Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
проект (средняя группа)
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_proekt-esr.gr_20.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Березка» общеразвивающего вида
Согласовано: Утверждено:
Зам. зав по УВР Заведующая МБДОУ МБДОУ детский сад детский сад №11 «Березка» №11 «Березка» Амерханова Г.Я.
Тодоренко Е.В ____________
_____________
План по самообразованию
Средняя группа «Ручеек»
2020 – 2021 учебный год
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Составитель: Арутюнян Наира
Васильевна воспитатель МБДОУ
Детский сад №11 «Березка»
г.Гусиноозерск
2020 г.
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
ЗАДАЧИ:
- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов
- Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
- Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.История и сущность проектной деятельности;
2.Актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
3.Цели и задачи проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
4.Методика организации исследований и экспериментирования детей дошкольного возраста;
5.Этапы работы над проектом;
6.Прогнозируемые результаты;
7.Особенности исследовательских проектов детей среднего дошкольного возраста;
8.Роль родителей в проектной деятельности;
9.Практическая реализация проектов;
10.Дальнейшее развитие проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
- Пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя и воспитанника средней группы.
У детей сформируется:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
- Появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
- Заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
- Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
- Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ru, www.maam.ru, http://doshvozrast.ru,
https://portalpedagoga.ru, http://dohcolonoc.ru, т.д.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Организационно – теоретический
(подготовительный)
Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности:
- Изучение нормативных документов.
- Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».
Октябрь-апрель
Накопительно – практический
(основной)
Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии:
- Изучение методики технологии проектирования педагогов в сети –Интернет.
- Проведение цикла краткосрочных (долгосрочных)
проектов с детьми средней группы
- Привлечение родителей к организации проектов в группе.
- Консультации для педагогов ДОУ.
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня (в ДОУ и в сети Интернет).
- Создание своего сайта и освещение данной темы на нём
- Пополнение портфолио
Май
Заключительный
(итоговый)
Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов:
- Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
- Обобщение результатов на родительском собрании ДОУ (отчет о проделанной работе).
- Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.
- презентации проектов и фотоотчет.
- Публикация собственного опыта педагогической деятельности на педагогических сайтах (требуется письменное согласие родителей) с целью участия в конкурсах.
Классификация проекта
«Осенние фантазии»
Октябрь-ноябрь
Семейный, творческий
краткосрочный
«Птичья столовая»
Ноябрь -декабрь
Игровой
долгосрочный
«Использование
развивающих игр В.В.Воскобовича
в образовательно –воспитательном процессе»
В течение года
Творческий
краткосрочный
«Новогодний калейдоскоп»
Декабрь
Познавательно-
исследовательский
краткосрочный
«Наш веселый огород»
Март-июнь
Творческий, игровой
краткосрочный
«Волшебный мир русской народной сказки»
Март -апрель
Познавательно-исследовательский
краткосрочный
«Весенняя лаборатория»
Апрель -май
Информационно –ориентированный
долгосрочный
«Я хочу быть здоровым»
в течении года)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПРОЕКТОВ.
«ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»
Тип проекта - семейный, творческий.
Срок реализации – 2 месяца.
Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
Итоговый продукт - оформление детско-родительской выставки по теме проекта «Осенняя фантазия» через создание поделок из природного материала, овощей, фруктов. Создание лэпбука «Осень в детском саду».
Презентация проекта.
ЦЕЛЬ: расширять представления детей об осени как времени года, помочь увидеть красоту осенней природы и богатства осенних даров создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Обогащать представления и знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о «дарах осени», расширять словарный запас;
Развивающие:
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
Учить отражать наблюдения и полученные знания о различных видах деятельности;
Воспитывающие:
Воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту, развивать желание и умения сохранять окружающий мир природы;
Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- обогащение и расширение знаний детей об осени; активизация словаря детей по данной теме;
- использование полученных знаний в игровой деятельности;
- совместная с детьми деятельность по созданию выставки «Осенняя пора»;
- активное включение родителей в реализацию проекта.
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Тип ппроекта - семейный, творческий.
Срок реализации– 2 месяца.
Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
Итоговый продукт- изготовленные кормушки для птиц родителями и детьми средней группы.
Презентация проекта с фотоотчетом.
ЦЕЛЬ: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Познакомить детей с зимующими птицами в нашем селе;
Углубить знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги;
Развивающие:
Развивать совместное творчество педагога, родителей и детей.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к птицам;
Ожидаемые результаты:
- ребенок имеет представление о зимующих птицах;
-умеет совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
-знает, каким кормом подкармливать птиц;
- родитель, активный участник в проекте;
-способствует вызвать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Тип проекта – игровой.
Срок реализации– долгосрочный, в течение учебного года.
Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
Итоговый продукт- презентация проекта, открытое занятие с детьми.
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Развивающие:
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Воспитывающие:
- уверенность в себе, желание прийти на помощь сказочному персонажу.
Ожидаемые результаты
использование этих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Тип проекта - творческий, семейный.
Срок реализации – 1 месяц.
Участники - воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы, родители.
Итоговый продукт - оформление группы детскими и семейными поделками к празднованию Нового года.
Презентация проекта.
ЦЕЛЬ: создать атмосферу добра, радости и загадочности в предверии Нового года, развивать эмоциональную отзывчивость детей, повышать творческую активность и сплоченность воспитателей, детей и родителей средней группы, празднично оформить группу.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-приобщать к традициям Новогоднего праздника.
Развивающие:
-развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
-воспитывать у детей чувство удовлетворения от участия в коллективной подготовке к празднику;
- побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
расширятся представления детей о традициях празднования Нового года;
пополнится словарный запас воспитанников;
сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей;
празднично и красиво украшенная группа.
«НАШ ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Срок реализации - 4 месяца.
Участники - воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
Итоговый продукт:
Оформление мини – огорода на подоконнике с посаженными луковицами и семенами гороха, укропа, огурца.
Посадка рассады цветов для цветника на территории ДОУ.
Презентация проекта с фотоотчетом.
ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием растений, участие в уходе за растениями, высадка рассады в открытый грунт на территории детского сада.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов;
-уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.
Развивающие:
-обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Ожидаемые результаты:
-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности;
-реализация приобретенных новых знаний в жизни;
- активное участие родителей в проекте;
- участие детей в высадке рассады в открытый грунт, красивый цветник на территории детского сада.
«ВЕСЕННЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Срок реализации – 1 месяц.
Участники- воспитатель, воспитанники средней группы.
Итоговый продукт- презентация опыта, фотоотчет о проведенных экспериментах.
ЦЕЛЬ: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментировании, изучить свойства воды, воздуха, песка, бумаги и др. материалов.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-учить на практике выявлять физические качества воды, воздуха, песка, бумаги и др. материалов;
-формировать познавательные интересы детей, желание экспериментировать;
-учить делать выводы, на основе проведенного эксперимента.
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
- развивать речь, обогащать словарный запас: лаборатория, лаборант, научный эксперимент, изобретение, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
-развивать логику, память, внимание.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к профессии ученого, желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир.
Ожидаемые результаты:
-дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, воздуха, песка, бумаги и других материалов;
-дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать гипотезы и выводы;
-у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.
« ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Тип проекта – информационно –практико-ориентированный.
Срок реализации – (май - июнь), в течение учебного года.
Участники- воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы.
Итоговый продукт- оформление фото-рассказа «Путешествие в страну Здоровья», презентация проекта. Презентация стенда «Уголок Айболита». Создание лэпбука «Если хочешь быть здоров».
ЦЕЛЬ: сохранять и укреплять здоровье детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-формировать понимание о необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
Развивающие:
-развивать элементарные навыки самооздоровления.
Воспитывающие:
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Ожидаемые результаты:
-расширение знаний детей о здоровье;
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья ребенка;
- повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
-овладение навыками самооздоровления;
- снижение уровня заболеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...