Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
проект по математике (средняя группа)
Доклад на педсовет "Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_matemat_soderzh.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Автор: Дебирова Минара Такабудиновна
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Ее изучение в дошкольном возрасте способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Новые нормативные документы Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2013 года №676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ставят перед системой дошкольного образования новые цели и задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста:
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях).
- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение).
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация).
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация).
- Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений.
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
- Развитие инициативности и активности детей.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, мы считаем, является метод проектной деятельности.
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, я считаю, является метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. На основании выше изложенного, в этом году мною были разработаны и успешно реализованы 2 проекта. В октябре реализован математический проект «Занимательные фигуры».
Цель проекта: Расширение представлений воспитанников о геометрических фигурах. Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур и тел в окружающей жизни, через взаимодействие с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта:
1. Продолжать формировать у детей представления о геометрических фигурах: сравнивать между собой, видеть их в формах окружающих предметов.
2. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.
3. Развивать у детей конструктивные способности, интерес к аппликации.
4. Развивать умение работать как самостоятельно, так и в совместной деятельности с другими детьми.
5. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Чтобы завести проект «Занимательные фигуры» я предложила воспитанникам назвать геометрические фигуры и найти их в окружающем пространстве.
В организованной исследовательской деятельности дети находили фигуры, тела в окружающей действительности и отражали накопленные знания в творческих продуктах, которые были собраны в альбом «Превращение геометрических фигур в предметы». Здесь дети создавали предметы из геометрических фигур.
Составляли описательные рассказы, сочиняли сказки, учили стихи, считалки, загадки о геометрических фигурах, играли в «Закончи сказку по-другому», познакомились с произведениями, в которых встречались предметы округлой формы «Колобок», «Два жадных медвежонка» и д.р.; рассказывали сказки по схеме, использовали заместители в сказках: «Теремок», «Три медведя»,
Закрепили геометрические фигуры, тела, в подвижных играх: «Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Найди, под каким предметом спрятано?», «Свободное место», дидактические игры с математическим содержанием: «Водители и гаражи», «Бабочки и цветочки», «Найди свою пару» где дети определяли свой гараж (цветочек или пару) путем подбора на карточках геометрических фигур.
Родители были активными участниками в реализации данного проекта, помогали детям искать ответы на вопросы и оформлять детские исследовательские проекты.
Таким образом, реализация проекта «Занимательные фигуры» позволил закрепить элементарные математические представления детей о геометрических фигурах, совершенствовать умение: классифицировать фигуры с использованием кругов Эйлера, пользоваться схемами построек при конструировании, анализировать образцы изображений предметов из геометрических фигур, находить в них «спрятавшиеся фигуры» и подсчитывать их количество. Семеро воспитанников проявили инициативу в исследовательской деятельности и успешно выступили перед сверстниками: Пятеро воспитанников дома находили предметы округлой, треугольной, квадратной, прямоугольной формы, один из них оформил в виде проекта, а четверо воспитанников создали картины животных из геометрических фигур; двое воспитанников сочинили и рассказали сказки: «Сказка о недовольном треугольнике», «Полезный прямоугольник».
Наши достижения: два диплома 1 место и один диплом 2 место за участие во Всероссийских конкурсах в номинации «Детские исследовательские работы и проекты».
Следующий реализованный проект «В мире удивительных чисел».
Цель проекта: Освоение детьми понимания количественных соотношений предметов. Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению количественному счету предметов, их сравнению.
Задачи:
- Закрепить знания детей о числах: 1,2,3,4,5.
- Продолжать знакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда до пяти.
- Формировать умения видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно).
- Продолжать формировать умение понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение.
- Развивать познавательную активность, желание узнать новое.
Чтобы завести проект «В мире удивительных чисел» я предложила воспитанникам назвать любимые числа и собрать о них информацию, представить число в различных творческих продуктах.
В организованной исследовательской деятельности под нашим руководством дети находили цифры, подбирали о них стихи, загадки, сочиняли сказки. Шесть воспитанников заинтересовались и решили сделать сообщения о любимых числах. Воспитанники оформили свои любимые числа, используя разный материал (сочинили сказки, рисовали, лепили, подбирали стихи и загадки) в виде сообщений, и представили перед сверстниками.
В ходе реализации проекта «В мире удивительных цифр» дети познакомились с числами и их обозначением - цифрами, закрепили счет в дидактических играх: «Подбери цифру», «Столько же сколько», «Чего больше?», «Ходилки» и другие; рассматривали иллюстрации с цифрами сравнивали их с предметами из окружающей среды, лепили их из пластилина. А как результат создали тематический коллаж «Математическая поляна».
Во время обсуждения пословиц и чтения художественной литературы («Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) определяли в тексте числа, а во время прогулки продолжали закреплять знания о количестве в подвижных играх «Классики», «Найди пару», «Кто, за кем?», «Найди свое место в кругу», рисовали цифры на песке.
В ходе проекта родители активно принимали участие в создании дидактического пособия «Лепбука», который на данный момент пополнился новыми играми. В перспективе планирую продолжать использовать проектную деятельность при изучении цифр и других разделов.
На конкурсах были представлены 4 мои работы и 3 детские исследовательские проекты, 4 ребенка участвовали в викторинах и имеют дипломы.
Вывод: таким образом, я считаю математические проекты – это эффективное средство для развития математических способностей, так как проектная деятельность соответствует принципам ФГОС ДО и позволяет успешно решать задачи:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектов) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "
quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
Логико-математические игрыи головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...
"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.
quot;Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....
Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...
Логико-математические игры и головоломки, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр с детьми 6-7 лет...
План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...