Семинар – практикум На тему: «Природа и ФЭМП»
план-конспект занятия по математике

Васюхина Наталия Михайловна

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема познавательного развития чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить не просто мыслить, а мыслить именно мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

      Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами  природы и экологии. Занимаясь с детьми математикой, можно использовать пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания, стихи и шарады так или иначе связанные с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_priroda_i_femp.docx896.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Сказка»

города Алатыря Чувашской Республики

Семинар – практикум

На тему: «Природа и ФЭМП»

Подготовили: Безымянова О.В., Васюхина Н.М.

Алатырь 2019

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема познавательного развития чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить не просто мыслить, а мыслить именно мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

      Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами  природы и экологии. Занимаясь с детьми математикой, можно использовать пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания, стихи и шарады так или иначе связанные с природой.

Занимательные  и интересные упражнения и игры позволяют легче усвоить материал, легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовят их к началу обучения.

        Вводя маленьких детей в мир математики,  важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, стараемся найти их в мире природы. 

Например: 

  • при  знакомстве с цифрой два к детям прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй,  не рабей! Кто это?» (Воробей). Дети считают у воробья крылья, глазки, лапки, клюв, рассматривают его внешний вид, вспоминают, какие птицы  прилетают к ним участок.
  • При знакомстве счислами можно взять цветы, насекомые, бабочки и т.д.

      В качестве раздаточного счетного материала чаще всего берем карточки, с изображением различного количества представителей животного и растительного мира: белки, зайчики, ромашки, маки, лисички, жучки и т.д.  Параллельно с выполнением  математических заданий следим, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род, число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира сообщаем детям дополнительные интересные сведения, приучаем бережно относиться к природе.

      Для ознакомления детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества хорошо использовать зарифмованные игровые задачи. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной.

  • Например: «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (добавления и убавления);
  • «Каждой Нюше по груше»;
  • «Каждой козочке по розочке»;
  • «Каждому комарику по шарику». И т.д.

Выходя на прогулку с детьми,  можно предложить детям:

  • Осенью - собрать осенние букеты из листьев, затем посчитать в каком букете больше листьев, рассмотреть их разложить, отметить какие листья узкие какие широкие.
  • Летом - можно предложить детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяют, какие из них толще. Предложить детям визуально, или по каким-либо ориентирам определить какие деревья выше, а какие ниже.
  • Зимой – ловить снежинки, считать сколько лучиков они имеют. Несмотря на то что они все разные лучиков у них 6.
  • И т.д.

      При проведении занятий можно использовать экологические игры, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Например:

  • Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха?
  • Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.
  • Младший возраст.с блоками Дьенеша (выкладывание животных и растительные узоры)

Младший возраст

 

  • Головоломка В. Воскобовича «Чудо-цветик». Яркий многофункциональный конструктор позволяющий создавать изображение различных птиц, животных реальных и фантастических, составлять экологические сказки.

ИГРЫ

Средний возраст.

          Дидактическая игра «Собери яблоки» (Возраст 4-5 лет)

Цели: закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький. Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки

(Яблоко)

Ход игры:

- А вы любите яблоки? У нас как раз на яблоне поспели яблоки. Пойдите и сорвите каждый по одному яблоку. А сколько нас сегодня здесь? (Много). А сколько яблок? (Много). Всем хватило яблок? Значит яблок и ребят…(поровну). Как еще можно сказать? (одинаково, столько же).

Посмотрите на корзины, у нас 3 корзины разные по величине. Нужно разложить свои яблоки в свои корзиночки. Маленькие яблоки в маленькую корзину, побольше яблоки в корзину побольше, большие яблоки в большую корзину.

Давайте посчитаем сколько в маленькой корзине яблок, в корзине побольше, в большой корзине. Какой цифре соответствует количество яблок?

- Весенние цветочки (листики) можно расположить в вазочки трех размеров.

- На верхних веточках расположить маленьких птичек, на нижних больших птичек.

- Птичек расселить по трем домикам.

На верхних веточках одно яблоко на нижних много (для младшего возраста)

- Вместо корзинок можно взять ежиков. Усложнить игру взяв разные цвета корзинок, или яблок, либо яблоки, листья, птички вместе.

- Ориентировка в пространстве – ежик может находится слева или справа от дерева, птички могут летать над деревом, впереди,  сзади.

 

Игра «Собери осенний букет».

Наступила осень, весь урожай собрали и на деревьях появились осенние листочки.

Но скоро приближается зима и наши листочки опадут. Давайте мы поможем, возьмите по одной карточку с цифрой. Какая у тебя цифра? 5 ?Нужно такое же количество листочков снять с дерева.

Старший возраст.

Подготовительный к школе.

           Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой» (Возраст 5-6 лет)

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улья с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

При проведении занятия каждому раздать пчелку, чтобы каждый нашел свой улик.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

А сейчас вашему вниманию хотели представить задачки в стихах:

  1. Десять деревьев было в саду.

Восемь срубили в прошлом году.

Ответ я, ребята никак не найду:

Сколько деревьев было в саду?

Ответ: Чтобы тут найти ответ,

        И считать не надо.

        Коль восьми деревьев нет,

        Значит нет и сада.

  1. Пара лошадей пробежала 40 км.

 По сколько километров пробежала каждая лошадь?    (40)

  1. Стоит в поле дуб.

На дубе три ветки,

на каждой ветки по три яблока.

Сколько всего яблок?    

(на дубе яблоки не растут).

  1. Вдоль овражка

Шла фуражка, две косынки, три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

Шарады:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум «Учимся любить природу» для родителей и детей 2 младшей группы

Данный материал познакомит родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.ю даст представление  родителям об игровых метод...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Семинар-практикум для воспитателей «Учимся, играя (ФЭМП)»

Цель семинара - практикума:- повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр как средства познавательного развития дошкольников....

Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...

Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"

Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников»

Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...