ФЭМП «В гостях у геометрических фигур» в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Формированию элементарных математических представлений
«В гостях у геометрических фигур»
Составитель: Асхатова Маргарита Ривалевна
Нефтекамск, 2018
Цели:
- Развивать представления о геометрических фигурах.
- Формировать умение выделять и объединять предметы по определенному признаку: форма, цвет, величина.
Задачи:
- Учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры;
- продолжать развивать умение работать с логическими блоками Дьенеша;
- учить «читать» условные обозначения и уметь находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств;
- закрепить умения построения предмета по образцу, по схеме;
- развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление.
Тип занятия: сюжетное
Форма занятия: путешествие: подгруппная (8-9 детей)
Продолжительность: 20 мин
Участники: воспитатель, дети, почтальон (младший воспитатель)
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы:
два стола: на одном рисунок Квадрата, на другом - рисунок Круга; две ленты: длинная - красного цвета, короткая - зеленого цвета, письмо, тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, конструкторы «Лего»; схемы построения ступенек из конструктора «Лего»; логические блоки Дьенеша.
Предварительная подготовка: рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.
Методы и приемы работы с детьми:
- Художественное слово: приветствие в стихах.
- Наглядные (использование наглядного материала: карточек, письма).
- Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Игровые (игра, сюрпризный момент).
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: круг, квадрат, длинный, короткий, больше, меньше.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный момент | - Приветствие - Получение письма | 2 мин |
Основная часть | Отправка в путешествие: - работа с понятиями «длиннее», «короче», цвет - д/и «Определи цвет» - физкультминутка - д/и на конструирование по схеме - д/и с блоками Дьенеша - гимнастика для глаз | 15 мин |
Заключительная часть | - завершение путешествия - рефлексия | 3 мин |
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, доброе утро!
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по лесам.
Доброе утро, и солнцу, и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).
Воспитатель: Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает):
«Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая короче, она и приведет вас к нашим домикам»).
Воспитатель: Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает красную ленту).
Дети: Эта лента красного цвета.
Воспитатель: Арслан, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).
Дети: Эта лента зеленого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, лента какого цвета короче? Красного или зеленого цвета?
Дети: Зеленого цвета лента короче.
Воспитатель: Как вы это узнали? Как это можно проверить?
Дети: Нужно сравнить ленты. (прием приложения лент).
Воспитатель: Молодцы! Эти ленты - наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по короткой дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?
Дети: Нужно выбрать ленту зеленого цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у стола, где лежит рисунок Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к столу).
Воспитатель: Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура под ним живет?
Дети: В нем живет круг.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Лежит рисунок круга
Воспитатель: Хасан, чей это дом?
Миша: Это дом Круга.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали. (Воспитатель под столом из коробки берет в руки Круг)
Круг (воспитатель):
Здравствуйте, дети!
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети: Круг.
Круг (воспитатель): Как вы догадались, что я круг?
Дети: Он круглый.
Круг (воспитатель): - Молодцы, ребята. Давайте поиграем.
Д/и «Определи цвет»
На тарелочках лежат геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры?
Дети: Круги
Круг (воспитатель): Какого цвета большие круги?
Дети: Большие круги красного цвета.
Круг (воспитатель): А какого цвета маленькие круги?
Дети: Маленькие круги желтого цвета.
Круг (воспитатель): Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я предлагаю вам поехать на автобусе. Чтобы подняться, вам нужна лестница. Предлагаю вам игру.
Д/и «Лего»-ступеньки. Вам нужно построить ступеньки из конструктора по схеме. (Приложение 1)
Круг (воспитатель): Молодцы, ребята, вы справились. Езжайте теперь к Квадрату.
Физкультминутка: «Автобус» (музыкальная: имитация движений по тексту песни) (Приложение 2)
Воспитатель:- Остановка! Вот мы и приехали.
Подходят к домику Квадрата
Воспитатель: - Как вы думаете, кто живет в этом домике?
Дети: - Квадрат.
Воспитатель: - Настя, как ты догадалась?
Ксюша: - На столе лежит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).
Квадрат (Воспитатель): Сколько у меня углов? Посчитаем вместе.
Дети: У квадрата четыре угла.
Квадрат (Воспитатель): Амир, сколько углов у меня?
Амир: 4 угла.
Квадрат (Воспитатель): Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра.
Д/И с Блоками Дьенеша (условные обозначения)
В центре стола находятся геометрические фигуры, разные по цвету, форме, величине, толщине.
- Ребята, посмотрите что здесь? (геометрические фигуры).
- Давайте эти фигуры попробуем разложить по признакам. Сначала по форме. (форма, цвет, величина).
- Молодцы. А теперь, ребята, выберите фигуры по обозначениям.
(дети, по назначению воспитателя, берут по одному обозначению на выбор
1) треугольник, большой
2) квадрат, красный, маленький
3) круг, желтый
- И с этим заданием мы справились. Молодцы.
- А теперь я предлагаю отдохнуть. Вы не против?
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два - направо,
три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир!
Квадрат (Воспитатель): Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).
Воспитатель: Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.
Воспитатель: Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии? С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю на чаепитие с квадратными печеньями.
Литература:
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС., М.: Мозаика – синтез. - 2014
- Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, 2010. - 179 c.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Приложение 1
Схема построения «Лего»-ступенек
Приложение 2
Текст песни «Автобус» для музыкальной физкульминутки
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у геометрических фигур"
Конспект НОД, цель которого развивать представление детей о геометрических фигурах(квадрат, круг). Закреплять умение детей выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительн...
НОД по математике «В стране геометрических фигур» в средней группе
закрепить названия геометрических фигур, сходство и различия...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП ТЕМА: «В гости к геометрическим фигурам» Вторая младшая группа 5к4
Предоставленный материал поможет проверить и закрепить знания детей о геометрических фигурах....
Презентация к конспекту по ФЭМП «Сказочная страна геометрических фигур»в средней группе (с 4 до 5 лет)
Презентация к конспекту по ФЭМП«Сказочная страна геометрических фигур»в средней группе (с 4 до 5 лет)Цель: продолжать формировать знания о геометрических фигурах.Задачи: упражнять в о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур» в средней группе
Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»...
Конспект НОД по ФЭМП "Геометрические фигуры" в средней группе
Конспект НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "гЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Интегрированное занятие по ФЭМП «В стране геометрических фигур» в средней группе
Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник,квадрат, прямоугольник.), учить выкладывать цепочку фигур позаданной схеме; Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. ...