ФЭМП «В гостях у геометрических фигур» в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Асхатова Маргарита Ривалевна

разработка конспекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Формированию элементарных математических представлений

«В гостях у геометрических фигур»

Составитель: Асхатова Маргарита Ривалевна

Нефтекамск, 2018

Цели: 

  1. Развивать представления о геометрических фигурах.
  2. Формировать умение выделять и объединять предметы по определенному признаку: форма, цвет, величина.

Задачи:

  1. Учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры;
  2. продолжать развивать умение работать с логическими блоками Дьенеша;
  3. учить «читать» условные обозначения и уметь находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств;
  4. закрепить умения построения предмета по образцу, по схеме;
  5. развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление.

Тип занятия: сюжетное

Форма занятия: путешествие: подгруппная (8-9 детей)

Продолжительность: 20 мин

Участники: воспитатель, дети, почтальон (младший воспитатель)

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Оборудование и материалы:

два стола: на одном рисунок Квадрата, на другом - рисунок Круга; две ленты: длинная - красного цвета, короткая - зеленого цвета, письмо, тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, конструкторы «Лего»; схемы построения ступенек из конструктора «Лего»; логические блоки Дьенеша.

Предварительная подготовка: рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Художественное слово: приветствие в стихах.
  2. Наглядные (использование наглядного материала: карточек, письма).
  3. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  4. Игровые (игра, сюрпризный момент).

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: круг, квадрат,  длинный, короткий, больше, меньше.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- Приветствие

- Получение письма

2 мин

Основная часть

Отправка в путешествие:

- работа с понятиями «длиннее», «короче», цвет

- д/и «Определи цвет»

- физкультминутка

- д/и на конструирование по схеме

- д/и с блоками Дьенеша

- гимнастика для глаз

15 мин

Заключительная часть

- завершение путешествия

- рефлексия

3 мин

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, доброе утро!

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встаёт и идёт по лесам.

Доброе утро, и солнцу, и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).

Воспитатель: Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает):

 «Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас  в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая короче, она и приведет вас к нашим домикам»).  

Воспитатель: Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют  идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает красную ленту).

Дети: Эта лента красного цвета.

Воспитатель: Арслан, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).

Дети: Эта лента зеленого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, лента какого цвета короче? Красного или зеленого цвета?

Дети: Зеленого цвета лента короче.

Воспитатель: Как вы это узнали? Как это можно проверить?

Дети: Нужно сравнить ленты. (прием приложения лент).

Воспитатель: Молодцы! Эти ленты - наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по короткой дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?

Дети: Нужно выбрать ленту зеленого цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у стола, где лежит рисунок Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к столу).

Воспитатель:  Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура под ним живет?

Дети: В нем живет круг.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Лежит рисунок круга

Воспитатель: Хасан, чей это дом?

Миша: Это дом Круга.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали. (Воспитатель под столом из коробки берет в руки Круг)

Круг (воспитатель): 

Здравствуйте, дети!

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Дети: Круг.

Круг (воспитатель): Как вы догадались, что я круг?

Дети: Он круглый.

Круг (воспитатель): - Молодцы, ребята. Давайте поиграем.

Д/и «Определи цвет»

На тарелочках лежат  геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры? 

Дети: Круги

Круг (воспитатель): Какого цвета большие круги?

Дети: Большие круги красного цвета.

Круг (воспитатель): А какого цвета маленькие круги?

Дети: Маленькие круги желтого цвета.

Круг (воспитатель): Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я предлагаю вам поехать на автобусе. Чтобы подняться, вам нужна лестница. Предлагаю вам игру.

Д/и «Лего»-ступеньки. Вам нужно построить ступеньки из конструктора по схеме. (Приложение 1)

Круг (воспитатель): Молодцы, ребята, вы справились. Езжайте теперь к Квадрату.

Физкультминутка: «Автобус» (музыкальная: имитация движений по тексту песни) (Приложение 2)

Воспитатель:- Остановка! Вот мы и приехали.

Подходят к домику Квадрата

Воспитатель: - Как вы думаете, кто живет в этом домике?

Дети: - Квадрат.

Воспитатель: - Настя, как ты догадалась?

Ксюша: - На столе лежит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).

Квадрат (Воспитатель): Сколько у меня углов? Посчитаем вместе.

Дети: У квадрата четыре угла.

Квадрат (Воспитатель): Амир, сколько углов у меня?

Амир: 4 угла.

Квадрат (Воспитатель): Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра.

Д/И с Блоками Дьенеша (условные обозначения)

В центре стола находятся геометрические фигуры, разные по цвету, форме, величине, толщине.

- Ребята, посмотрите что здесь(геометрические фигуры).

- Давайте эти фигуры попробуем разложить по признакам. Сначала по форме.  (форма, цвет, величина).

- Молодцы. А теперь, ребята, выберите фигуры по обозначениям.

(дети, по назначению воспитателя, берут по одному обозначению на выбор

1) треугольник, большой

2) квадрат, красный, маленький

3) круг, желтый

- И с этим заданием мы справились. Молодцы.

- А теперь я предлагаю отдохнуть. Вы не против?

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два - направо,

три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир!

Квадрат (Воспитатель): Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).

Воспитатель: Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.

Воспитатель: Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии?  С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю на чаепитие с квадратными печеньями.

Литература:

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС., М.: Мозаика – синтез. -        2014
  2.  Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, 2010. - 179 c.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, 

М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  1. http://sad-sosenka.ru/metodicheskaya-stranichka/obrazovatelnye-programmy/1831-osnovnaya-obshcheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-ot-rozhdeniya-do-shkoly-pod-redaktsiej-n-e-veraksy

Приложение 1

Схема построения «Лего»-ступенек

Приложение 2

Текст песни «Автобус» для музыкальной физкульминутки

Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у геометрических фигур"

Конспект НОД, цель которого развивать представление детей о геометрических фигурах(квадрат, круг). Закреплять умение детей выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительн...

НОД по математике «В стране геометрических фигур» в средней группе

закрепить названия геометрических фигур, сходство и различия...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП ТЕМА: «В гости к геометрическим фигурам» Вторая младшая группа 5к4

Предоставленный материал поможет проверить и закрепить знания детей о геометрических фигурах....

Презентация к конспекту по ФЭМП «Сказочная страна геометрических фигур» в средней группе (с 4 до 5 лет)

Презентация к конспекту по ФЭМП«Сказочная страна геометрических фигур»в средней группе (с 4 до 5 лет)Цель: продолжать формировать знания о геометрических фигурах.Задачи: упражнять в о...

Конспект НОД по ФЭМП "Геометрические фигуры" в средней группе

Конспект НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "гЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Интегрированное занятие по ФЭМП «В стране геометрических фигур» в средней группе

Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник,квадрат, прямоугольник.), учить выкладывать цепочку фигур позаданной схеме; Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. ...