Непрерывная образовательная деятельность
план-конспект занятия по математике

Полякова Марина Владимировна

Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по математике в младшей группе.

                                                                                        октябрь    2018г

Лукошко бабушки Арины.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать группы предметов путём приложения, понимать выражения «одинаково», «поровну», «столько же, сколько и…».
  • Совершенствовать умение выделять один  и два предмета из группы предметов, составлять группу из однородных предметов, использовать в речи выражения «много», «ни одного»; сопоставлять количество звуков с таким же количеством предметов вокруг – 1и 2.
  • Закреплять понятия «широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий».
  • Продолжать упражнять ориентироваться в пространстве (за, под, над, в, спереди, сзади, надо мной, передо мной, рядом).
  • Развивать фантазию.
  • Воспитывать культуру поведения на занятии.

Материал: лукошко, «оладушки» на подносе по 2 на каждого,  две ёлки разной высоты, муляжи грибов, 2 верёвки для ручейка, колокольчик, «камушки» (вырезанные из линолеума), карточки с зайчиками + морковки по количеству зайчиков, заяц игрушка, музыкальный молоточек, завязка для глаз.

Ход занятия.       Воспитатель в сарафане и платке с большой корзинкой встречает детей:

- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Меня зовут бабушка Арина. А вас как зовут? (ответы детей). Вот и познакомились. Вы любите играть? Поэтому я и приготовила для вас лукошко с играми.  Сядем пока на стульчики и поиграем.

Упр. «Оладушки».

Бабушка достаёт из лукошка жёлтые круги – оладушки:

                                        Ладушки, ладушки, где были?

                                        У бабушки. Испекла вам  бабушка сладкие оладушки.

                                        Маслом поливала, ребятишкам давала.

                                        Никитке один, Маринке один…

- Сколько, Марина, у тебя оладушков? А у тебя Даша? У тебя Кристина?  (1)

- А у меня сколько? (НИ  ОДНОГО).

- Оладушки мы на поднос положим и опять  играть будем.  Положи, Марина, один свой оладушек, Никита положи один оладушек.

- Сколько оладушек стало на подносе? (МНОГО). А у вас сколько?

                                        Испекла бабушка  сладкие оладушки ,        

                                        Маслом поливала, детишкам давала.

- Даниле  - два,  Ане – два…

- Сколько осталось на подносе? А у вас по сколько?

- Оладушки положим на поднос: Аня два…  Сколько  на подносе? Сколько у вас?

                                       

Загляну в лукошко ещё раз

                                                И нашлась игра для вас.

Бабушка достаёт две верёвки и кладёт на пол на расстоянии друг от друга. Это ручей.

- Нам надо перебраться через него. Везде ли он одинаковый? Здесь он какой? (ШИРОКИЙ), а здесь какой? (УЗКИЙ). В каком месте нам это сделать не трудно? Почему? (потому что  УЗКИЙ). (дети перешагивают), а в широком месте – перепрыгивают).

Упр. «Камушки».

- Около ручья лежат камушки. Каждый возьмёт любой камушек и скажет, на что он похож.

- А ещё на этой стороне ручейка ёлочки растут. Сколько ёлочек? (2). Чем они отличаются друг от друга? (размером, высотой, ростом).

- Под ними грибочки. Сколько грибочков под высокой ёлкой? (МНОГО). Сколько под низкой ёлочкой? (2).

- Аня, под  какой  ёлочкой много грибков?  Даша, под какой ёлочкой 2 грибка?

- Ой, под ёлочкой ещё и колокольчик есть.  Поиграем с ним?

- Кристина,  где звенит колокольчик? (ЗА МНОЙ, РЯДОМ, ПЕРЕДО МНОЙ и т.д.

- У меня в корзинке кто-то шевелится. Хотите узнать кто?

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку.

-  Вот  мой зайчишка. Какой он?  (ловкий, пушистый, белый).  У него есть зайчата. И их пора кормить. Поможете мне?

Работа с раздаточным материалом: разложить столько морковок, сколько и зайчиков.

- Сколько морковок ты положил, Данил? (СТОЛЬКО ЖЕ СКОЛЬКО И ЗАЙЧИКОВ).

- можно ещё сказать, что зайчиков и морковок  ПОРОВНУ, ОДИНАКОВО.

Упр. с зайчиком  «Где сидит зайчик?»

- Ещё в моём лукошке есть музыкальный молоточек.

Задание: сколько раз ударит молоточек, назвать части тела, которых столько же     (1 раз: одна голова, рот, шея; 2 раза: две руки, ноги, два уха и т.д.).

 -Ещё в моём лукошке есть вот что (солёное тесто).

- Что делают из теста? Я предлагаю тоже помочь мне сделать прянички для наших кукол.

 (лепим вне занятия).



Предварительный просмотр:

НОД по развитию математических представлений.

Средняя группа.

Тема:   «Путешествие на корабле».

Цель:

Упражнять в счёте  в пределах 6; в умении сопоставлять количество предметов с цифрой,  определять равенство, неравенство, использовать в речи  больше, меньше.

Развивать умение ориентироваться по «карте», закреплять пространственные отношения «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Развивать зрительную память, умение выложить узор из геометрических фигур по образцу.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: «билеты» (карточки с овалами и квадратами), образцы рыбок из геометрических фигур, набор геометрических фигур, рыбки с магнитами и удочки разной длины, 3 ведёрка с цифрами на них (3, 5, 6), «карта» маршрута.

Ход занятия.

1. Вы знаете, что  обозначает слово «путешествие»? А на чём можно путешествовать?

 Я предлагаю вам тоже отправиться в путешествие на корабле. Но сначала необходимо купить билеты: на билетах  мальчиков – овал, на билетах девочек – квадрат.

- Кого больше поплывёт на корабле? Как можно проверить? (сосчитать, встать парами, сравнить билеты приложением).

Вопросы для сравнения:

          - чего больше овалов или квадратов?

          - на сколько овалов  меньше, чем квадратов?

          - какое число больше 5 или 4? Как сделать поровну по 5?

2. Давайте по трапу поднимемся на корабль. Как называется лесенка, по которой поднимаются на корабль?  

Ребёнок поднимает якорь, капитан надевает фуражку.

- Куда поплывём, капитан?  (ребёнок по «карте» определяет направление).

Обратить внимание на настоящую  карту.

- что на карте обозначено жёлтым цветом? синим? коричневым? Зелёным?

- Как красиво вокруг.

Посмотрите в наше море,

Кто там плавает в просторе?

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать.

- А чем можно поймать рыбку. Вот они. Что можете сказать про удочки? ( разной длины). Помогите разложить их от самой длинной до самой короткой.

- Саша, ты будешь ловить рыбу самой длинной удочкой (выбирает самую длинную), Егор  - самой короткой, Толя – той, которая длиннее из оставшихся. Вот вам вёдра. Нужно поймать столько рыбёшек, какая цифра на твоём ведре.

Остальные дети выкладывают рыбок из геометрических фигур по образцу, самостоятельно подбирая геометрические фигуры.

- Толя, какие фигуры ты подбирал, чтобы выложить свою рыбку? (2-3 ответа).

- Аня, проверь, правильно наши рыбаки поймали рыбку.

- Диана, как ты думаешь, в каком ведре больше рыбы? (в этом, потому что на нём цифра 6, а она больше 3 и 5).

- Кажется, надвигается шторм, а это опасно. Будем возвращаться. (капитан вновь по «карте» определяет обратный маршрут).

- А пока плывём обратно, поиграем в игру «Посмотри вокруг». Назовите каких предметов вокруг нас три (много, одна,  один).                                                    

- Вот и закончилось наше путешествие на корабле. Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей

в старшей  группы

                   Тема занятия: «Веселая математика»

Цель: развитие элементов  логического мышления на основе математического материала.

Задачи:

  • Совершенствовать представления о числах в пределах 7;
  • Развивать умение словесно характеризовать пространственные ориентировки;
  • Закреплять временные представления о частях суток, о последовательности дней недели;
  • Формировать представления о составе числа из двух меньших;
  • Формировать представления о величине, осуществлять сериацию предметов, раскладывая  предметы в порядке увеличения и уменьшения их длины;
  • Упражнять в распознавании и назывании геометрических фигур;
  • Развивать мелкую моторику руки;
  • Воспитывать умение работать в команде.

Предполагаемый результат: развитие отдельных логических операций.

Оборудование: 

  • раздаточный материал: билеты с примерами в пределах 7, карточки- клоуны с шарами, один шар каждого клоуна с определённой цифрой до 7,  д/и «Собери клоуна» (из геометрических фигур);
  • демонстрационный материал: «маршрут» в цирк, афиша представления, модель дней недели, гири с числами, гимнастическая палка, 2 «каната» длинный и короткий из кирпичиков, оборудование для фокусов , 5 циферблатов  часов, на двух из которых показано одинаковое время, музыкальное сопровождение;
  • костюм клоуна для воспитателя (разноцветный комбинезон, нос клоуна,  кепка).

Ход:

Воспитатель:  Хотите со мной попасть  в цирк на новое представление? Вы знаете, у меня есть карта.  (карта на доске). Пойдемте, посмотрим.(ориентировка в пространстве)

 

Воспитатель: (посмотреть на часы) У нас до начало представления есть время, и я предлагаю вам поиграть в игру  «Собери клоуна»  (под музыкальное сопровождение дети делятся на 2 команды и собирают из геометрических фигур клоунов) (Воспитатель в это время переодевается в клоуна).

Появляется клоун. (рулон с афишей подмышкой)

Цирк на сцене, цирк на сцене,

Вот и клоун на арене.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Я клоун Кирюшка, люблю ребят веселить, развлекать  и фокусы показывать. А вас как зовут? Да вы еще мой портрет собрали и меня ждали? (назвать геометрические фигуры)

Клоун: Я приглашаю вас на представление в свой цирк! Где вы будете не только зрителями, но и артистами!  Вас будет ждать много сюрпризов!  

Клоун: На представление приглашает афиша. (разворачивает афишу, прикрепляет к доске) Но, мне кажется, на моей афише чего-то не хватает. А что должно быть указано на афише?

Нам нужно определить день представления. Оно состоится на следующий день после четверга.  В какой  день недели  проходит представление?

А ты как считаешь? А ты почему так думаешь? Проверим с помощью этой подсказки.

Итак, представление состоится сегодня, а именно...                   (во вторник).

Клоун: Но это еще не все. Как вы думаете, в какое время суток лучше проводить цирковое представление? Почему вечером? Объясните.

Но мы пойдем с вами вместе и сейчас. Какое это время суток? (утро)

А чтобы узнать время представления, вам необходимо  найти  часы, которые показывают одинаковое время.

И так, наше представление состоится в 10ч. (приклеить день недели и время на афишу) 

Вот вам первый сюрприз. (фокус с шариком, шарик протыкается спицей, он не лопается)

Клоун: А теперь, мои юные друзья, посмотрите на свои билеты, там вы увидите пример, решив пример, вы узнаете свое место, решите пример и найдите эту цифру  на шарике у клоуна и займите свое место. Скоро начнется представление.

Молодцы, ну что все готовы к представлению?

Клоун: Мы начинаем наше представление!

И  первым номером нашей программы будут силачи! А что они делают?

Клоун поднимет штангу (его ведет в сторону). Почему меня повело в сторону? Ребята у меня какая-то штанга не правильная.

Как вы думаете, вес на штанге с обеих сторон должен быть одинаковым или разным? Почему?

А теперь вам нужно будет помочь нашим штангистам и добавить вес к штанге, используя гири. (на гимнастическую палку с одной стороны вешается гиря с цифрой, дети с другой вешают гири, используя состав числа)

Я вижу, вы справились, и специально для вас следующий сюрприз.

Фокус с книгой (появление разноцветных карандашей)

Карандаши  не простые, карандаши  цирковые.

Помогут нам узнать, зверей всех сосчитать

Задание: раскрасить межвежат на 1 меньше, чем котят на карточке.

Педагог (пока дети выполняют задание) на лице ребенка рисует мордочку льва. (по желанию ребенка)

Выступление разрисованного ребенка вместе с клоуном (лев)

Клоун: Продолжаем представление всем на удивление!

Отгадайте мою загадку, кто сейчас будет выступать.

Смельчак идет, смеется,

Ни разу не споткнется.

Нельзя ему споткнуться –

Под куполом канат!

Скажите, а кто ходит по канату под куполом цирка?

Это канатоходцы.

Клоун: Ребята, я попробуйте ненадолго стать канатоходцами. (мальчики идут по длинному «канату», а девочки по короткому.

Отлично, вы замечательные артисты!

Клоун: Вот наше представление  подходит к концу, мне очень понравилось в  цирке! И для вас есть еще сюрприз.

Это вам на память о нашем представлении (рисунки цирковых животных)

Клоун: Мы закончим наше представление парад-алле.

Дети проходят под музыку друг за другом.

До встречи на арене цирка!



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений.

Старшая группа

 «Безопасная математика»

Закреплять  состав  числа 8.

Совершенствовать знания геометрических фигур.

Продолжать учить выкладывать с помощью цифр и знаков решение задачи.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (влево, вправо, вверх).

Развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Учить навыкам командной работы.

Формировать навыки безопасного поведения на улицах города.

Материал:  костюм Красной Шапочки, корзинка, цифры от1 до 8, схемы машин из геометрических фигур, дорожные знаки, 3 набора геометрических фигур для составления дорожных знвков, наборы цифр и знаков на каждого,  плоскостной мальчик и схема-маршрут, на каждого лист с маршрутами легкового автомобиля и грузового + условная мерка.

- Ребята, я приглашаю  вас прокатиться на автобусе. А рейс у него будет необычным. Назовём его «Рейс помощи». Занимайте места. Чтобы не ошибиться, подскажу, что в сумме ваших чисел должно быть 8 (1 и 7, 2 и 6,    3 и 5,  4 и 4).

Звучит музыка, «едем».

А в это же время:

Мама:  доченька,  я испекла пирожки. Сходи навестить бабушку и отнеси ей угощенье. Только будь осторожна, на улице тебя может подстерегать много опасностей. Будь внимательна.
      девочка : Хорошо мамуля. (про себя. Какие еще могут быть опасности на улице? Я ведь уже большая и ничего не боюсь.)
( девочка   берет корзину и отправляется в путь).
      девочка : что это люди идут по такой узкой дорожке? Пойду-ка я по широкой.
(выходит на проезжую часть. Раздаются сигналы машин. Свист милиционера.)

Автобус останавливается.
- Вот видите, ребята, девочке   нужна помощь.

По городу, по улице
         Не ходят просто так:
         Когда не знаешь правила,
         Легко попасть впросак.

Приглашаем   девочку  поехать с нами.

- Почему нельзя гулять по проезжей части?

- А машин там очень много. Рейс наш необычный и машины могут быть необычными. Например вот такие:

(схемы из геометричкских фигур)

- Из каких геометрических вигур сделан трактор? Автобус? Грузовик?

- Сделаем остановку. Называется она «Решайкино»

(дети занимают места за столами)

 В автобусе сидело 5 пассажиров. На остановке зашло ещё 3 пассажира. Сколько стало пассажиров  в автобусе?   (на доске модулируется условие задачи с помощью красных и зелёных квадратов)                                                                  Выложить решение с помощью цифр и знаков.

На стоянке стояло 7 автомобилей. 2 уехало. Сколько автомобилей осталось на стоянке?

(ребёнок у доски выкладывает решение)

- Занимаем места в автобусе отправляемся дальше.

- Ребята, есть ли у нас помощники на дорогах, чтобы не было беды?

(светофор, зебра – пешеходный переход, дорожные знаки).

                  Если цвет зажегся красный,
                   Значить, двигаться опасно.
                   Цвет зеленый говорит:
                   «Проходите, путь открыт!»
                   Желтый
 цвет – предупрежденье
                   Жди сигнала для движения.

         Вед.  А теперь все вместе мы поиграем в игру «Это я! Это я! Это все мои друзья!». Я буду задавать вам вопросы, а вы если согласны со мной говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!».

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
* * *
Кто
 летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
* * *
Знает
 кто, что красный свет
Означает: хода нет!

   А давайте-ка, ребета,  в гости знаки позовем.
         И приятное знакомство  с ними дружно заведем.

Воспитатель читает загадки, а дети показывают знаки-отгадки.

Знак "Въезд запрещен":

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Знак "Больница":

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: "Будь здоров!"

Знак "Дети":

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак "Движение на велосипедах запрещено"

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде!

 Остановка «Собирайкино». Дети «выходят» из автобуса и делятся на 3 команды.

Игра   «Собери знак».  (выкладывают знаки из геометрических фигур)

  • Проезд запрещён
  • Пункт скорой помощи
  • Внимание светофор

Упр.  «Какой знак по щёту

- Вновь занимаем места в автобусе и отвечаем на вопросы:

  • В пустом стакане есть орехи
  • Снег идёт летом
  • На пожар смотреть интересно
  • Суп едят вилкой
  • Дерево выше чем дерево
  • Дым не опасен
  • Берлога медведя на ветке
  • Понедельник после вторника
  • Папа младше сына
  • 1245678 – какое число пропущено

- Кажется, кому-то снова нужна помощь.  Заблудился мальчик. Но у него есть маршрут, по которому он должен ходить. Поможем?

(Схема вправо, вверх, вправо…)

Садятся за столы:

- Нужно помочь решить спор:  чей  маршрут длиннее – у грузовика или легкового автомобиля. Сможем ли мы им помочь? А как? (с помощью условной мерки).

Упр.  «Молчок»  (дети на вопросы не отвечают, а показывают цифру).

  • Сколько пальцев на правой руке
  • Сколько глаз у светофора
  • Сколько колёс у легкового автомобиля
  • Сколько рогов у трёх коров

Наш рейс «Помощь» закончился. Что главное уяснили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность. Образовательная деятельность художественно - эстетическое развитие. Аппликация "Цветной домик".

С данной презентацией по разделу "Аппликация" непрервная образовательная деятельность пройдёт легко и успешно. В данной презентации представлен материал для актуализации знаний и дан подробный план вы...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.

Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана:   Осенняя пора, очей очарование.Ди...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )

Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...