечно, это одно и тоже. Мы с вами уже записали, как получается 3, а как можно еще получить 3? Можно записать: 2+1=3. Хорошо, со счетом мы с вами разобрались, а скажите, пожалуйста, сколько множеств лежит у вас сейчас в кошельке?
Дети: Одно, множество монеток.
В. Из скольких монеток состоит ваше множество?
Дети: из трех.
В. Дети, скажите, пожалуйста, а у вас есть еще какое-нибудь множество?
Дети: Множество кошельков.
В. Да, это тоже множество: один кошелек. Молодцы. Значит, сколько всего у вас лежит множеств на столе?
Дети: Два множества: кошельки и монеты. Одно множество состоит из кошельков, а другое из монеток.
Незнайка. У меня тоже есть кошелек. Только я не пойму, сколько множеств лежит у меня там?
(В. берет кошелек, показывает детям, а там ничего не лежит.)
В. А должны были лежать монетки. Вот когда ничего нет, то это говорят ПУСТОЕ МНОЖЕСТВО и обозначается цифрой 0, т.е. 0 множеств.
(В. Пишет на доске цифру 0).
Незнайка. У меня еще есть коробки.
(В. Достает 3 коробки, а в них много разных игрушек.)
В. Ой, дети, сколько всяких игрушек принес нам Незнайка: животные, и посуда, и куклы, и геометрические фигуры. Можно сказать, что это Одно множество?
Дети: Да
В. По какому признаку?
Дети: по признаку игрушек.
В. А мы можем составить 4 множества из этого Одного множества игрушек? Давайте поделимся на 4 команды, встанем за столы и начнем делить.
В. Молодцы. Сколько же сейчас стало множеств?
Дети: Четыре.
В. По каким же признакам получились теперь наши множества?
Дети: По признакам кукол, животных, геометрических фигур, и посуды.
В. Молодцы! А можно эти наши множества разделить еще на 2 подмножества?
Дети. Можно. ( Делят на 8 множеств)
В. Сколько всего получилось множеств? И по какому признаку?
Дети: Восемь. 1 - по признаку маленьких и больших кукол; 2 - чашек и блюдец; 3 - домашних и диких животных; 4 - красных и синих геометрических фигур.
В. Молодцы! Значит, сначала у нас было одно большое множество игрушек, затем мы его поделили на 4 множества, а затем каждое множество поделили еще на 2 подмножества. Итого получилось 8 множеств.
Заключительная или III часть:
Незнайка. У меня в кармане еще есть одна маленькая коробочка.
В. Ну, а это мы уже посмотрим в другой раз, дорогой Незнайка. А сейчас, ребята подойдите, пожалуйста, ко мне и мы с вами поговорим.
Оценка или итог:
В. Как вы думаете, справились вы сегодня с занятием?
Дети: Да, справились.
В. А почему вы так считаете?
Дети: Мы все сделали правильно, поделили игрушки сначала на множества, а потом на подмножества.
В. Что понравилось вам больше всего?
Дети: Как мы делали кошельки.
В. А что сегодня нового вы узнали?
Дети: Что бывает пустое множество, которое можно обозначить цифрой 0.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений, знакомство с экономическими понятиями)
Формирование элементарных математических представлений, знакомство с экономическими понятиями....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Составление узора из геометрических фигур» в старшей группе
Цель: Учить составлять узор из геометрических фигур.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о геометрических фигурах: треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, круг, овал, многогранник; учить ...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ООД «Путешествие на паровозике в деревню. Порядковый счет до 10»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ(старшая группа «Фиксики»)ООД «Путешествие на пар...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Полет на солнечную планету»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе«Полет на солнечную планету»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений Младшая группа «Приключение Медвежонка»
Программное содержание: -Закреплять умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;названия цветов, соотношение формы и размера предмета;устанавливать отношения между понятиям...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «Познавательному развитию» «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Путешествие в сказку» для детей старшей группы
Возраст детей: 5 – 6 лет/ старшая группаФорма ОД: игра-путешествиеЦель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Приоритетные образователь...