Конспект совместной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на морское дно»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Анна Маркелова

В материале представлен подробный конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группы ( в конце года). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект

совместной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе

на тему: «Путешествие на морское дно»

Воспитатель: Маркелова Анна Александровна

г. Заречный, 2019 г.

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие на морское дно»

Цель: развитие познавательных способностей и математических представлений детей посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

1)актуализация знания дней недели и порядка их следования;

2)упражнение в решении арифметических выражений в пределах первого десятка;

3) упражнение в обратном счёте;

4) способствование развитию фантазии, внимания, логики: сопоставления, дополнения до множества, сравнения множеств с помощью наглядного моделирования (Круги Эйлера), работа с истинными и ложными утверждениями;

5) воспитание доброжелательного отношения, отзывчивость, самостоятельность и инициативность.

Методы:

Словесный (беседа, монологический рассказ детей, поощрение)

Наглядный (картина, маршрутный лист, иллюстрации, карточки, числа, графические модели, схемы)

Практический (самостоятельная деятельность детей)

Игровой (задания в игровой форме: занятие в форме игры-путешествия)

Приёмы: сюрпризные моменты, игровая мотивация, проблемные ситуации

Словарная работа: батискаф, маршрутный лист, бортовой журнал, акваланг, иллюминатор, названия морских животных, рыб

Предварительная работа: чтение-рассматривание энциклопедий о морском дне и подводных жителях, беседы с детьми о путешествиях и путешественниках, обучение способам группового взаимодействия, складывание «Оригами» по схемам, наглядное моделирование в образовательных и игровых ситуациях.

Ход занятия

1.Вводная часть

Я делаю картину для малышей о морском дне.

- Представляете, они ещё пока об этом ничего не знают. А вы знаете, кого можно встретить на морском дне?

- Как много вы знаете… Значит, вы сможете мне помочь сделать картину?

- Для того, чтобы получить фотографии с морского дна, я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие…Хотите?

- А на чём же можно отправиться на морское дно?

- А как же нам быть, у нас ведь нет батискафа?

- Из чего можно построить?

Ватман-заготовка картины на столе, клей, салфетки

Фото батискафа

Мягкий модуль, мебель

2. Основная часть

1) Решение примеров

- Классный батискаф, очень похож на тот, что на картинке. Оля, разложи, пожалуйста, номера мест для путешественников.

-Чтобы определить, кому какое место занять, нужно решить пример, записанный на карточке. Ответ и будет номером места на батискафе.

2)Дни недели

- На любом морском судне ведётся бортовой журнал. Там обычно пишут о каждом дне путешествия. Мы отправились в путешествие …какой сегодня день? В пятницу…

-Артём, а какой день недели был вчера? А позавчера? А если наше путешествие закончится послезавтра, то какой это будет день?

-Ну что ж, первая запись в бортовом журнале сделана. Можно погружаться. Начинаем обратный отсчёт: 10,9…1 Смотрите скорее в иллюминаторы, что я вижу…

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

- А знаете ли вы, как называется профессия людей, которые изучают морское дно? Ихтиологи.

Чтобы мы не заблудились на морском дне, и двигались по одному маршруту, я составила маршрутный лист нашего путешествия.

3)Работа с моделью типа Круги Эйлера. Дополнение до множества.

-А можно просто так гулять по морскому дну? Как называется специальное снаряжение? Что ж, надеваем акваланги, маски, ласты, и отправляемся в очень интересное место…Какое?

- А что вы знаете о морской звезде?

-Поиграем с морскими звёздами?

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-Кто хочет первый попробовать? Показывайте знаком, согласны вы или нет?

-Вы отлично справились с заданием, получите в подарок за это морскую звезду для картины. Украсим ею нашу картину?

-Продолжим наше путешествие? Куда нам дальше двигаться?

4)Решение задач

А знаете ли вы, почему он так называется? Что вы знаете об этом удивительном животном?

- Если вы захотите поздороваться с осьминогом и совершить рукопожатие с каждым его щупальцем, то сколько рукопожатий вам необходимо будет сделать? Почему?

- Ребята, я хочу придумать задачу про осьминога, но забыла, из каких частей она должна состоять?

-Спасибо, я вспомнила.

Слушайте внимательно задачу.

Дети нарисовали человечка, а потом решили добавить ножек, чтобы получился осьминожек. Сколько ножек им необходимо дорисовать?

-Условие?

-Вопрос?

Какой схемой

-Выложите  на карточках решение? У тебя какое решение? А у тебя?

-Кто скажет ответ?

-Кто может придумать задачу, для решения которой нужно воспользоваться другой схемой?

- Вот вам подарок для украшения картины.

5)Логическое мышление

На морском дне можно встретить красивые водоросли, кораллы, морские камешки разных форм и размеров. Хотите поиграть с морскими камешками?

Игра называется «Правда или нет?» На все вопросы нужно отвечать да или нет.

-Все квадраты зелёные? Почему?

-Все фигуры зелёные, красные и жёлтые? Почему?

-Некоторые треугольники красные?

- Некоторые зелёные фигуры квадраты?

-Все синие фигуры квадраты? Почему?

- Все треугольники красные? Почему?

- Все зелёные фигуры имеют четыре стороны?

-У жёлтых фигур нет углов?

Интересная игра? А это самые красивые камешки с морского дна для украшения нашей картины.

6)Сравнение двух множеств

-Где мы ещё не были?

У морского дна плавает много разных рыб. Многие из них имеют необычные названия. Вы какие, например, знаете? Как вы думаете, почему они так называются?

-Поиграем с рыбками?

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-Какой знак поставим здесь? Почему?

А рыбок для украшения нашей картины я предлагаю сложить из бумаги, используя схему.

-Можно выбрать квадрат любого цвета. Внимательно рассмотрите схему. Что вы сделаете сначала? Что потом? Кто чувствует, что справится сам? Приступайте. Кто затрудняется?

-Кто готов, может украсить картину своей рыбкой.

Числа от 1 до 10 на подносе

Карточки с примерами на подносе

Бортовой журнал

Маршрутный лист

Морские звёзды на магнитной доске в кругах с цифрами

Морская звезда

Осьминог на магнитной доске

Схемы на магнитной доске

Подносы с числами и знаками и карточками на столах

Вырезанный осьминог

Геометрические фигуры разложены на столе

Вырезанные камни в контейнере

Фотографии рыб на магнитной доске

Аквариумы и знаки на магнитной доске

Схемы и квадраты для оригами-рыбок, набор фломастеров на столах

3. Итог

Нам пора возвращаться в детский сад. Пойдём в батискаф?

Сделаем запись в бортовом журнале?

Понравилось путешествие?

Где понравилось? Почему? Что мы там делали? Что было самым интересным?

Как вы думаете, понравится наша картина Знайкам? Я с вами согласна, и думаю, что вы многое сможете им рассказать! Предлагаю отправиться к ним прямо сейчас.

Самоанализ.

Темой совместной образовательной деятельности с детьми было выбрано «Путешествие на морское дно». Это не случайно, т.к. дети заинтересовались подводным миром во время ознакомления с морской экосистемой по экологии.

Цель: развитие познавательных способностей и математических представлений детей посредством решения проблемных ситуаций. 

Задачи:

1)актуализация знания дней недели и порядка их следования;

2)упражнение в решении арифметических выражений в пределах первого десятка;

3) упражнение в обратном счёте;

4) способствование развитию внимания, логики: сопоставления, дополнения до множества, сравнения множеств с помощью наглядного моделирования (Круги Эйлера), работа с истинными и ложными утверждениями;

5) воспитание доброжелательного отношения, отзывчивость, самостоятельность и инициативность.

У детей, на мой взгляд,  сформированы элементарные навыки учебной деятельности. Они легко идут на контакт, внимательны при постановке вопросов, умеют слышать и слушать, инициативны и самостоятельны.

Образовательная деятельность сочетала в себе развитие экологических и элементарных математических представлений. При разработке я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Содержание соответствует требованиям ФГОС. Структура соответствует целям обучения и воспитания. Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания.

 Использовала различные формы, методы, приемы обучения, наглядные дидактические материалы, раздаточный материал.

В начале мероприятия для эмоционального настроя детей ввела их в воображаемую ситуацию: погружение на морское дно. На протяжении всего занятия велась работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. Динамично: дети ходят по группе, сменяя одну деятельность другой. На протяжении всей деятельности старалась поддерживать интерес детей. Обращала внимание на малоактивных, стеснительных детей и активизировала их. На протяжении всей деятельности дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Игра-путешествие: «В поисках сокровищ»

Образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.  Цели: Знакомство с ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Грибок для ежика» (подготовительная к школе группа)

Цель: закреплять знание детьми геометрических фигур, умение делить целое на две и четыре части путём складывания, представление о том, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи  с использованием социоигровых технологий в подготовительной  к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе «Путешествие с друзьями»

Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять и решать задачи на сложение, правильно формировать ответы на вопрос задачи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. для детей 3-4 лет, младшая группа. Тема: «Возвращение Маши домой»

Конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений построено на деятельном подходе к образовательной деятельности. Педагог мотивирует детей на выявление и решение поставл...